Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список сокращений. ЦПМ – цитоплазматическая мембрана
ЦПМ – цитоплазматическая мембрана ЛПС - липополисахариды РНК- рибонуклеиновая кислота ДНК- дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКТ – желудочно-кишечный тракт НАД - никотинаденин-динуклеотид МПБ – мясо-пептонный бульон МПА – мясо-пептонный агар ЖСА – желточно-солевой агар ПАВ – поверхностно активные вещества БГКП – бактерии группы кишечной палочки ПЦР – полимеразно-цепная реакция АТФ - аденозинтрифосфат УДФ - уридиндифосфат ПВК – пировиноградная кислота НАДФ - никотинаденин-динуклеотидфосфат ФАДФ - флавинаденин-динуклеотидфосфат СИБ – система индикаторных бумажек МИК – минимальная ингибирующая концентрация КОЕ – колониеобразующие единицы ОМЧ – общее микробное число ОКБ – общие колиформные бактерии ФКП - фекальные кишечные палочки МБК - минимальная бактерицидная концентрация МПЖ – мясо-пептонный желатин КА – кровяной агар УФО – ультрафиолетовое облучение
Предисловие Сегодня микробиология, вирусология и иммунология относятся к числу базовых дисциплин, знание которых необходимо всем специалистам, получающим образование в стенах различных медицинских вузов, поскольку способствует решению важных проблем клинической, медико-профилактической и теоретической медицины. Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО ТГМА Росздрава проводит обучение студентов различных факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, факультета ВСОв соответствии с республиканскими программами, утвержденными МЗ РФ и разработанными с учетом профиля, специфики и объема знаний, необходимого студентам каждого факультета. Занятия по микробиологии, вирусологии и иммунологии проходят по форме цикловых занятий или учебных модулей, включающих три и более занятия, объединенных тематически. Для проведения практических занятий по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии разработаны методические указания для студентов в виде рабочей тетради, состоящей из 5 учебных модулей. Каждое занятие учебного модуля включает тему занятия, задание на дом (вопросы для самоподготовки и контрольные вопросы), основные термины, план практической работы, ситуационные задачи, тестовые задания и УИРС. Для подготовки к практическим занятиям и качественного усвоения, как теоретического материала, так и практических навыков и умений, студенту необходимо использовать большое количество современной учебной литературы: учебники, учебные пособия, атласы, руководства по выполнению лабораторных работ, сборники тестовых заданий и ситуационных задач с эталонами ответов, электронные ресурсы. Однако, появляется проблемы доступности этих источников информации, огромного потока информации и достаточного количества времени. Исходя из этого, коллектив кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО ТГМА Росздрава подготовил серию учебно-методических пособий по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии: «Морфология и физиология микроорганизмов. Микроскопический и бактериологический метод в диагностике инфекционных заболеваний. Инфекция и инфекционный процесс. Основы санитарной микробиологии», «Общая и прикладная иммунология», «Общая и частная вируология», адаптированных к структуре учебного процесса и предназначенных для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине. Учебно-методические пособия по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии включают список часто употребляемых сокращений, учебные модули общей микробиологии, вирусологии и иммунологии, содержащие материал дисциплины, изложенный в виде текста, таблиц и иллюстрированный рисунками и схемами, список литературы, рекомендованной для углублённого изучения дисциплины. Каждый учебный модуль дисциплины построен по единой схеме и включают: тему модуля, тему занятия, цель занятия (с указанием объема теоретических знаний и практических навыков и умений), вопросы для самоподготовки, базовый текст, план практической работы занятия, примеры ситуационных задач с эталонами ответов. Базовый текст составлен в соответствии с вопросами для самоподготовки. План практической работы содержит описание каждого пункта работы, если в базовом тексте не описаны этапы проведения данной манипуляции. Ситуационные задачи содержат эталоны ответов, выделенные курсивом. В учебно-методическом пособии использованы международные стандарты терминологии и общепринятые трактовки основных понятий микробиологии, вирусологии и иммунологии. Справочник рекомендован Центарьным координационным методическим советом ТГМА в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся на лечебном, педиатриическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах и факультете ВСО.
Модуль I «Морфология микроорганизмов» Тема 1: Правила работы в микробиологической лаборатории. Мир микробов. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Морфология и ультраструктура бактерий. Микроскопический метод диагностики инфекционных заболеваний. Цель занятия: знать правила работы и принципы организации микробиологической лаборатории; морфологию и ультраструктуру бактерий; микроскопический метод диагностики инфекционных заболеваний, его задачи и этапы проведения; правила приготовления мазков и методы их окраски. уметь выполнять мазки из различного исследуемого материала; проводить окраску мазков простыми и сложными методами (по Граму, по Цилю-Нильсену); дифференцировать микроорганизмы по морфологическим и тинкториальным свойствам. Задание на дом: I. Вопросы для самоподготовки: 1. Правила работы в микробиологической лаборатории 2. Мир микробов. Особенности строения про- и эукариотической клетки 3. Систематика и номенклатура микроорганизмов 4. Морфология и ультраструктура бактериальной клетки 5. Основные формы бактерий 6. Микроскопический метод диагностики инфекционных заболеваний 7. Простые и сложные методы окраски бактерий 8. Механизмы окрасок по Граму и Цилю-Нильсену
|