Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лионская Церковь в период гонений






Единую веру и единое предание Церквей вселен­ной яснее других и с наибольшей полнотой сознава­ла и хранила, не только у себя, но и в других Церк­вах, возникшая к концу II века Церковь в Галлии — в Лионе и в Виенне, двух смежных городах на реке Роне (в теперешней Франции). Она несколько нео­жиданно выдвигается в 70-х годах II века и потом вплоть до кончины своего выдающегося руководите­ля святого епископа Иринея (около 200 года) занимает одно из самых заметных мест в христианской жизни этого времени.

Значение этой Церкви и святого Иринея станет понятным, если обратить внимание на то, что она возникла и жила в тесном общении с двумя средото­чиями христианской жизни предшествующих поколе­ний. Малая Азия и Рим как бы объединились в Ли­оне. Отсюда такая полнота духовной жизни в моло­дой Галльской Церкви.

Самые затруднительные вопросы времени: отноше­ние к гностикам, к монтанизму, к падшим, к праздно­ванию Пасхи, к епископской власти, к церковному преданию и многому другому — находили здесь ясное, православное решение, которому последовала в конце концов вся Церковь. Трудно даже перечислить те сто­роны православной жизни и учения, которые не на­шли бы здесь отражения, и такого верного, что на него могла опираться Церковь во все последующие века в своих затруднениях и спорах с еретиками.

Сохранившиеся источники свидетельствуют, что Галльская Церковь хотя и недавно возникла, но уже была крепка и зрела в разгар тяжелого испытания. Его описывают в послании к Церквам Азии и Фри­гии очевидцы и собратия пострадавших.

«Рабы Христовы, жители Виенны и Лугдуна (то есть Лиона) в Галлии — братьям в Азии и Фригии, имеющим одинаковую с нами веру и надежду искуп­ления, желание мира и благодати и славы от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего». Так начина­ется повествование о бедствиях, которые потерпели эти Церкви в 177-178 годы. Присмотримся к этому редкому по значению Посланию. Проследим шаг за шагом события в Лионской Церкви, которой в этом поколении дано было руководящее значение. В этой записи очевидцев, участников событий, показано общее положение христиан в городе в дни преследова­ния, настроение язычников, поведение властей, страда­ния и чувства мучеников, впечатления окружающих, поведение толпы, последовательная смена христиан­ской ревности — страха и бесстрашия тех, кто только еще ожидал быть схваченным; здесь переданы даже впечатления от внешнего облика мучеников и отпав­ших христиан. С редкою полнотою предстоит тут древнехристианский мир в одну из самых ответствен­ных минут своей жизни — своей борьбы за истину.

Чтобы понять события в Лионе, нужно предвари­тельно взглянуть на то, что в эти годы творилось кругом Лиона.

Бедствия тогда терпела не одна Галльская Церковь. Святой Мелитон Сардикийский (в Малой Азии) пи­шет приблизительно в то же время о каких-то новых распоряжениях, ссылаясь на которые, «бесстыдные до­носчики и искатели чужого явно разбойничают, днем и ночью грабят жителей, ни в чем не виновных»93. Святой Мелитон, видимо, сомневается или делает вид, что сомневается, что «Царь Справедливый» (то есть император Марк Аврелий, философ) мог сделать такое распоряжение. Поэтому он обращается к этому импе­ратору с защитительным словом (Апологией) в пользу христиан и с просьбой о защите.

В это же приблизительно время подали свои апо­логии Афинагор Афинянин и некоторые другие христиане. И потому можно думать, что, действительно, были какие-то новые распоряжения, ухудшавшие по­ложение христиан. Ибо почти одновременно жесто­кие преследования разразились в разных концах им­перии: в Малой Азии, в Карфагене, в Галлии, в Риме (ссыльные в Мердинии), в Афинах. Цельс, писавший приблизительно в это время свое «Истинное слово», говорит, что христиан повсеместно преследуют. Это как будто плохо вяжется с философскими, стоичес­кими, возвышенными вкусами императора Марка Аврелия. Но как смотрели на христиан просвещенные философы этого времени, окружавшие императора, видно из следующего. Один из его наставников, об­разованнейший человек своего времени, Кай Юлий Рустик, как префект столицы, спокойно осудил на смерть святого Иустина, своего собрата по филосо­фии, и шесть его учеников (в том числе женщин). Другой наставник императора, Фронтон, с доверием преподносил в своих произведениях самые гнусные обвинения против христиан (подробнее об этом см. в очерке о жизни Римской Церкви). Известен равно­душный и полупрезрительный отзыв о христианских мучениках самого Марка Аврелия95. Ни от филосо­фии, ни от власти христианству в эту эпоху не при­ходилось ждать защиты.

В Лионе нападение последовало и сверху и снизу. Народ и местная власть оказались одинаково враж­дебны христианству. Молодой Церкви выпало на долю испытание такой силы, какой не слышно было в эти годы в других городах. Разве только в Афинах было подобное гонение. Дионисий Коринфский пи­шет афинянам, что только ревностью епископа Кодрата «они снова собраны и укреплены в вере», что они «почти отпали от веры с тех пор, как предстоя­тель их Публий принял мученическую смерть в быв­шее тогда гонение»96. Видимо, потрясение было такой силы, что почти подавило афинских христиан. Отча­сти, вероятно, это зависело и от духовной слабости афинян. Ибо в Лионе гонение произвело обратное действие. Лионская Церковь вышла из гонения еще более окрепшей, хотя удар был исключительной силы: схвачены были почти все выдающиеся христиане-лионцы. Особая ожесточенность гонения в Лионе имела свои местные причины. Лион был крупный языческий религиозный центр, средоточие для трех провинций модного культа «Рима и Августа», то есть императора. По языческому обычаю это преклонение вылилось в форму обоготворения Римского государства и его государей. Для подданного Римского государства не участвовать в торжествах этого культа, которые еже­годно начинались 1 августа, значило не только не разделять религиозных чувств народа, но расценива­лось и как отчуждение, свидетельствующее о враж­дебности к государству и обществу.

Христиане, действительно, не участвовали в этих торжествах. Язычники считали, что так они поступа­ют из-за каких-то таинственных целей и обычаев, несовместимых с лучшими в мире римскими обыча­ями. Естественно, что в Лионе нашла благоприятную почву обычная клевета на христиан как «врагов рода человеческого» (Тацит)97. Их обвиняли в увлечении дурными и развратными культами, в совершении детоубийственных таинств, в вечерах разврата. Населе­ние Лиона решило не иметь с христианами никакого общения. «Для нас, — пишут христиане, — закрыты были дома, бани, народные площади, каждому из нас запрещено было показываться в каком бы то ни было месте»98. Таково было начало гонения. Лион был город богатый, с развитой общественной и тор­говой жизнью. Сюда стекались с Востока и Запада деловые люди. Это был финансовый и администра­тивный центр очень большой области. Христиане Лиона принадлежали к очень разным слоям обще­ства. Были люди богатые, были врачи, юристы. Ис­ключение из общественной жизни для многих было уже немалым бедствием. «Но с нашей стороны воин­ствовала Благодать Божия, — пишут лионцы, — ук­репляя слабых и противопоставляя (гонению) необ­ходимых столпов, которые через свое терпение успе­ли сосредоточить на себе все удары лукавого.

Выступив против него, эти мужи выдержали все роды поношения и казни и, многое считая за малое, спешили ко Христу».

Гонение, таким образом, сосредоточилось в конце концов на отдельных наиболее выдающихся христиа­нах. Они как бы отвели удар от остальных, быть мо­жет, более слабых. Но сначала поднялось общее на­родное волнение. Народ сам нападал на христиан. Приходилось переносить крики, побои, влачения, гра­бительство, удары камней, заключение и «вообще все, что ожесточенный народ любит делать со врагами», — рассказывает описание.

Вмешались власти. В Лионе как императорской провинции надлежало блюсти порядок и судить хрис­тиан легату. Но он был в отсутствии, поэтому дей­ствовали городские (муниципальные) власти и трибу­ны когорты (военное начальство). Они допросили схваченных христиан. Те исповедали себя христиана­ми, и их до возвращения легата заключили в темницу.

Когда вернулся легат, снова начались допросы, ко­торые сопровождались очень жестокими пытками. От христиан выпытывали признания в гнусностях, в ко­торых их подозревали. Обвиняли их в «безбожии» и «нечестии».

В толпе, присутствовавшей при допросе, стоял не­кто Ветий Эпагат, молодой и знатный христианин. Среди христиан, несмотря на свою молодость, он уже заслужил «такое же одобрение, как старец Захария (отец Иоанна Предтечи)». О нем говорили: «...он хо­дит во всех заповедях Господних непорочно... неленостно исполняет всякое служение ближнему, ибо имел великую ревность по Боге и пламенел духом. Он про­водил строгую жизнь и достиг полноты любви». Это все писалось лионцами для объяснения смелого по­ступка Эпагата, который «не мог снести столь непра­вильно производимого над нами суда, — пишут лион­цы, — но вознегодовал и потребовал, чтобы ему доз­волено было говорить в защиту братий и (доказать), что у нас нет ничего ни безбожного, ни нечестивого». Народ, взволнованный неожиданной защитой христиан, поднял крик, тем более что Эпагат был хорошо известен в Лионе. Легат отверг это законное требова­ние защиты и только спросил его: «Не христианин ли и он сам?» Тот громко исповедал себя христианином. Легат отдал приказ взять «этого христианского хода­тая-адвоката» и причислил его к числу мучеников. По поводу слов легата, в насмешку обозвавшего Эпагата «ходатаем», лионцы замечают: истинный ходатай был действительно в Эпагате — то был Святый Дух-Хода­тай (спасения христианского), которым обиловал Эпа­гат, положивший свою душу в защиту братий, «следуя за Агнцем, куда бы Сей ни повел Его» (слова Апока­липсиса, образами которого лионцы неоднократно пользуются в послании).

Допрос продолжался. Большинство «было готово» и со всяким рвением исповедало себя христианами. Но оказались и не подготовившие себя, слабые, кото­рые не смогли вынести труда этого великого подви­га. Таких оказалось десять. Их отпадение вызвало сильную скорбь христиан, ибо понизило ревность тех, которые до этого, не страшась опасности, стара­лись не покидать мучеников. «Мы не боялись угро­жавших нам мучений, — пишут лионцы, — но, взи­рая на конец, опасались, чтобы кто-либо не отпал».

Легат всенародно приказал отыскивать всех хрис­тиан. Это было собственно нарушением закона Траяна, которым указывалось казнить лишь тех христиан, на которых будет донос. Быть может, легат основы­вался на каких-то новых распоряжениях, о которых пишет Мелитон Сардикийский". Впрочем, это могло быть и делом личного произвола легата под предло­гом, что нужно утишить народное волнение. «Из двух Церквей (Лионской и Виеннской) собрали всех лучших мужей, тех, которые преимущественно сози­дали эти Церкви».

В числе руководителей Лионской Церкви многие были греки, малоазийцы. Греками были, судя по имени, девяностолетний старец, епископ Лиона Пофин, его преемник пресвитер Ириней, Аттал из Пергама, пресвитер Захария, врач Александр Фригиец и дру­гие. Наряду с этим были христиане, говорившие по-латыни и с латинскими именами. Таков был Санкт, диакон Виеннской Церкви. Он был не из новопосвя­щенных.

Можно думать, что Санкт был прислан сюда из ближайшей и старейшей Римской Церкви. С Римом у Лионской Церкви было не меньше связи, чем с Малой Азией, откуда вышли большинство ее руково­дителей. В жизни Лионской Церкви предания Рим­ской Церкви переплетались с преданиями малоазий­скими.

Мученики различались не только языком. Были схвачены знатные и их рабы; был взят пятнадцати­летний Понтик и несколько женщин. Было взято и несколько язычников, из числа прислуги христиан­ских домов. Они немало ухудшили положение хрис­тиан. То, что сами христиане твердо и с негодовани­ем отрицали, эти слуги начали возводить на христи­ан, страшась мучений, которые перед их глазами тер­пели святые. Таким образом, создалось впечатление, на основании суда, что христиане действительно де­тоубийцы и развратники. После этого «даже и те (язычники), которые прежде по знакомству (или по родству) были с нами, — пишут лионцы, — теперь сильно вознегодовали на нас и ожесточились». А му­ченики стали претерпевать то, что никаким словом, как говорили очевидцы, изобразить нельзя.

Особенно много пришлось показать твердости че­тырем мученикам: диакону Санкту, Матуру, новопро­свещенному христианину, Атталу из Пергама, кото­рый был всегда столпом и утверждением христиан Лиона, и слабой женщине, рабе Блондине. «Все мы боялись за Блондину, да и сама госпожа ее по плоти, бывшая также в числе мучеников, опасалась, что потелесной своей немощи Блондина не найдет в себе даже довольно смелости для произнесения исповеда­ния», — говорится в послании. На самом деле оказа­лось иное: она исполнилась такой силы, что сами мучители ее, сменявшие друг друга и всячески му­чившие ее с утра и до вечера, наконец утомились, изнемогли и признали себя побежденными, ибо не знали уже, что более с нею делать. Они дивились, что в ней оставалось еще дыхание. Все тело ее было истерзано и искалечено. Сами мучители свидетель­ствовали, что и одного рода пыток должно бы быть достаточно для изведения души из ее тела. Но бла­женная, подобно мужественному подвижнику, обнов­ляла свои силы исповеданием. Слова: «Я христи­анка, у нас нет ничего худого», — служили ей под­креплением, отдохновением и облегчением в муках.

Так же и диакон Санкт, терпя всё то, что только могут изобрести люди, на все вопросы отвечал по-латыни: «Я — христианин». Это исповедание он по­вторял и вместо имени, и вместо города, и вместо происхождения, и вместо всего. Все тело его «сдела­лось раною и язвою, все стянулось и потеряло чело­веческий образ. Но страждущий в нем Христос со­творил великие чудеса, победив через него врага и показав в пример другим, что там нет ничего страш­ного, где любовь Отца, и нет ничего болезненного, где слава Христова... Сверх всякого человеческого чаяния, в последующих пытках его тело оправилось, выпрямилось и снова получило прежний вид и упо­требление членов, так что второе мучение (которое было через несколько дней) по благодати Христовой было для него не казнию, а исцелением».

Продолжали пытать и отрекшихся, вопреки обычаю тотчас миловать после отречения. От них требовали подтверждения клеветы на христиан. Среди пыток одна из отрекшихся, Вивлия, очнулась, как бы пробу­дилась от глубокого сна и, вспомнив вечные мучения,

сказала: «Могут ли эти люди есть детей, когда им не позволено употреблять в пищу даже кровь бессловес­ных животных?» Затем она исповедала себя христиан­кою и приложилась к лику мучеников.

После пыток мучеников отводили в мрачные и убийственные темницы. Держали их в колодах с ра­стянутыми ногами, в таких условиях, что многие вновь заключенные задыхались и умирали. А подвер­гшиеся пыткам, не получая никакой помощи от лю­дей, но «хранимые и укрепляемые в душе и теле Самим Господом, продолжали жить и еще находили силы ободрять и укреплять вновь приведенных».

Не оставили в покое и старца епископа Пофина. Он был так слаб от болезни и старости, что его на судилище принесли в сопровождении городских влас­тей, при смешанных криках толпы, как будто это был Сам Христос. Вероятно, на эту мысль навели почтение и любовь, которыми его окружали христиане. Когда легат спросил его: «Кто Бог христианский?», он отве­чал: «Узнаешь, если будешь достоин». Его стали вла­чить и бить чем попало и едва живого бросили в тем­ницу, где он и скончался через два дня.

Мы говорили, что, вопреки закону Траяна, легат не отпустил отрекшихся христиан. Он продолжал их пытать и допрашивать уже не как христиан, а как соучастников в человекоубийствах и беззакониях. При этом всем поучительно было видеть, как они были печальны, унылы, неблаговидны и исполнены всякого безобразия. Сами язычники поносили их, как людей низких и малодушных, которые, заслужив имя человекоубийц, лишились досточтимого, славного и жизнедательного наименования — мучеников. «На­против, мучеников облегчали радость мученичества, надежда обетования, любовь ко Христу и Дух Отчий. Они шли веселые (на свой подвиг) — в их лицах вы­ражалось сочетание достоинства с приятностью, даже самые оковы были для них почтенным украшением, как невесте служат украшением испещренные золо­тыми бахромами одежды; притом они благоухали благоуханием Христовым так, что иным казались на­мащенными обыкновенным миром».

Видя это, другие христиане становились тверже: взятые без отлагательства исповедывали себя христи­анами.

Матур, Санкт, Блондина и Аттал были осуждены на съедение зверям. День для звероборства назначен был нарочно. Матур и Санкт в амфитеатре до выпус­ка зверей снова подверглись всякого рода истязани­ям, которых требовала неистовая чернь криками, раз­дававшимися с разных концов цирка. Их даже жари­ли на раскаленной железной скамье, но ничего не услышали, кроме слов исповедания. «Я — христиа­нин»,, — произносил Санкт с самого начала. Так как в великой борьбе с их терпением жизнь долго не ос­тавляла мучеников, их решили заколоть. Таким обра­зом, в течение целого дня, вместо всяких зрелищ, обычных для цирка, мученики явили великое зрели­ще для всего мира.

Блондина, повешенная на дереве в виде креста и отданная на съедение выпущенным зверям, пламен­ною своею молитвою вселяла в подвижников великое мужество. Даже телесными очами в сестре они созер­цали Того, Который был распят за них. Верующие убеждались, что всякий, страждущий за славу Хрис­тову, имеет вечное общение с Богом Живым.

К Блондине не прдкоснулся ни один зверь. Она снова была заключена в темницу до нового подвига, чтобы, как пишут ее сограждане, «одушевить братий примером малорослой, немощной, легко уничижаемой женщины, которая, облекшись в непреоборимого Подвижника Христа, многократно одолевала против­ника» и за подвиг увенчана венцом нетления.

Толпа громко требовала казни Аттала из Пергама. Он всем был известен. Основательно наставленный в христианском учении, он всегда был в Лионе свиде­телем истины, столпом и утверждением их Церкви. Не тот ли это малоазиец Аттал, не ученик ли свято­го Поликарпа, которому слал с любовью привет свя­той Игнатий? 100

Он выступил на подвиг с готовностью. Его обвели кругом по амфитеатру, неся перед ним дощечку с надписью по-латыни: «Это Аттал — христианин». Чернь сильно свирепела и требовала расправы, но легат, узнав, что он римский гражданин, приказал его вернуть и держать в тюрьме вместе с другими. Напи­сав о них кесарю, он ожидал решения. (Римского гражданина нельзя было лишать жизни без согласия императора.)

Несмотря на строгость заключения, христианам Лиона удавалось поддерживать с мучениками обще­ние, говорить с ними и писать им письма. Сохрани­лось несколько рассказов, по которым можно понять их душевное состояние. Покрытые ожогами, рубцами, ранами, они не позволяли себя называть «мученика­ми»; даже негодовали, если кто в письме или разго­воре именовал их так. Они любили именовать «Ис­тинным мучеником» Христа Спасителя. Они говори­ли: «Мученики суть те, которые сподобились скон­чаться в исповедании и которых мученичество Хрис­тос запечатлел смертию; а мы только слабые и сми­ренные исповедники». Они со слезами просили бра­тий усердно молиться, чтобы достигнуть им совер­шенства.

В этот же промежуток случилось в тюрьме радос­тное событие. «Через живых ожили мертвые», — го­ворит описание. Любовью мучеников снова были приняты в лоно Матери-Церкви, «снова зачаты ею и согреты живительною ее теплотою, снова научились исповедовать» те, кто ранее отпали, отреклись. Жи­выми и сильными предстали они на судилище, на второй допрос легата, «быв услаждены Богом, Который не хочет смерти грешника». Это испрошено было у Бога слезами и молитвами мучеников.

«Величайшую брань против диавола предприняли они по любви к ближним и вели ее с тою целью, чтобы сей зверь, быв умерщвлен, изверг из себя жи­выми тех, коих прежде считал поглощенными. Муче­ники не превозносились над падшими, но чем богаты были сами, то сообщили и нуждающимся: потому что имели материнское к ним милосердие и обильно про­ливали о них слезы пред Отцом. Они просили жиз­ни, и Отец давал им, — эту жизнь потом они разде­ляли с ближними, и, одержав победу во всем, отхо­дили к Богу».

В следующем веке был поднят вопрос об отноше­нии к падшим. Некоторые христиане, оберегая, как они считали, чистоту церковной жизни, признавали невозможным принимать в Церковь отрекшихся. Но им пришлось самим отпасть от Церкви, ибо Церковь всегда в отношении к падшим продолжала возгревать ту любовь, образец которой показали Лионские муче­ники.

Господь поддерживал и руководил мучеников не только в их тяжелом подвиге. «Мучеников не переста­вала блюсти благодать Божия» на всех путях их жиз­ни. «Сам Дух Святой был их советник», — говорится в послании. Так, один из мучеников, Алкивиад, вед­ший всегда строгую и воздержанную жизнь, не оста­вил своих правил жизни и в тюрьме. Он не ел прино­симого братиями в тюрьму, питаясь только хлебом с водой. Атталу Пергамцу после первого выдержанного им подвига в амфитеатре было открыто, что Алкиви­ад поступает нехорошо, не употребляя творений Бо­жиих, подавая повод к соблазну прочим. Алкивиад по­виновался и стал все вкушать, благодаря Бога.

Просвещенные Богом мученики простирали свою любовь и заботу далеко за стены тюрьмы. Они писа­ли в Рим, в Азию, во Фригию. Их заботило умиротворение Церквей, терзаемых недавно возникшим рас­колом монтанизма.

Так, святого Иринея, их «сообщника», как они его называли, сперва пресвитера, потом епископа Лиона, они посылали в Рим со своими поручениями. Знако­мясь с его сочинениями, мы можем ближе узнать дух Лионской Церкви, как она разрешала трудности и заблуждения среди христиан.

Но вернемся к подвигам мучеников. От императо­ра на запрос легата пришло предписание: исповедни­кам отсечь голову, а отрекшихся освободить. Тут вскоре случилась большая Лионская ярмарка. На нее из всех стран во множестве стекался народ. «Легат, тщеславясь перед толпою, привел блаженных на су­дилище с театральною пышностью». Он снова начал их допрашивать. Римских граждан обезглавил, ос­тальных же бросил на съедение зверям.

Легат отдельно допрашивал ранее отрекшихся, чтобы освободить. Но «Христос дивно в них просла­вился» неожиданною твердостью. Теперь, против ча­яния язычников, они исповедали себя христианами и присоединились к мученикам. «Вне этого лика оста­лись лишь те недостойные христиане, в которых и ранее никогда не было ни следа веры, ни мысли о брачной одежде, ни понятия о страхе Божием, кото­рые самим поведением обесчестили свой путь — ос­тались сынами погибели», — все же прочие присое­динились вновь к Церкви.

Толпа была сильно раздосадована. При этом за­метили, что некто Александр Фригиец (из Малой Азии), врач по профессии, стоя у судейской скамьи (кафедры), делал знаки падшим, поощряя их к испо­веданию.

Он много лет уже жил в Галлии и был известен своею любовью к Богу и дерзновением в проповеди (он «причастен был дара апостольского» — по выра­жению лионцев). Народ стал кричать, что причиною исповедания ранее отрекшихся был Александр. Легат, обратившись к нему, спросил: «Кто он?» Тот прямо ответил, что он христианин. Легат разгневался и осу­дил его на съедение зверям.

На следующий день Александр вступил в амфите­атр вместе с Атталом. Легат в угождение толпе, воп­реки распоряжению императора, отдал на съедение зверям и Аттала, который был римским граждани­ном. Испытав на себе все изобретенные для казни орудия и выдержав величайшую борьбу, они были наконец заколоты. Александр не испустил ни вздоха, ни звука, но в сердце беседовал с Богом. Аттал же, когда положили его на раскаленную железную ска­мью и от тела его пошел смрад, сказал народу по-латыни: «Вот это — то, что делаете с нами вы, — на­зывается людоедством; между тем как мы и людей не едим и не совершаем никакого зла». На вопрос: как имя его Бога? — он отвечал: «Бог не знает имени, подобно человеку».

После всех этих пыток мучеников в последний день борьбы снова привели Блондину с Понтиком. Приво­дили их каждый день и раньше, но только смотреть на мучения прочих, принуждая клясться идолами. Они опять остались непоколебимыми. Народ был раздоса­дован; безжалостно смотрел, как их подвергли всякого рода страданиям. Блондина всячески поощряла маль­чика. Понтик, воодушевляемый сестрою, терпел муже­ственно всякое мучение и наконец испустил дух. Блон­дина же, с радостью испытав все роды мучений, спу­танная сетью, была брошена волу. Животное долго подбрасывало ее, но занятая надеждою и предощуще­нием обетованных благ и беседуя со Христом, Блонди­на уже не чувствовала боли и наконец умерла. Сами язычники сознавались, что никогда у них ни одна жен­щина не перенесла бы таких мучений.

Не одолев мучеников, не услыхав от них ни отре­чения, ни слов слабости, раздосадованные своим поражением, язычники неистовствовали над трупами. Одни с гневом и насмешками издевались над остан­ками, другие с упреком говорили: «Где теперь Бог их, к чему послужила им их вера, которую они пред­почли самой жизни?» Несмотря на усилия христиан спасти останки мучеников, их сожгли и пепел высы­пали в Рону. «Для того, — говорили язычники, — чтобы мученики не имели надежды воскресения, на которое надеясь, вводят они у нас какую-то странную и новую веру и, презирая мучения, охотно и с радо­стью идут на смерть. Теперь посмотрим, воскреснут ли они и сможет ли Бог их помочь им и избавить их из рук наших?»

Так кончился мученический подвиг лионских и виеннских христиан. Но велики были плоды их му­жественного подвига. Вселенская Церковь обильно пожала их. Огромное значение для Вселенской Церк­ви имели труды святого Иринея, епископа Лионско­го, собрата и «сообщника» Лионских мучеников.

Ему в истории конца II века должно быть уделе­но особое внимание.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал