Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От слова к зрелищу






Рабочая тетрадь

 

По дисциплине: Литература

 

На тему: А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

  Согласовано: председатель предметной цикловой комиссии __________ /Каримова Р.Ф../ «___» ___________ 2012г. Разработала преподаватель русского языка и литературы __________ /Мирасова И.В./ «___»____________ 2012 г.    

 

 


ОТ СЛОВА К ЗРЕЛИЩУ

Напишите слова-ассоциации к слову «настроение».

Из букв и слогов слова «нас - тро - е - ни - е» создайте новые слова.

1

Драматургия - род литературы служебный. За редким исключением, которое так и называется «драма для чтения», пьесы пишут для театра, для того чтобы написанное слово на сцене стало звучащей речью, а имя из списка действующих лиц обрело плоть, жесты и мимику актера. Опытный драматург, работая над пьесой, уже, как правило, пред­ставляет себе возможности её сценического воплощения и учитывает их.

Свою последнюю пьесу «Вишнёвый сад» (1903-1904 гг.) Антон Павлович Чехов (1860—1904) писал для Московского Художественного театра. МХТ к тому времени имел опыт постановки трёх чеховских пьес: «Чайки», «Дяди Вани» и «Трёх сестёр». И, тем не менее, спектакль Художественного театра по «Вишнёвому саду» оказался не слишком успешным. Сам Чехов остался недоволен излишним - с его точки зрения -драматизмом и преувеличенной серьёзностью этой постановки. С тех пор за «Вишнёвым садом» закрепилась репутация пьесы трудной для театра, пьесы с секретом.

Прочтите ремарки, которые предпосланы первому, второму, третьему и четвёртому действиям «Вишнёвого сада», и в левую часть страницы выпишите слова, создающие у вас настроение.

«Вишнёвый сад», настроение

1-е действие:

«Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты».


2-е действие:

«Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё ко­лодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темне­ют тополя: там начинается вишнёвый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который быва­ет виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце».

3-е действие:

«Гостиная, отделённая аркой от залы. Горит люстра. Слышно, как в перед­ней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором ак­те. Вечер. В зале танцуют grand-rond».

4-е действие:

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось только немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чув­ствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Теперь в правую часть ( колонка на стр. 3 ) выпишите слова из прочитанных вами сейчас ремарок «Вишнёвого сада», по которым можно составить суждение о чертах характера персонажей пьесы.

Сравните ремарки, описывающие место действия в первом, втором, третьем и четвёртом актах «Вишнёвого сада». Можно ли по этим ремаркам определить, когда, в каком действии пьесы происходит кульминация, т. е. конфликт пьесы достигает точки предельного напряжения, и в судьбах героев происходят необратимые изменения? Сравнивая ремарки, проследите, как меняется освещение от первого действия к последнему.

Можно ли по ремаркам, описывающим место действия в «Вишнёвом саде», пред­ставить, что произошло с его героями от первого действия к финалу. Если вы ещё не читали «Вишнёвого сада», попробуйте по этим ремаркам придумать сюжет пьесы, а если прочли, то кратко изложите сюжет, используя выписанные вами слова.

Следующее задание. Перед вами ремарки к первому, второму, третьему и четвёртому действиям драмы А. Н. Островского «Бесприданница». В левую часть страницы выпишите из ремарок Островского слова, создающие «настроение», а в правую -слова-характеристики действующих лиц.


«Настроение» «Характер»

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

______________________ ________________________

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

______________________ ________________________

 

1-е действие:

«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актёров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решётка, за ней - вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч. На площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой».

2-е действие:

«Комната в доме Огудаловой. Две двери: одна в глубине, входная; другая налево (от актёров); направо - окно; мебель приличная; фортепьяно, на нём лежит гитара».

3-е действие:

«Кабинет Карандышева. Комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стороне прибит над диваном ковёр, на котором развешано оружие. Три двери: одна посредине, две по бокам».

4-е действие:

«Декорация первого действия. Светлая летняя ночь».

Сравните ремарки А. Н. Островского к «Бесприданнице» с ремарками А. П. Чехова к «Вишнёвому саду». Есть ли разница в том, как описывают эти два драматурга ме­сто действия в своих пьесах? Если есть, то в чём она заключается?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал