Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов (как под руководством преподавателя, так и без руководства). Основными способами самостоятельной работы по изучению дисциплины являются: · изучение и конспектирование первоисточников; · чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы; · регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач; · работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий); · подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях; · решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем; · формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям; · подготовка к экзамену/зачету, работа с тестовым материалом. При изучении курса рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими рекомендациями по его изучению; изучить материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной литературе, нормативным актам, периодическим изданиям и пр. Обязательным условием закрепления и углубления знаний является участие студентов в семинарах, подготовка индивидуальных творческих заданий, докладов, а также самостоятельное решение тестов, приведенных в учебно-методических комплексах изучаемой дисциплины. В качестве контроля усвоения пройденного материала, помимо вопросов, обсуждаемых в ходе практических занятий, промежуточное и итоговое тестирование, творческие задания, сдача экзамена/зачета. К экзамену/зачету допускаются студенты, успешно справившиеся с изучением дисциплины, в т.ч. выполнившие все задания, вынесенные на контроль. Методические рекомендации при работе с лекцией. Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями. 1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения. 2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. 3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения. 4. Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. К примеру, используя такие символы: «русский язык и культура речи» - «РЯиКР»; «стили речи» - «СР», «функции» – «F», «федеральный закон» – «ФЗ», слово Российская Федерация всегда обозначается буквами «РФ» или одной буквой «Р» и т.д. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. 5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. 6. Необходимо прочитать лекцию перед практическим занятием по соответствующей теме. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным дисциплинам позволяют студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, документами, получить навык редакторской работы и публичных выступлений, работы с различными текстами. Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. В качестве контроля усвоения пройденного материала, помимо вопросов, обсуждаемых в ходе практических занятий - предусмотрены учебным планом контрольные работы, промежуточное и итоговое тестирование, творческие задания, сдача зачета/экзамена. Методические указания к написанию контрольной работы. В процессе изучения дисциплины студент готовит письменную контрольную работу (согласно учебному плану). При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно. Начинать работу надо с тщательного изучения методических рекомендаций по дисциплине. Далее надо подобрать необходимую литературу. В процессе написания работы можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы. В случае затруднения в выборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю. Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется вариант, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки тем. Контрольная работа должна освещать основные вопросы в свете проработанной литературы и фактического материала, привлекаемого в качестве иллюстраций. Недопустимо дословное переписывание литературных источников, особенно устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать, учебники, брошюры и статьи более чем пятилетней давности издания. Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий библиографический материал. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышает ценность работы иллюстрационный материал. Работа должна быть напечатана с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется перечень вопросов, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. Работа печатается на листе А4 формата (шрифт 12 Times New Roman, интервал – 1.5, поля: слева, справа, верх, низ - 2см), включая таблицы, схемы, рисунки и список литературы, дата написания работы, подпись студента. Материалы первоисточников, цифровые данные, примеры из практики (опыта) должны быть даны с указанием источника, откуда они взяты (автор, название работы, издательство, год издания, страницы). Если источники не указаны, работа может быть не зачтена. Недопустимым является сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольной работы 10-12 страниц компьютерного текста, страницы должны быть пронумерованы. Выполненная контрольная работа сдается в университет на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Студенты, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы. Незачтенная контрольная работа дорабатывается и сдается вместе с рецензией на повторное рецензирование. Зачтенная контрольная работа предъявляется при сдаче зачета/экзамена.
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. В соответствии с учебным планом распределение часов на самостоятельную работу студентов выглядит следующим образом:
Студент обязан выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, разбирать на практических занятиях, а также консультациях вопросы, вызывающие затруднения. Подготовка к текущему, промежуточному и рубежному контролю осуществляется на практических занятиях, а также после занятий студента. Подготовка к зачету/экзамену проводится по вопросам РПД или по тестам всего курса дисциплины. При подготовке к экзамену/зачету параллельно прорабатываются не только теоретические, но и практические разделы курса. Все неясные моменты фиксируются и выносятся на плановую консультацию.
|