Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика и выразительность речи. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В.р.- дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев, мотивы их поступков…углубляет понимания красоты и музыкальности устного языка. Овладев умением выразительной речи учитель приобретает сильнейшее средство воспитательного воздействия на детей… Дети эмоциональны и рассказ может так глубоко воздействовать на них, что идея, заложенная в рассказе, часто становится для них прочным жизненным правилом, руководством к действию. (Л.А.Горбушина «Выразительное чтение и рассказывание учителя» стр.146 «Импровизационный рассказ» Интонация- совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых- фразовые и логические ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Фонетическая транскрипция текста. Речевая партитура. Фразовые и логические ударение – «Ударение указательный палец, отмечающий самое главное…любовное, злобное, хитрое, презрительное, открытое или двусмысленное слово в фразе…» сказал К. С. Станиславский. Обозначаются горизонтальным подчеркиванием, как правило в простом предложении бывает одно (С августа в воздухе начинает холодать)или несколько (Блеснули долы, холмы, нивы.) Ударение ставятся на именах существительных и глаголах, при повторах с возрастающим усилением. (Во мне всё кипит, волнует, бесит) При перечислении- (Я встал, умылся, оделся и выпил чай) При объединении авторских слов и прямой речи- А я не генерал - продолжал Чапаев, облизнувшись и щипнув себя за ус. Если логическое ударение неправильно, то и весь смысл фразы может быть затемнён. Практическая работа И.Тургенев (поставить ударения): Около полудня, обыкновенно появляются множество круглых высоких облаков, золотисто-серых с нежными белыми краями. Например: Вы сегодня будите в театре? Вы сегодня будите в театре? Вы сегодня будите в театре? Вы сегодня будите в театре? Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи. Логические паузы- оформляет речь, придают ей законченность. (На примере «В мучном амбаре- пауза- КОТ!!! - пауза….) Психологическая пауза («красноречивое молчание» К.С. Станиславский)-- это остановка, которая усиливает, выявляет особое психологическое значение слова или фразы. Паузы могут быть разной длительности в зависимости от высказываемой мысли, от содержания. Иногда место логической паузы определяется знаками препинания. Минимальная пауза- обозначается вертикальной пунктирной линией, небольшая пауза- одной вертикальной линией, длительная- двумя вертикальными линиями. Подтекст- внутренний психологический двигатель., главная идея произведения. (скрытый- в баснях и сказках) Темпо-ритм. Мелодия текста. Если необходимо привлечь внимание слушателя, текс или часть его произносится с замедленно, с напором, подчеркнуто, вводные слова или предложения, второстепенные мысли высказываются как бы между прочим.. Мелодика тона- подъем (повышение) голоса на ударном слоге означают значком /, падение (понижение) голоса\. Пример: И всё?! -Да, всё. Разбор- И всё / Да/ всё\ Словестные замечания о темпе чтения ставятся на полях справа: быстро, медленно, ускоряя и т.п. Нумеруются смысловые части развития действия: 1 часть- подготовка зрителя, экспозиция. 2 часть- оживление. 3 часть- главная, основная. 4 часть- самая напряженная, кульминация. 5 часть- переломный момент, движение к развязки 6 часть- развязка, финал. Пример: Ф Тютчев «Конец зимы» Средний темп - Зима недаром злится Пришла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора Ускоренно- И всё засуетилось Всё гонит зиму вон И жаворонки в небе Уж подняли трезвон Замедляя- Зима ещё хлопочет И на весну ворчит Та ей в глаза хохочет Ускоренно- И пуще лишь шумит! Быстро- Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя Пустила, убегая, Замедляя- В прекрасное дитя Средний темп- Весне и горя мало Умылась в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Подтекст
|