Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система права и система законодательства, их соотношение.






Система законодательства – это совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные хар-ки права.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Данные понятия необходимо различать по след. основаниям:

1) если первичным элементом системы права явл. норма, то первичными элементом законодательства – НА;

2) система права выступает в качестве - содержания, система законодательства – в качестве формы;

3) СП складывается в соответствии с существующими общ-ми отношениями, то СЗ – субъективна, зависит от законодателя;

4) СП имеет первичный хар-р, СЗ – производный;

5) СП – имеет только отраслевое строение, СЗ – имеет еще и федеративное, иерархическое;

6) СП и СЗ различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности; а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Но, и то и другое определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными и др.

 

 

65. Учет и систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации, фирмы и т.д.

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу).

Инкорпорация подразделяется на: официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести СЗ РФ. К неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д.

Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.).

Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, т. к. в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юр. норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Кодификация законодательства может быть: всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной (ох­ватывающей нормы -какого-либо правового института).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал