Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический замысел
Данная программа имеет преимущественно спортивно – оздоровительную направленность, поэтому рассчитана на детей, занимающихся или стремящихся к занятиям спортом. Если ребята не выбрали для себя любимый вид спорта, то они смогут в течение лагерной смены оценить свои силы и возможности в различных видах спортивной деятельности. Если же ребята определились с выбором, то у них будет возможность приобрести новые навыки и совершенствовать свое мастерство в любимом виде спорта. При этом ребята не ограничены только спортивными занятиями. Каждый из них имеет возможность проявить себя в творчестве различной направленности, участвуя в предлагаемых мероприятиях как лично, так с друзьями, и вместе с отрядом. Программа предусматривает как массовые, так и групповые формы работы. Для ребят, отдыхающих на базе оздоровительного лагеря проводятся мероприятия, предусмотренные планом-сеткой данной программы. Основной их целью является создание условий для развития спортивных и творческих способностей детей, приобретения опыта в различных видах деятельности с учетом их возрастных особенностей. Чтобы деятельность ребят была более привлекательной для них, выбрана единая сюжетная линия в форме спорт-шоу «Гонка за лидером». По замыслу авторов программы гонка за лидером происходит в течение всей лагерной смены и отражается на экране успеха отрядов. Успех отрядами может быть достигнут при прохождении эстафеты событий, состоящей из следующих этапов: «Встреча друзей», «Спорт и творчество», «Принимаем гостей», «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Финальный марафон звезд». В течение смены используется следующая терминология: «спортивный клуб» - отряд ребят, отдыхающих на базе лагеря. В течение смены спортивные клубы собраны вместе на территории олимпийской деревни для участия в спорт-шоу «Гонка за лидером; «Олимпийская деревня» - территория лагеря, включающая в себя: жилой комплекс, состоящий из четырех корпусов разной комфортности. Комфортность каждого жилого корпуса будет зависеть от чистоты и порядка на его территории, поддерживаемых проживающими в нем спортивными клубов. Состояние оценивается ежедневно (за исключением банных дней) специальной комиссией, в состав которой входит медицинский работник. Санитарное состояние корпуса оценивается по 5-бальной системе и отражается в экране чистоты. Полученные подряд три оценки «5» приносят корпусу звезду. Таким образом, жители корпуса, поддерживая порядок в корпусах, получают звезды, отражающие степень комфортности корпуса. В конце смены за самую высокую степень комфортности спортклуб, заработавший наибольшее количество звезд, получает дополнительные бонусы, реализовать которые он сможет в конце смены, выбрав одно из поощрительных мероприятий (см «Система стимулирования»). При этом следует помнить, что за полученную отметку «2» спортклуб лишается одной звезды. корпус общественного питания – столовая лагеря, корпус чистоты - душевая, прачечная, склад для белья, медицинский корпус – медицинский пункт лагеря. «кластер» - территория лагеря, предназначенная для какого – либо вида деятельности. Кластер («cluster» в переводе с английского — «пучок, связка») - это блок из нескольких объектов, схожих по своей функциональности и собранных в единый «пучок» для удобства доступа или увеличения производительности. Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам. В контексте Сочинской Олимпиады 2014 года слово «кластер» стало обозначать набор из нескольких спортивных объектов, расположенных поблизости друг к другу. На территории лагеря выделены следующие кластеры: · спортивный кластер – стадион, имеющий футбольное поле и площадку для волейбола (пионербола). Эта территория может быть использована для проведения различного рода спортивных мероприятий: наряду с соревнованиями по указанным видам спорта, это могут быть (спортивные эстафеты, подвижные игры, спортивные часы, занятия спортивных секций и т.д.) В спортивный кластер входит также площадка для игры в пляжный волейбол и баскетбольная площадка. · творческий кластер – эстрада, закрытое помещение для занятия творчеством («цирк»); · игровой кластер – детская качельная и игровая площадка; · хозяйственный кластер – территория, занятая хозяйственными постройками и подсобными помещениями. «тренеры» - педагогический состав лагеря.
Каждый день в лагере - это одно звено общей цепочки – гонки за лидером соревнований. Оно имеет завершенную структуру и свою тематику, отличающуюся от остальных. Дни объединены в группы: § Встреча друзей (1, 2 день). Предполагает знакомство ребят друг с другом, знакомство с педагогами отряда и лагеря. Осуществляется как через отрядные, так и через общелагерные мероприятия в течение этих дней. § Спорт и творчество (3-5 день). Нацелен на раскрытие ребятами своего творческого потенциала. Проявить себя можно в вокальном, танцевальном и театральном искусстве. Красной линией в этом блоке мероприятий проходит их спортивная тематика. § Принимаем гостей (6-ой день). В течение дня проходят мероприятия туристической направленности, которые вместе с педагогическими работниками лагеря проведут наши гости - специалисты туристического отдела ДДТ «ЖЕМЧУЖИНА». § Быстрее! Выше! Сильнее! (7, 8 дни). Ребята участвуют в спортивных соревнованиях как на индивидуальное, так и командное первенство, проявляя и развивая свои спортивные способности. § Финальный марафон звезд (9-й день). В этот период наряду с плановыми мероприятиями отряды могут реализовать заработанные в течение смены бонусы (см. «Система стимулирования») и организовать для себя и своих друзей дополнительные мероприятия по выбору. Данная программа предусматривает соревнование отрядов. Основная задача – развитие каждого отдельного коллектива и личности ребенка в нем. Стимулирование деятельности детей и детских коллективов осуществляется через введение бонусов, эквивалентом которых являются медали. Медали разного достоинства отряды получают по итогам участия в мероприятиях: чем выше занятое место, тем б о льшего достоинства медаль получает отряд. Если конкурс подразумевает индивидуальное участие, то кроме отрядных вручаются еще и медали личные. Отрядные медали хранятся в отрядном уголке, личные – у детей. В качестве бонусов они работают в течение «Финального марафона звезд» и позволяют отрядам организовывать свой досуг по интересам на «платной» основе. К «платным» (за медали) мероприятиям относятся, например: § посещение кинозала (перечень художественных и мультипликационных фильмов, предлагаемых для просмотра размещается на доске объявлений лагеря); § проведение мероприятия по заказу отряда (дискотека, маршрутная игра, конкурсы внутри отряда, спортивное мероприятие, деловая игра и т.д.); § мастер-классы по декоративно-прикладному искусству; § прочие формы досуга. Варианты дополнительных мероприятий, которые отряд может «купить» за бонусы-медали, зависит от возможностей лагеря, его материально-технической базы, кадровых ресурсов. При этом должны быть предусмотрены варианты использования индивидуальных бонусов по индивидуальному заказу.
На период реализации программы вводится и система штрафов. Штраф может накладываться как на отдельного ребенка, так и на весь отряд. Его размер зависит от характера и степени нарушений, облагаемых штрафом. Отдельный ребенок может быть оштрафован за: § нарушение правил пребывания в лагере; § нарушение режима лагеря; § нецензурную речь; § участие в драках; § прочие нарушения, возможные в среде данного контингента детей (например: воровство, уходы за территорию лагеря, порча имущества лагеря и т.д.). Отряд может быть оштрафован за: § нарушение режима лагеря; § опоздание на мероприятия; § прочие нарушения, возможные в среде данного контингента детей. Оплата штрафа производится с помощью медалей: отряд оплачивает его из отрядного фонда, ребенок-нарушитель – из личного. Если у ребенка нет личных иедалей или их недостаточно, то штраф оплачивается частично или полностью из фонда отряда. Решение о такого рода оплате принимается на сборе отряда. Введение медалей в качестве бонусов позволяет педагогам, работающим с отрядом, выстраивать индивидуальную траекторию развития детского коллектива. Стимулирование развития личности ребенка в рамках детского коллектива может осуществляться также путем ведения дневников личных достижений, которые по окончании лагерной смены ребята могут оставить себе на память. В день открытия смены педагоги раздают детям заготовки для дневников (красочно оформленные листы). Ребята их подписывают и вносят первую запись о своих впечатлениях за прошедший день. В конце каждого дня, подводя его итоги, делают в дневнике заметки, отмечая свои достижения за день: чему научился, чего достиг, что нового узнал, что полезного сделал для окружающих. В течение смены дневники хранятся у педагогов, работающих с данными детьми. Введение дневников личных достижений позволяет ребятам активизировать свою деятельность по саморазвитию и самовоспитанию. Педагоги имеют возможность направлять эту работу, диагностировать проблемы в развитии детей и вовремя оказать им помощь.
В рамках лагерной смены раскрываются широкие возможности для организации детского самоуправления, которое осуществляется путем введения Совета Капитанов Спортивных Клубов (СКСК). Совет Капитанов Спортивных Клубов собирается ежедневно в конце дня для подведения его итогов и планирования работы на следующий день. Информацию о предстоящем дне капитаны сообщают отряду на утреннем сборе (отрядном круге) следующего дня. Кроме капитана клуба каждый отряд выбирает помощников капитана клуба по направлениям реализации программы: художественно-эстетическое; спортивно-оздоровительное; военно-патриотическое; научно-познавательное; проектная деятельность; общественно-полезная деятельность. Именно эти ребята будут первыми помощниками для вожатых и воспитателей при организации общелагерных мероприятий и подготовке ребят своего отряда к ним. Самоуправление организуется и внутри отрядов. Для этого каждый отряд делится на несколько групп – спортивных команд, объединенных в данном спортивном клубе. Удобнее всего объединить в одну команду детей, проживающих в одной комнате. Название команды ребята выбрано сами, придерживаясь в своем выборе тематики смены. Презентация этих групп («спортивных команд») может быть организована внутри отрядов на этапе знакомства детей друг с другом. В каждой из этих групп выбирается капитан команды и его помощник, организующие деятельность ребят своей группы. Организация самоуправления позволяет детям проявить и развивать свои лидерские качества, способствует сплочению коллектива. Содержание работы Деятельность лагеря осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, определяющих вышеуказанные направления и виды деятельности. В процессе реализации программы они реализуются следующим образом:
Трудовая деятельность организована ежедневно и проходит в форме дежурства по поддержанию чистоты на территории, закрепленной за отрядом. План-сетка смены
Содержание плана-сетки может корректироваться в соответствии с кадровым потенциалом и интересами детей, отдыхающих в загородном центре.
|