Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






имени В.Н.Каразина






Т.Н.Дубликаш

Кафедра социологии

Харьковский национальный университет

имени В.Н.Каразина

Учебный курс «Социология науки»

№№ Модуля Модули и темы № недели
  Тема 1: Современная наука: новые горизонты, новые возможности, новые риски.Наука как движущая сила социальных, экономических и культурных изменений. Футурологи о роли современной науки и техники в информационном обществе. Знание как основная база грядущего общественного порядка. Эпоха работников знания. Н.Штер о хрупкости общества будущего в силу несбалансированного расширения возможностей благодаря развитию науки. Социальная неопределенность как ненамеренное следствие ожидаемых научных разработок.   1, 3
  Семинар. Темы для обсуждения:
  • Важнейшие научные открытия последних десятилетий
  • Технологии «двойного использования»
  • Научные разработки в области нанотехнологий, генной инженерии и пр. перспективных отраслей.
  • Моральные дилеммы терапевтического клонирования.
  • Ответственность ученого и вопрос добровольных или принудительных мораториев на проведение или публикацию исследований в определенных отраслях науки
  • Конфликт между мировоззренческими устоями западного общества и расширяющимися возможностями науки.
  • Специфика информационного общества.
Литература: · Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. - 2002. - №2.- с.31-35. · Малинкин А.Н. Социология знания и современное " общество знания" // Социологический журнал. - 2002. - №2.- с.36-57. · Уиггинс А. Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – 304 с. · Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- M., 2001.- с.6-59. · Азимов А. Загадки микрокосмоса. От атома до галактики. – М, 2004. · Современные фабрики мысли / Грановский В., Дацюк С., Ратувухерн Т. - Киев, 1999. - с.50-87. · Патон Б.Е. Задачи интеграции науки, техники и производства //ECO.-1986.-№6.- С.26-37
 
  Тема 2: Наука как социальный феномен: природа науки, ее развитие и особенности функций. Развитие науки как особого типа знания. Отличие научного знания от ненаучного. Основание достоверности научного знания. Генезис научного знания. Недифференцированная наука древности. Философские школы древней Греции. Монастыри как духовные центры эпохи Средневековья. Формирование университетского образования в Европе. Научное и техническое знание как деятельностная способность. Формирование отношения к технике и технологии как способам общеполезного применения знания в эпоху Нового времени. Отделение науки от философии, религии, обыденного сознания, возникновение " опытного естествознания". Роль эпохи Просвещения в институционализации науки.   4, 6
  Семинар. Темы для обсуждения: · Споры о месте и времени возникновения научного знания. · Может ли наука Древнего Востока называться наукой? · Влияние религиозных представлений и социального устоя на развитие науки в Древней Греции. · Специфика науки Древнего Рима · Наука Ближнего и Среднего Востока в VII-XV вв. н.э. · Роль Галилея, Коперника, Кеплера, Ньютона в развитии научного знания Нового времени. · Механика как первая среди наук Нового времени · Влияние герметической традиции на развитие научных сообществ. · Структура первых европейских университетов. · Дифференциация наук в XV-XVII веках. Литература:
  • Философия науки/ под ред.С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М, 2004.
  • Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.
  • Головнев А. Конечная Вселенная. – К, 2003.
· Волков Г.Н. Социология науки.-M., 1968. - с.16-98. · Бурдье П. Поле науки.- M., 2002. · Гайденко П.П. Эволюция понятия науки.- M., 1987.-с.5-20. · Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.- Москва: Наука.-1988. - с.7-40. · Азимов А. Четвертое измерение. От Аристотеля до Эйнштейна. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 284 с. · Билогуб В.Д. Социальные ориентации науки.-Kиев, 1989.- с.5-16. · Адлер Ф. Сфера социологии познания // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 447–478. · Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. · Малкей М., Гилберт Дж. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987. · Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Изд-во «Наука», 1971. – 178 с.  
5, 7
  Тема 3: Неклассическая и постнеклассическая наука. Эпоха разногласия в науке, кризис классической кумулятивной эпистемологии. Релятивистская и квантовая теория. Науки-лидеры постнеклассического этапа развития науки (биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке и пр.)    
  Семинар. Темы для обсуждения:
  • Онтологические, гносеологические, методологические и социальные основания классической, неклассической и постнеклассической науки
  • Роль общей теории относительности Эйнштейна в развитии науки.
  • Синергетика и теория хаоса
  • Случайность как фундаментальное свойство природы
  Литература:
  • Розен В.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – М.: Айрис – Пресс, 2004. – 240 с.
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- M., 2001.- с.6-59.
  • Философия науки/ под ред.С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М, 2004.
  • Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004
  • Головнев А. Конечная Вселенная. – К, 2003.
  • Азимов А. Миры внутри миров. История открытия и покорения атомной энергии. – М., 2004.
 
 
  Тема 4: Институционализация науки, государственное регулирование науки. Наука и идеология. Предмет социологии науки. Наука как деятельность по производству научного знания. Институционализация научной деятельности, возможности и ограничения в деятельности ученых. Компоненты науки как института. Наука как институт, целью которого является рост " удостоверенного" (Мертон) знания. Профессионализация научной деятельности, формирование научных коммуникаций. Европейская наука как ключевой компонент индустриальной цивилизации. Формирование " фаустовского" типа человека как продукта " деятельностного" этоса Западной цивилизации. Приоритет научно-технического знания над метафизическим и религиозным. " Закон трех стадий" О.Конта, " научный коммунизм" К.Маркса и Ф.Энгельса. Воздействие идеологии на науку и деятельность ученого. Методология науки и идеология. Роль науки в формировании и трансформации идеологий. Идеологическое значение авторитета науки. Участие ученых в политическом процессе. " Научное священничество".    
  Семинар. Темы для обсуждения: · Социальные причины всплеска социал-дарвинизма и евгеники в конце 20-х - начале 30-х гг. · М.Фуко о языке точности для господства посредством идеологии. · Эксперты и специалисты. Эксплуатация авторитета знания. · Внедрение ложных понятий. · Политические табу в науке. Литература: · Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. - M., 2002. - с.5-117. · Пыхтин В.Г., Пыхтина Т.Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. - Новосибирск, 1991. - с. 113-127. · Gellner E. Myth, Ideology and Revolution // Protest and Discontent / eds. Crick B., Robson W.A. - London: Penguin, 1970. - P.204-220.  
  Тема 5: История социологии науки. Господство сциентистски-техницистской парадигмы в общественных науках начала ХХ века. Преодоление в социологии просветительского идеала рациональности, работы Вебера, Шелера. " Социология знания" М.Шелера. Наука как низшая (базисная) форма знания в трехуровневой иерархии родов знания. К.Маннгейм о степени истинности человеческого знания, принцип экзистенциальной обусловленности знания. Фокус Ф.Знанецкого на социальных ролях ученых. Л.Флек о возникновении и развитии научного факта. Дж.Бернал «Социальная функция науки». " Наука и социальный порядок" Р.Мертона. Разведение социологии науки и социологии знания. Эмпирические исследования мертоновской школы. Научный этос. Критика теоретической концепции функционирования науки Р.Мертона в 70-е гг. Модели развития научного знания. Структура научных революций Куна и исследовательская программа Лакатоса. Т.Кун о научном сообществе. Спор Куна со школой Поппера. Поппер о критериях научности. Романтический антисциентизм конца 60-х-начала 70-х гг. Анархизм в науке. Работы П.Фейерабенда. Проблематизация фундаментальных ценностей и установок европейского " жизненного мира" в работах А.Шютца. " Социальное конструирование реальности" П.Бергера и Т.Лукмана. Наука на рынке символического капитала (П. Бурдье).   12, 14
  Семинар. Темы для обсуждения: · Раскрыть смысл категорий М.Вебера " познавательный интерес", " ценностная идея". · Раскрыть смысл категории " пред-рассудочного знания" М.Шелера. · Концепция " всечеловека" М.Шелера. · Споры о характере детерминации развития науки (кумулятивные и некумулятивные модели научного знания) · " Социальная роль человека науки" Ф.Знанецкого. · А.Койре о связи научной мысли и метафизики. Литература: · Современная западная социология науки: Критический анализ. - М.: Наука, 1988. - 253с. · Вебер М. Наука как профессия и призвание. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. · Маннхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. · Маннхейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000. · Полани М. Личностное знание. М., 1985. · Руткевич Е.А. Феноменологическая социология знания. М., 1993. · Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М, 1999. · Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. · Merton R.K. The Sociology of Science. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1973. · Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. - Chicago: The University of Chicago Press, 1962. · Barnes B.S. On the Reception of Scientific beliefs // Sociology of science / ed. Barnes S.B. - London: Penguin, 1972.- P.269-291. · Remmling G. Road to Suspicion. A Study of modern mentality and the Sociology of knowledge. New York, 1967.   13, 15
  Тема 6: Особенности научной деятельности, формы ее организации. Научная коммуникация, системы отношений, нормы и ценности научного сообщества. Взаимодействие индивидуальных и коллективных детерминантов научной деятельности. Научное сообщество как коллективный субъект научной деятельности. Познавательные и социальные функции научного сообщества. Межличностные отношения в первичном научном коллективе. Исследование взаимопонимания в научных коллективах. Научно-исследовательские программы в научных коллективах. Межличностные отношения " руководитель-научные работники" в первичном научном коллективе. Коррекция межличностных отношений в научном коллективе. Проблемы организации труда научного коллектива. Ролевые отношения в научном коллективе. Креативность ученого. Показатели и факторы эффективности работы научного коллектива. Адаптация молодого специалиста в первичном научном коллективе. Процесс индивидуализации ученого. Проблемы международного научного общения.   16, 18
  Семинар. Темы для обсуждения: · Функции научного сообщества. · Проблема взаимопонимания при восприятии идей и открытий научным сообществом. · Роль научной дискуссии в работе научного коллектива. · Общение в науке. · Исследования достижения согласия в сообществах ученых. · Конфликт в научных коллективах. · Предметно-статусная и функционально-ролевая иерархии в научных коллективах. · Формирование ролевого профиля молодого специалиста в научном коллективе. · Литература: · Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М., А. Социальная психология научного коллектива. - М.: " Наука", 1987. - 213 с. · Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности / под ред. Иванова В.Н., Яхиела Н. - М., 1986. - с.7-100. · Козлова Т.З. Возрастные группы в научном коллективе. - М., 1983. - с.9-34.    

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал