Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве






Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии меж­дународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выпол­нения международных конвенций и подписанных к ним прото­колов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества: с органами управления конвенциями.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные кон­венции и протоколы в области охраны окружающей среды:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния — 17 ноября 1979 г.;

Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных по­токов по меньшей мере на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансгранич­ном загрязнении воздуха на большие расстояния — 13 июля 1985 г.;

Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 4 ноября 1988 г.;

Венская конвенция об охране озонового слоя — 22 марта, 1985 г.;

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоно­вый слой — 16 сентября 1987 г.;

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — 25 февраля 1991 г.;

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата — 9 мая 1992 г.;

Конвенция ООН о биологическом разнообразии — 5 июня 1992 г.;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — 3 марта 1993 г.

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы " Охрана атмосферного воздуха" с учетом вы­полнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их им­портерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразно­образия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети терри­ториальной охраны природы (EECONET), основной целью кото­рой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Боль­шинство европейских государств обязались спланировать и соз­дать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети явля­ются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохра­нения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функцио­нально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных террито­рий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по пробле­мам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации (имплементация (от лат. impleo - исполняю) - осуществление, выполнение государством международных правовых норм, междуна­родных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.)

В последние годы активизировалось сотрудничество приро­доохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. Подготовлены и изданы материалы Международной конферен­ции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, которая состоялась в Минске в 1997 г.

За приверженность нашей страны идеям экоразвития и ак­тивную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была из­брана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).

В республике продолжается работа по реализации разрабо­танного целевой группой ЕЭК ООН проекта " Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемо­го совместно с Польшей и Украиной.

В области охраны окружающей среды у Беларуси много об­щих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катас­трофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, приня­тых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Сог­лашение о взаимодействии в области экологии и охраны окру­жающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присут­ствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекаю­щих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руко­водителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного эко­логического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачами МЭС являются:

♦ осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

♦ проведение совместных экологических экспертиз проектов;

♦ оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

♦ ведение межгосударственной Красной книги;

♦ определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;

Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой ис­чезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;

Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;

Соглашение об информационном сотрудничестве в области эко­логии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;

Соглашение о принципах взаимодействия в области рацио­нального использования и охраны трансграничных водных объ­ектов от 6 июня 1997г.

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с дру­гими сопредельными государствами и потенциальными инвес­торами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Дани­ей, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

В рамках двустороннего сотрудничества регулярно прово­дятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологичес­кого сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотруд­ничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основ­ное внимание в своей работе уделяет подготовке межправи­тельственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Россий­ской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Про­должается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семи­нар на тему " Сближение законодательной и нормативно-методи­ческой базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровле­нию и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины. Главным направлением взаимодействия Беларуси с Поль­шей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению био­разнообразия Беловежской пущи и др.

В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Бела­русь и Данией развернута работа по таким приоритетным направ­лениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Дат­ским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бас­сейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы ра­боты по двум проектам, финансируемым Датским правительс­твом: " Обследование и утилизация старых, накопленных пести­цидов в Республике Беларусь" и " Получение энергии из радиоак­тивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".

И это лишь малая толика примеров международного природоохранного сотрудничества нашей страны.

Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171, 2 млн. дол.), выделенных Бе­ларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвер­тая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах со­циальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддер­жка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой сум­мы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснаще­ния предприятий; 1 млн. дол. — на проект сохранения биоразно­образия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию про­тивопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы рес­публики ВБ определил серьезные изменения макроэкономичес­кой ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы даль­нейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сто­ронами. И среди них такие направления, как внедрение экономи­ческих инструментов в природоохранную деятельность, пробле­мы переработки промышленных отходов, введение налогов на то­вары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, акку­муляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.

Активное участие Беларуси в процессе международного эко­логического сотрудничества дает надежду на то, что наше воз­вращение на общемировые пути социально-экономического раз­вития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-тех­нический и интеллектуальный потенциал для совершенствова­ния технологий в целях экологизации хозяйственной деятель­ности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные тех­нологии. Однако для быстрейшего распространения самых про­грессивных экотехнологий целесообразно использовать опыт стран с высокоразвитой экономикой, тем более что " Повестка дня на XXI век" предусматривает передачу таких технологий развитыми странами мира другим государствам. Но для практи­ческой реализации этой меры необходима разработка соответ­ствующей нормативно-правовой базы в рамках международного экологического сотрудничества.

 


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 5

Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА " ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ". 5

1.1. Природопользование как объект изучения курса. 5

1.2. Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества. 7

1.3. " Основы экологии и экономика природопользования" как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет и методология курса. 9

1.4. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса " Основы экологии и экономика природопользования". 14

Глава 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ.. 16

2.1. Краткий исторический очерк возникновения и развития экологии. 16

2.2. Основные понятия экологии. 19

2.3. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы.. 26

2.4. Основные законы и принципы экологии. 31

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ... 35

3.1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил 35

3.2. Закономерности и принципы природопользования. 40

3.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия. 45

Глава 4. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 50

4.1. Экономическая сущность понятий " природные условия и ресурсы". Классификация природных ресурсов. 50

4.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил. 53

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 55

5.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов. 55

5.2. Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов 58

Раздел 2 ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 66

Глава 6. ЭКОЛОГИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА.. 66

6.1. Атмосфера, ее состав. 66

6.2. Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна. 67

6.3. Последствия загрязнения атмосферы.. 73

6.4. Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна. 75

6.5. Основные направления охраны атмосферы.. 76

6.6. Регулирование состояния воздушной среды.. 78

Глава 7. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 81

7.1. Эколого-экономическое значение водных ресурсов. 81

7.2. Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка. 84

7.3. Основные направления использования водных ресурсов. 86

7.4. Загрязнение водоемов в связи с их использованием.. 89

7.5. Оценка состояния и нормирование качества воды.. 93

7.6. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов. 95

7.7. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования 98

Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.. 102

8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества. 102

8.2. Плодородие земли. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов 106

8.3. Учет и оценка земель. 116

8.4. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования 117

Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.. 121

9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов. 121

9.2. Растительность Беларуси. 124

9.3. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства. 127

9.4. Охрана и защита лесов. 129

9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. 133

Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР.. 134

10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. 134

10.2. Общая характеристика и классификация полезных. 135

ископаемых. 135

10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь. 138

10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр. 140

Раздел 3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 144

Глава 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 144

Глава 12. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 147

12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.. 147

12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени. 149

12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование. 151

Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ... 154

13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. 154

13.2. Административное управление природопользованием.. 155

13.3. Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе. 158

13.4. Организационные структуры управления. 160

Глава 14. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ.. 169

14.1. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.. 169

14.2. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси. 170

14.3. Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды.. 175

14.4. Основы экологического нормирования. 177

14.5. Экологический аудит. 180

14.6. Государственная экологическая экспертиза и контроль. 182

Глава 15. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 185

15.1. Экономический механизм природопользования — совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования. 185

15.2. Система платного природопользования в Беларуси и ее эффективность. 189

15.3. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. 195

15.4. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований. 200

Глава 16. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 203

16.1. Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий. 203

16.2. Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. Целевые фонды охраны природы.. 205

16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования. 210

16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития. 213

Раздел 4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 219

Глава 17. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ.. 219

17.1. Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды.. 219

17.2. Социальный и совокупный экономический ущербы от загрязнения природной среды. Методика определения экономического ущерба. 222

17.3. Опыт оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Республики Беларусь. 227

Глава 18. ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 235

18.1. Анализ природоохранных затрат. 235

18.2. Проблема " интернализации" экстернальных экологических издержек. 240

18.3. Инвестирование природоохранной деятельности. 242

Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.. 247

19.1. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения. 247

19.2. Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий 250

Глава 20. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.. 253

20.1. Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях. 253

20.3. Формирование рыночных институтов экологической сферы.. 264

Раздел 5 ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 277

Глава 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 277

Глава 22. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН СНГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 288

Глава 23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 294

Глава 24. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 303

24.1. Формирование системы международного экологического сотрудничества. 303

24.2. Экологическая деятельность ООН и других международных организаций. 308

24.3. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве. 313


Учебное издание

Шимова Ольга Сергеевна

Соколовский Николай Корнеевич

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал