Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс выступления






КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ НЕРВАМИ

Перспектива выступить с речью на публике может превратить психически здорового и уравновешенного человека в неврастеника. Существуют, однако, способы избежать этого.
1. Не являйтесь туда, где вы должны выступать. Настоящий знаток придумает какое-нибудь оригинальное извинение, например: «Меня отзывают по вопросам государственной безопасности».
2. Выпейте чего-нибудь покрепче. Многие пришли к выводу, что сочетание адреналина с алкоголем придает дополнительный драматизм выступлению. Выпивка не только успокаивает нервы, но и снимает запреты относительно того, что можно и что нельзя говорить.
3. Дышите глубже. Только смотрите, чтобы ваше шумное сопение не было неправильно истолковано публикой. Пара глубоких вздохов перед началом речи может сотворить чудо. Попробуйте.
4. Выполняйте физические упражнения. Многие знатоки ораторского искусства скажут вам, что для снятия напряжения перед выступлением лучше всего напрячь мышцы правой стороны тела, а затем расслабить их, после чего таким же образом сконцентрироваться на левой. Не поддавайтесь на провокацию. Опытным ораторах известно, что это лучший способ довести себя до судороги, а весьма непросто начать речь, когда тебя дергает из стороны в сторону, как паралитика.
5. Закройте глаза. Специалисты советуют расслабляться, закрыв глаза в думая о чем-нибудь мирном и спокойном. На первый взгляд, неплохой способ, но вскоре можно обнаружить что медленно, но верно погружаешься в сон.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Вот он, звездный час оратора. Председательствующий только что объявил ваше имя. Теперь вы ослепите и оглушите аудиторию своими знаниями, останавливаясь только затем, чтобы отхлебнуть приготовленной в графине воды, а потом удалиться под громовые рукоплескания и крики «Браво!», «Бис!».
1. На трибуну поднимайтесь энергично. Настоящий профессионал при этом слегка споткнется, чтобы вызвать сочувствие публики, поскольку знает — сочувствие ему еще ой как понадобится.
2. Соберитесь с мыслями. Выйдя на сцену, сначала убедитесь, что ваши записи в порядке. Не бросайтесь, очертя голову, с места в карьер. Время только взвинтит аудиторию, и она будет с нетерпением ожидать, когда вы начнете делиться с ними своей мудростью. К тому же чем больше пауз, тем меньше вам придется говорить.
3. Сделайте два-три глубоких вдоха. Как уже говорилось, задача состоит в том, чтобы снять напряжение перед выступлением. Со стороны это, правда, производит несколько странное впечатление: публика может подумать, что на сцену вышел актер, который пытается изобразить рыбу. И что бы вы не сказали, они будут приятно удивлены, услышав от рыбы какие-то звуки.
4. Установите контакт с аудиторией. Если действия с 1-го по 3-й пункт длились достаточно долго, контакт может принять форму гипнотического сеанса. Если же это не подействовало, можно привести публику в это состояние с помощью зрительного контакта, то есть не спуская с публики глаз. Однако при этом вы в скором времени поймете, что и зал смотрит на вас. Если вас это нервирует, возвращайтесь к 3-му пункту.
5. Начните речь. Желательно, чтобы она текла в соответствии с вашим текстом, карточками или подсказкой телесуфлера. Если вы обнаружите, что произносимое вами никак не связано с тем, что вы собирались сказать, не теряйтесь. Ясно, что сдали нервы, и потому возвращайтесь к пункту 3 и прочитайте два-три первых абзаца речи, пока будете восстанавливать дыхание. Квалифицированный оратор создаст при этом видимость, что сделал паузу для пущего эффекта.
6. Говорите медленно. Это превосходный способ растянуть выступление. К тому же он даст вам еще одно важное преимущество: когда вы наконец дойдете до главной мысли, то сможете притормозить еще больше, напирая на два-три предложения, которые займут у вас столько времени, сколько при нормальной скорости чтения ушло бы на целую страницу.
7. Смотрите бодро. Живой взгляд — залог успеха оратора. Несколько простых мимических действий вроде улыбки или поднимания бровей могут также отвлечь внимание зала от того факта, что ваши записи в беспорядке и что вы только что прочли им 3-ю страницу вместо 2-й.
8. Делайте паузы. Не обязательно для того, чтобы подчеркнуть смысл, а просто чтобы прервать поток слов и заглянуть в текст выступления.
9. Двигайтесь. Очень хорошо, если оратор перемещается от одной точки сцены к другой так спокойно и плавно, как это только возможно. Это отвлекает аудиторию, и она уже не замечает явных противоречий в том, что говорится, и теряет способность долго концентрировать внимание на отдельных моментах речи, а стало быть, и сформулировать какой-нибудь зловредный вопрос оратору.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Первое правило всякого благоразумного оратора — не произносить никаких речей. Если же вы не можете отделаться от выступления, то второе правило — не отвечать ни на какие вопросы.
При условии, что вы будете строго следовать нашим инструкциям, всякая возможность каких-либо вопросов будет исключена, поскольку все настолько запутаются, что не будут знать, о чем вообще спрашивать. В самом невероятном случае — когда кто-то поймет что-нибудь из того, о чем вы распинаетесь, — вы сможете отфутболить любое количество потенциальных любопытствующих на основании одной из изложенных ниже причин. Вам, как уверенному в себе говоруну, следует сделать все возможное, чтобы обеспечить такое положение вещей.

1. Никто не захочет выставить себя дураком перед всем залом, задавая вопрос, ответ на который очевиден всем, кроме него. Страх оконфузиться, вне сомнения, снимает массу вопросов. Им можно быстро заразить всю аудиторию, ответив первому же любопытному так, будто он слабоумный. Единственные, кого это не спугнет, — настоящие слабоумные.
2. Нет времени на вопросы. Если вы изучите и воплотите в жизнь рекомендации данного руководства, эта ситуация сложится сама собой. Бели же по какой-то необъяснимой причине вы уложитесь в отведенное вам время, вините только себя. Но не отчаивайтесь. За? ранее проведя рекогносцировку местности, вы наверняка знаете, где находятся выход и удобства. Пришло время воспользоваться тем или другим.
3. Вы раскрыли тему выступления так, что каждому все стало предельно ясно. В случае со знатоком это маловероятно. Скорее всего, вы раскроете тему таким образом, что все будут совершенно сбиты с толку. А это почти всегда снимает вопросы, поскольку каждый обычно испытывает ложное ощущение, что сбит с толку лишь он один. Это возвращает нас к пункту 1.
Мастера-ораторы не настолько наивны, чтобы позволить нескольким выскочкам в аудитории задавать вопросы, на которые они не в состоянии ответить. Есть несколько способов борьбы с ними:

а) В самом начале речи предупредите, что тема непростая, а времени так мало, что ответить на вопросы вы просто не успеете.
б) Объясните, что на вопросы будете отвечать по окончании выступления, но заранее договоритесь с коллегой, чтобы он срочно отозвал вас якобы по срочному делу как раз на последнем слове вашей речи.
в) Заявите, что в зале, как вам известно, есть специалисты, более сведущие в данном вопросе, чем вы. Конечно, тут есть риск, что многие будут недоумевать, почему в таком случае на сцене вы, а не один из этих специалистов. И вы, наверное, совершенно искренне будете удивляться этому не меньше других. И все-таки лучше назвать этих людей по именам. Это не только сделает их калифами на час и обеспечит вам их безмерную признательность, но и позволит обратиться к ним за разъяснениями по поводу какого-нибудь каверзного вопроса в конце речи.
г) Говорите, не останавливаясь. Пока говорите вы, публика молчит и, значит, не задает лишних вопросов. Так что, если вас пугает перспектива необходимости отвечать за свои слова в конце речи, просто продолжайте говорить. Ясно, что чем длиннее и пространнее ваша речь, тем меньше вероятность вопросов. Не сохранилось, например, никаких свидетельств того, чтобы Капиле Кумарасингхе (см. выше) после его речи по поводу буддийской культуры задавали какие-либо вопросы. Налицо знаток своего дела, умеющий управлять аудиторией. Если, вопреки тому, что вы рабски следовали всем вышеприведенным инструкциям, зал все-таки горит желанием задать вам несколько вопросов, вам остается уповать только на самого себя. Выкрутиться из этой ситуации можно несколькими способами:
1. Дипломатичный уход от ответа
От всей души поблагодарите задавшего вопрос за столь глубокое понимание темы и продолжайте свое выступление как ни в чем не бывало. Обычно это помогает. Если же вам начинают намекать, что вы так и не ответили, повторите процедуру с самого начала. Рано или поздно любопытствующий стушуется, это только вопрос времени.
2. Каков должен быть вопрос? Вот в чем вопрос!
Этот прием состоит в том, чтобы выслушать задаваемый вопрос и затем объяснить, как он должен прозвучать на самом деле. Вовсе не обязательно отвечать ни на тот, ни на другой вопрос, но, если уж никак не отвертеться, вы должны быть готовы дать исчерпывающий ответ на тот вопрос, который сами сформулировали.
3. Игра в «глухого»
Самый легкий прием, поскольку позволяет отвечать все, что заблагорассудится, ничуть не смущаясь тем, что ваш ответ не имеет ничего общего с вопросом. Как и прием, описанный в пункте 1, это особое искусство, которым должен владеть каждый общественный деятель.
4. Никогда не повторяйте вопроса
Некоторые считают, что необходимо повторить заданный вопрос: это покажет спросившему, что вы его поняли. Но это сродни тому, чтобы стоя на эшафоте, помогать палачу правильно затягивать петлю на собственной шее. Не делайте этого. Если спросивший знает, что вы уяснили суть вопроса, вы окажетесь в сложном положении, когда вас спросят, отчего же вы не ответили.
5. Растягивайте ответ
Если вы все же, так сказать, приняли вопрос, растягивайте ответ, пока хватит сил. Зачитывайте длинные куски из только что прочитанной вами речи. Если повезет, это отпугнет любопытствующих и отобьет у них охоту задавать вопросы. ПОМЕХИ Помехи и посторонние шумы могут расстроить нервозного оратора и даже сорвать выступление, но для знатока они просто манна небесная. Помехи в процессе выступления можно разделить на два вида:
запланированные заранее, то есть умышленные, и незапланированные, то есть неумышленные.

Умышленные помехи

Их планируют, чтобы сократить речь и закончить пораньше. Предположим, от вас ожидается пятнадцатиминутное выступление на тему «Особенности спаривания антарктических императорских пингвинов», достаточно распространенном предмете обсуждения. После не слишком утомительной работы в библиотеке, набрасывания тезисов и репетиции перед зеркалом.вы обнаружите, что вашего текста хватает в лучшем случае минут на шесть. Пользуясь несколькими приемами, описанными в этой книге, вы сможете поблефовать еще минуты четыре. Но больше вам не придумать ни слова. Остается решить, что делать дальше:
а) Еще пять минут распространяться на другую тему.
б) Предложить аудитории поразмышлять несколько минут над уже сказанным.
в) Делать паузы более частыми и продолжительными.
г) Задействовать аудиовизуальные средства.
д) Закончить пораньше.
Если вы в самом деле не можете придумать, как продержаться еще пять минут, то у вас нет выбора: остается только инсценировать помехи. Например:
1. Некоторое количество свернутых в трубочку и засунутых в карман банкнот поможет сотрудникам буфета за стенкой начать тур мирового чемпионата по метанию тарелок.
2. Вы просите друга или помощника прислать вам записку о том, что горит ваш офис, дом или автомобиль.
3. Заранее приглашаете в аудиторию «подсадную утку» для задавания запланированных вопросов.
4. Договариваетесь о регулярных сбоях в работе диапроектора.
5. Организуете короткое замыкание. Подобные хитрости позволяют обычно убить сразу двух зайцев:
— Не дают вам закончить речь.
— Вызывают искреннее сочувствие аудитории.

Неумышленные помехи

Несмотря на тщательную подготовку, неосторожного оратора поджидают многочисленные ловушки. Их диапазон простирается от мельчайших посторонних шумов, которые можно обратить себе на пользу, до колоссальных помех, которые можно замерять по шкале Рихтера. Когда это происходит, вам остается, на выбор:
а) Застыть от ужаса и превратиться з забывшую все земное статую Командора.
б) Выполнить дыхательные упражнения и превратиться в фыркающего носорога.
в) Симулировать острый приступ желудочно-кишечного заболевания. Если вам полагается гонорар за выступление, этот приемчик позволит получить его, не утруждая себя никакой работой.
г) Выйти из ситуации, используя свой опыт знатока-профессионала.
Умудренный опытом оратор учитывает все возможные непредвиденные обстоятельства и имеет про запас план, а то и два, аварийного выхода из кризиса. Вот несколько распространенных ситуаций, а с ними — несколько весьма полезных идей насчет того, как на это реагировать: Сирены; звонки; пожарная сигнализация:

а) «Так вот что случилось с моим будильником!»
б) «Это вместо аплодисментов?» /»Это уже вопросы из зала?»
Самолеты:

«Надеюсь, это не бомбардировщик».
Звук разбиваемой посуды:

а) «Я же говорил, у всех официантов южный темперамент».
б) «Моя жена обычно бьет всего одну тарелку».
Телефонный звонок:

а) «Если это мой брокер, скажите — продавать». б) «Я же говорил жене, чтобы она не звонила мне на работу». Звонки мобильных телефонов в зале:

а) «Меня подбадривают музыкальным сопровождением».
б) «Если есть палочка, могу подирижировать».
Падение карточек или листков с трибуны:

а) «Эх, никогда я не умел стоять на приеме подач».
б) «Маленькая рекламная пауза».
Спотыкание или падение по пути на сцену:

«Вот и президент так же всю дорогу».
Потеря нужного места в тексте:

а) «Моя секретарша вечно жалуется на мой почерк, а я не могу читать то, что она печатает».
б) «Вы думаете, только вы запутались? Я тоже слегка заблудился».
Перевернутый слайд на экране:

«Я говорил, что нельзя приглашать фотографа из Австралии!» Микрофон заглох:

«Не могли бы джентльмены в задних рядах немного поднапрячь слух?»
Короткое замыкание:

а) «Похоже, я злоупотребляю вашим гостеприимством».
б) «Понимаю, все стеснены в средствах, но все-таки электроэнергию оплачивать надо».
в) «Теперь, как всегда, блуждаем в потемках».

ПРИЕМЫ Во время речи или презентации может быть задействован любой набор приемов. При этом выбор тактического хода зависит от цели и повода выступления, а также от того, насколько вы отчаялись. Не стоит ставить перед собой сложные задачи: самые простые решения часто являются самыми эффективными. Вот несколько примеров на ваш выбор:

1. Внешний вид
Наденьте что-нибудь броское, например галстук «электрик» (если вы мужчина), или украшения, играющие в лучах света (женский вариант), или же очки классной дамы (в обоих случаях).
2. Микрофон

Микрофон — первый помощник оратора. Творчески используйте весь диапазон ошеломляющих звуков, которые он способен издавать, — от жуткого свиста до душераздирающего скрежета. Лучше всего держать микрофон как можно ближе, чтобы никто не разобрал ни слова.
3. Жесты

Отвлекающие движения — настоящая находка. Если на свете и существует что-либо, способное отвлечь аудиторию от предмета речи, так это привычка оратора теребить ушные мочки или почесываться время от времени в разных местах. Эксцентричное поведение выступающего привлекает всеобщее внимание, и содержание речи становится несущественным. Если, конечно, в ней изначально было что-нибудь существенное.
4. Видеоматериалы

Вот прекрасная возможность продемонстрировать всю глубину знаний, которыми не владеешь. Весь секрет использования видеоматериалов заключается в том, чтобы сделать эту операцию как можно сложнее. Это может противоречить всему, что вы слышали или чему вас учили, но подлинный успех приходит к тому, кто всегда готов бросить вызов традиции.
Другая традиционная премудрость состоит в том, что видеоматериалы призваны иллюстрировать вопросы, которых касается оратор. Но опытный оратор понимает, что во всякой аудитории сидит как мини- мум один всезнайка, рвущийся продемонстрировать всю глубину своих познаний, и сопровождать речь иллюстрациями — это значит только побуждать людей подобного рода задавать вопросы. Во что бы то ни стало надо избежать этого. Что же касается освещения, его должно быть как можно меньше. Держать аудиторию в темноте — как раз то, что нужно.
На практике применение видеоматериалов означает, что вам удастся, задействовав каскад специальных световых эффектов, скрыть свою неспособность логично излагать факты больше трех минут. Позаботившись обо всем заранее и правильно рассчитав, выступление можно затянуть так, что времени для самой речи уже не останется. Следует рассматривать это как положительный фактор, поскольку именно так это будет воспринято аудиторией.
Не стоит полагаться только на бесконечные слайды и пленки. Пофантазируйте. К примеру, вам надо рассказать американцам о крикете, а это игра английская, ведь американцы предпочитают регби и бейсбол. И что— вы станете показывать им слайды последнего отборочного тура? Или будете демонстрировать крикетный мячик? Нет, вы просто предъявите им коробку от игры в крикет и объясните, как и для чего ее применяют. Помимо того, что аудитория поймет, до чего же это опасный спорт, коробка пригодится в следующий раз, когда вы будете проводить лекцию о средневековых гульфиках.

ЧТО ПОКАЗАНО И ЧТО КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНО Показано:
- Придумывать правдоподобные объяснения в случае опоздания: скажите, что вас вызвали в последнюю минуту для срочных переговоров; кроме того, нет более понятного всем оправдания, чем опаздывающий транспорт.
- Принять правильную позу. Это основополагающее правило не только для начинающих, но и для всех остальных ораторов.
- Не пытайтесь донести до аудитории больше одной мысли за единицу времени. Вниманию и возможностям слушателей есть предел. В любом случае, не старайтесь подавить аудиторию своими знаниями: вы и так, понятное дело, единственный, кто здесь работает, а остальные пришли просто посидеть. Категорически противопоказано:
• Забыть поблагодарить пригласившего, особенно если вам еще не заплатили гонорара.
• Поливать микрофон какой-нибудь жидкостью. В лучшем случае это будет звучать как самый кошмарный случай несварения желудка, известный человечеству. В худшем — произведет короткое замыкание, и вы окажетесь на электрическом стуле, тем самым лишив аудиторию обещанного удовольствия.
• Злоупотреблять шутками. Разве что у вас это очень здорово получается. (Другими словами, если уровень ваших шуток неизмеримо выше, чем при привычном общении с друзьями в барах и на вечеринках.)
• Использовать избитые клише. Ничто не ново под луной, но выслушивать все время одно и то же очень утомительно, особенно для профессиональных слушателей, которым приходится терпеть это несколько раз в неделю ради бесплатного угощения. Фраза «Я не привык к публичным выступлениям» только вызовет у публики удивление и непонимание того, зачем вы вообще полезли на место оратора. Использовать ненормативную лексику. То, что допустимо на дружеских вечеринках и даже приветствуется на банкетах в клубе любителей подледной рыбалки, будет воспринято в лучшем случае с недоумением.
— Переходить на личности и делать даже самые легкие выпады против присутствующих. Особенно если они крупнее и сильнее вас.
— Забывать о том, что каждому из присутствующих нужно втолковать, почему он должен вас слушать. Тот факт, что двери заперты, — еще не причина. Поэтому сначала объясните, чему они будут радоваться и в чем находить интерес, затем приступайте к самой речи, а после нее объясните, чему они порадовались и что именно нашли интересным. Как знать, если вы объясните это достаточно убедительно, вам, может быть, и поверят.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ Прочитав последнее изречение и издав последний звук, не надо смиренно шлепаться в кресло и с облегчением вытирать пот со лба. Выжимайте все, что можно, и ждите аплодисментов. Когда вы почувствуете, что они стихают, улыбнитесь, произнесите: «Благодарю вас» и сядьте с триумфом. На основании этого можно сделать четыре умозаключения по поводу вашей способности выступать на публике:
1. Вы оказались намного лучше, чем сами предполагали.
2. Вопреки тому, что вы ожидали враждебности или безразличия, аудитория приняла вас тепло и дружелюбно и желала вам успеха. (Объясняется это тем, что они благодарили Господа за то, что стоять на сцене приходится не им.)
3. Вы получили удовольствие от выступления на публике.
4. Знаток может все!

ГЛОССАРИЙ Одна из прелестей выступления на людях состоит в том, что можно ввязаться в это дело, не тратя времени на освоение специальной терминологии. Это соображение может вызвать легкое разочарование у профессионального оратора, который по недосмотру потратил на это много сил. И для тех, и для других ниже приводится краткое толкование некоторых наиболее ходовых терминов.
Аудио- и видеоматериалы — термин используется фактически в любой ситуации и применительно ко всему, что можно продемонстрировать, помимо блестящих ораторских способностей.
Видеоматериалы — средства, которые можно использовать для оживления серенькой невыразительной речи или презентации. Истинные знатоки понимают, что никакой связи между тем, что показывается на экране и тем, что сообщается залу, не требуется.
Карточки-шпаргалки — способ подсказать себе, о чем вы хотели сообщить; но не обязательно в том порядке, в каком это надо делать. Порядок изложения можно установить с помощью нехитрой техники нумерации ваших карточек или скрепления их вместе на сборном кольце типа «брелок».
Место действия — любое место, где вам предстоит выступать, от пятизвездочного отеля на Канарских островах до провинциального клуба. Опытные мастера соглашаются выступать с речью только в тех местах, которые служат упрочению их репутации, — например, в парламенте или на телестудии, или же там, где предусмотрена оплата, или, наконец, там, где можно поваляться на пляже за чужой счет.
Ораторское место — обычная сцена, оборудованная дополнительными конструкциями и электрическими кабелями, в которых можно запутаться. Назначение всего этого — служить задником для выступления оратора, что не всегда становится очевидным публике. Тем не менее нагромождение этих конструкций обеспечивает работой декораторов и создает множество потенциальных ловушек для оратора.
Плевки — обычные пластиковые листки, которые сворачиваются по краям, когда вы пытаетесь втиснуть юс в диапроектор. Еще их называют «проекционным материалом», чтобы сбить с толку непосвященных.
Подача — не имеет ничего общего с подачей мяча в спорте, хотя эффект в чем-то схожий. Как известно всякому, содержание — ничто, а умение подать — все.
Проектор — называйте его диапроектором, если хотите быть воспринятым всерьез. Видимо, эта техника была изобретена кем-то, затаившим злобу на все человечество: в них имеется некое устройство, вызывающее взрыв лампочки при попытке вставить третью пленку. Это все вполне отвечает вашим стратегическим целям, поскольку:

а) вас больше никогда не попросят использовать эту аппаратуру, и
б) ваш пример заставит других поверить, что у них-то это обязательно получится лучше. Пусть попробуют — и точно так же сядут в лужу. Можете не сомневаться.
Структура — имеется в виду не та вышеописанная конструкция, на фоне которой происходит судьбоносное событие, а порядок построения вашего выступления. Говорят, что речь должна иметь начало, середину и конец. Если кто-то настаивает на этом положении, напомните, что Рональд Рейган вполне мог обходиться без этого, — стало быть, и вы можете.
Текст — телесуфлер бедняка. Многие школьники умеют вызывать зевоту, даже читая вслух «Кама-сутру», Многие ораторы умеют делать то же самое с текстами выступления.
Телесуфлер — устройство, которое позволяет проецировать ваш текст на нечто вроде пуленепробиваемого экранчика. Очень многие выступающие желали бы, чтобы этот экран и в самом деле был пуленепробиваемым.
Трибуна — подставка для вашего текста. Некоторые трибуны приспособлены для телесуфлера. На них текст вы уже не положите, поскольку он будет проваливаться в дырку посередине.
Экран — предмет, необходимый для проецирования слайдов. Попытка собрать переносной экран может оказаться успешной только у того, кто собирал Эйфелеву башню. Те, кому доводилось видеть, как пятеро взрослых людей сражаются с этим оборудованием, могут подтвердить, что это — не преувеличение. Не давайте вовлечь себя в решение практических задач по воздвижению переносного экрана. Однако роль руководителя вполне приемлема.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал