Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на войну в раннесредневековом обществе до концепции Августина.






 

Non enim beneficere prohibet militia, sed militia.

(Творить добро препятствует не воинская

служба, но злоба и коварство).

Рассматривая взгляды на войну в раннесредневековом обществе нельзя не заметить, что в течение этого времени, происходит их переоценка - медленная эволюция, для которой конец X века представляется как некий рубеж, эпоха, когда вследствие вторжения норманнов, сарацин, венгров духовенство стало оценивать войну по-новому, более благосклонно. Поэтому эволюцию философско-религиозных взглядов на войну и военное дело в целом, можно рассмотреть и представить через отдельные, важнейшие моменты, происходившие в обществе от начала новой эры, вплоть до конца первого тысячелетия.

Отношение раннего христианства к войне до Константина в принципе известно и понятно. Этой тематике посвящено немало исследований, но нужны некоторые уточнения, которые исходит из неприятия насилия, о чем говорит и Новый Завет: что “не убивай; кто же убьет, надлежит суду” . Исходя из этого многие христианские писатели, как и церковь, проповедуют ненасилие, и занимают позицию неприятия военной службы для христиан. Так Ориген и Тертулиан сурово порицают христиан, согласившихся служить в войске, они сравнивают крещение (sacramentum fidei) с воинской присягой (sacramentum militiae) противопоставляя одно другому . В данном случае имеется в виду, что человек поступает на службу Богу посредством личностного отношения и мировоззрения, обязывающего его на всю жизнь, как солдат поступает на службу государству. “Я - солдат Христа и мне непозволено сражаться” - заявил по легенде святой Мартин Сульпицию Северу, когда решил покинуть армию. Именно такое отношение к военной службе присутствовало в умах большинства христиан раннего периода. С последних лет III века большое значение начинает играть моральный фактор, связанный с распространением императорского культа в вооружённых силах, который принял формы неприемлемые для христиан (почитание солдатами статуй и изображений императоров). С этого момента несовместимость военной службы и службы Богу, которую обязан нести каждый христианин становится основополагающим фактором во взаимоотношениях христиан и военной службы. Но основной причиной отвращения и даже враждебности, которые христиане первых веков питали к военной службе, всё - таки оставался акт убийства, так называемое “табу на кровь”, которое, “наконец, постигает и солдат” . Таким образом, мы подошли к периоду становления христианской империи после Константина. Если раньше христиане могли предаваться служению Богу, предоставляя всем остальным гражданам заботиться о благополучии государства, то теперь христианским писателям приходится искать аргументы для привлечения христиан к поддержанию закона и порядка. Их находят в Ветхом Завете, который часто оправдывает вооружённую силу. Так теперь в декритариях Грациана воины осуждаются не прямо за пролитую кровь, а косвенно, за то, что они ослушались заповеди “не убий” – “взявшие меч от меча погибнут” (МФ. 26: 52) . При этом меняется толкование некоторых слов Иисуса в пользу более высокой оценки государственной власти. Так, например, произошло со знаменитым изречением. “Отдайте кесарю кесарево, а Богу Богово”, которое трактуется всеми до наших дней так, как, кому более удобно. Стоит заметить, что обостряется военная ситуация, вторжения варваров ставят под вопрос само существование государства, поэтому привлечение в ряды защитников империи христиан становится одной из важнейших задач христианских авторов. Новой вехой в эволюции философско-религиозных взглядов являются изыскания святого Августина, развивающего в своих работах двоякую цель: неприятия несправедливой войны, и признание войны справедливой.

Так же нужно помнить, что после разделения империи на Восточную и Западную, эволюция взглядов идёт параллельно, но с особенностями исходящими из самой специфики данного разделения по частям света. Так “Каноны Ипполита”, составленные в Египте в середине IV века, эфиопская версия “Апостольского предания” Ипполита и “Завет Господа нашего” датируемого V веке учат христиан держаться в стороне от армии, либо нести военную службу при условии, что не надо будет убивать врага . Похоже, что такое же положение было и в западной части империи, но именно она подверглась основным атакам врагов:

Кто этот конунг,

ладьи ведущий?

Чей стяг боевой

по ветру вьётся?

Мира то знамя

не обещает,

Облик багряный

вокруг дружины.

(Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга)

Христианская добродетель, не смогла защититься, так как верующие саботируют службу государству в качестве защитников, а несущие в себе воинственную мифологию и мировоззрение вражеские полчища смогли уничтожить западную часть империи. В связи с этими событиями государство на Востоке (в дальнейшем именуемая Византийской империей) в течение V-VII веков использовало по большей части не христианский элемент в своих воинских контингентах и лишь к VIII веку в массе своей ее армия стала христианской, что обусловило элемент различных покаяний за убийство во время боевых действий, что не помешало считать на западе (где создаются новые государства) данное образование “святой империей” .

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал