| Тема
| Программное содержание по годам обучения
|
1-ый
| 2-ой
| 3-ий
| 4-ый
| 5-ый
|
| Общественнополезная, краеведческая и природоохранная деятельность туристов.
| Цель наблюдений на маршруте. Наблюдение за природными явлениями, изучение растительного и животного мира, почв, полезных ископаемых. Личный и групповой дневники. Фотографирование и зарисовки в походе. Виды метеорологических наблюдений. Признаки изменения погоды. Экологическая подготовка туриста. Экологические требования к выбору места бивака. Природоохранная Деятельность: изготовление скворечников для птиц, охрана муравейников, охрана и описание редких видов растений и т.д. Воспитанники должны знать: основные методы краеведческой деятельности в турпоходе; основные правила поведения на природе; экологические требования к выбору маршрутов мест привалов и ночлегов; основные признаки изменения погоды; способы ведения дневника метеорологических наблюдений.
| Краеведческое изучение маршрута. Изучение района будущего путешествия, сбор материалов по истории, экономике культуре, природным особенностям. Изучение литературы и отчетов о походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация результатов. Приборы и оборудование. Дневник метеонаблюдений. Шкалы бофорта и видимости. Учебные эко логические тропы.
| Выполнение заданий музеев, научно-исследовательских организаций в походе Запись воспоминаний участников и очевидцев событий. Сбор документов, реликвий. Музейная деятельность. Виды природоохраной пропаганды.
| Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Коллекционирование. Прогнозирование погоды по местным признакам.
| Порядок описания краеведческого объекта. Создание краеведческих экспозиций, выставок. Устная и печатная пропаганда краеведческих материалов, использование их в разработке туристских маршрутов и экскурсий.
|
| Изучение района путешествия
| Экономико-географический обзор и туристские возможности родного края. Примеры маршрутов одно- и двухдневных походов. Воспитанники должны знать: общую характеристику туристских возможностей родного края.
| Географическое положение родно го края. Геологическое прошлое. Рельеф. Полезные ископаемые. История. Население. Хозяйство. Перспективы раз вития. Памятные места. Музеи. Своеобразные природные объекты. Литература о родном крае.
| Туристские возможности России и стран СНГ. Географическое положение России. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. Обзор регионов. История освоения туристских регионов Рос сии и стран СНГ.
| Районы походов. Их подробный физико-географический обзор. Возможные маршруты походов различных видов туризма, категорий сложности, учебно-тренировочных походов, экспедиций. Пути подъезда. Источники сведений о районах. Национальные особенности и обычаи местного населения.
|
| История развития туристского краеведческого движения
| Самодеятельная основа туризма. Законы туристской группы. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествий. Место песни в развитии туристского коллектива. Песенные традиции. Тематика туристских песен. Самодеятельная авторская песня. Слеты и конкурсы авторской песни. Воспитанники должны знать: основные правила, законы и традиции самодеятельного туристского движения.
| Краткий обзор развития туристско-краеведческого движения в стране. Постепенное формирование организационной структуры туризма. Организационные основы туристско-краеведческого движения на современном этапе.
| История развития туристско-краеведческих объединений. Вы дающиеся спортивные достижения взрослых и детско-юношеских туристских групп Разнообразие организационных форм туристско-краеведческой деятельности: туристские союзы и объединения, общества краеведов клубы туристов, станции и центры детско-юношеского туризма, туристско-краеведческие объединения в школах, Центрах творчества, по месту жительства.
|
|