| тема
| Программное содержание по годам обучения
| |
1-ый
| 2-ой
| 3-ий
| 4-ый
| 5-ый
| |
| Туристское снаряжение
| Перечень личного снаряжения для однодневного похода. Специфика подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях. Подбор снаряжения в зависимости от метеоусловий. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске. Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Приборы для метеонаблюдений. Спорткульт инвентарь. Уход за снаряжением, его ремонт.
Воспитанники должны знать: требования, предъявляемые к туристскому снаряжению;
специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях.
Воспитанники должны уметь: составлять перечни личного снаряжения для однодневного похода в различных сезонных условиях и похода с ночлегом;
составлять перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного туристского лагеря.
| Личное и групповое снаряжение для многодневного пешего похода. Самодельное личное снаряжение (ветрозащитная куртка «анорак», плащ-накидка, накидка на рюкзак, чехол на лыжи, альпеншток.
| Самодельное групповое снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и вспомогательная веревки, репшнуры). Маска. Защитные очки.
Примусное хозяйство, газовые и бензиновые горелки.
Байдарки и катамараны.
| Страховочное снаряжение (грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка», «десантер». «Блок» для навесной переправы).
| Страховочное снаряжение (страховочная система, кошки, жумары, ледоруб, айсбаль, крючья скальные и ледовые, ледобур, лавинная лопата и шнур, «самосброс»).
|
| Укладка рюкзака
| Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки. Рюкзаки – самоделки.
Правила размещения предметов в рюкзаке.
Воспитанники должны уметь:
укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.
| Специфика укладки рюкзака для многодневного похода. Способы переноски продуктов питания. Меры безопасности при переноске в рюкзаке колющих и режущих предметов. Самодельные рюкзаки (материалы, конструкция и способы изготовления).
| Правила безопасности при переноске в рюкзаке примусного хозяйства, ёмкостей с бензином.
|
|
|
| Организация питания в турпоходе.
| Организация питания в однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений.
Воспитанники должны знать:
принципы отбора продуктов для турпоходов; специфику организации питания в стационарном туристском лагере.
| Значение правильной организации питания, его режим. Простейшие способы очистки воды. Нормы продуктов питания. Меню, список продуктов. План разгрузки участников. Организация питания при переезде по ж\д к району путешествия. Работа завхоза по питанию.
| Учет возможности пополнения продуктами питания в пути. Рыбалка. Сбор грибов, ягод, орехов.
| Составление списка продуктов с учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения.
| Использование сушеных и сублимированых продуктов, питательных высококалорийных смесей. Варианты походного меню в зависимости от потребностей и возможностей группы. Использование электронных раскладок.
|
| Туристский бивак
| Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды, эко логические, эстетически, гигиенические требования. Планирование и разведка места бивака.
Организация бивачных работ:
планирование территории бивака, учет направления ветра, освещенности места, сырости;
роль командира группы, служб;
последовательность действий членов группы.
Место для установки палаток, использование полиэтиленовых пленок. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способы заготовки. Растопка. Укрытие дров от дождя. Техника без опасности при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Ямы для отбросов. Уборка мусора.
Воспитанники должны знать:
правила планирования места бивака;
последовательность организации бивачных работ.
| Порядок организации бивачных работ при различных метеоусловиях. Специфика установки палаток на снегу, на каменистых склонах
| Оборудование места для приготовления пищи на примусах, газовых горелках.
| Установка палаток на крупной и средней осыпи. Постройка ветрозащитных стенок.
| Учет возможных сходов снежных лавин, селя, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых склонах.
|
| Стратегия и так тика похода
|
| График прохождения маршрута. Корректировка графика и маршрута с учетом реальной обстановки.
| Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака.
| Логика построения маршрута. Использование забросок. Запасные и аварийные варианты маршрута. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий. Эталонные маршруты.
| Содержание понятия «стратегия похода». Цель: безопасность при проведении похода Зависимость стратегии от цели похода, района, сложности маршрута, сезонности, вида туризма, уровня подготовки группы.
Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой радиальный, смешанный. Методики категорирования маршрута.
|
| Техника движения и преодоление естественных препятствий
| Естественные препятствия в походе. Движение по мокрому грунту, подлеску. Переправы через реки. Узлы: «прямой», «восьмерка», «полусхват», «удавка», контрольные.
Воспитанники должны знать:
основные способы преодоления естественных препятствий в пешем и лыжном походах.
| Естественные препятствия в пеш ем туризме. Положение корпуса, ног. Использование альпенштока. Движение по крутым травянистым склонам, снегу. Переправы: вброд, по камням по клади. Узлы: «рифовый», «брамшкотовый», «ткацкий».
| Понятие «техника туризма». Препятствия в пешем и лыжном походах. Движение по глубокому снегу, средним и мелким осыпям. Переправы по клади, камням, с использованием веревочных перил. Узлы: «схватывающий», «двойной морской», «проводника», «акадамический».
| Препятствие в пешем, лыжном водном и горном походах. Страховочное снаряжение. Движение по заболоченной местности, кустарниковой тундре, крупной осыпи, крутому каменистому склону. Переправа вброд группой (2-4 чел.). узлы: «булинь», «грудная обвязка», «седло» «стремя».
| Движение по льду, фирну, скальным склонам. Страховочное снаряжение. Навесные переправы. Использование плотов при организации переправ. Узлы: «встречный», «Бахмана», «Международный союз альпинистских ассоциаций».
|
| Подведение итогов похода
| Оформление результатов наблюдений на маршруте. Дневник и летопись группы. Походный дневник газета. Обязанности ответственного за ведение походного дневника. Личные отзывы участников о походе.
Воспитанники должны знать:
обязанности ответственного за ведение походного дневника;
возможные способы оформления походного дневника-газеты.
| Отчет о походе. Техническое описание маршрута. «Временная лента», хронометраж маршрута. Приемы описания основных ориентиров. Про ведение разбора похода в группе.
| Техническое описание маршрута похода. Определение участков маршрута. Описание характера местности. Наличие удобных мест для привалов, узлов связи, магазинов расписание их работы. Транспорт: расписание движения, стоимость проезда, время в пути. Фотоиллюстрации, схемы.
| Назначение отчета о походе, его основные разделы. Приложения к отчету. Оформление от чета. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. Специфика ориентирования для данного рай она. Организация и проведение выставки краеведческих материалов, собранных на маршруте. Оформление отчета на компьютере.
| Составление в электронном виде мультимедийного отчета о походе. Проведение с целью пропаганды туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Организация в рамках центра туристско краеведческого вечера. Сценарий. Подготовка выступлений. Организационное обеспечение вечера.
|
| | | | | | | | | | | | |