Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособиеСтр 1 из 27Следующая ⇒
С. П. Романова СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Минск 2007, 2012 УДК 316(075.8) ББК 60.5 я 73 Р 691 Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ, рекомендовано секцией гуманитарных наук (протокол № 10 от 02.03.07)
Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры социологии БГУ А. Н. Елсуков
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры молодежной политики ГУО «Республиканский институт высшей школы» С. А. Кулеш
Романова, С. П. Р 691 Социология: учеб.-метод. пособие / С. П. Романова. – Минск, 2007, 2012. ISBN
В пособии изложен авторский лекционный материал по курсу «Социология» в виде схем, что значительно облегчает восприятие теоретической информации и последующую подготовку студентов к зачетам и экзаменам. Информация структурирована таким образом, что их легко можно использовать в качестве базиса для подготовки мультимедийного сопровождения чтения курса лекций по социологии. В пособии представлены также планы семинарских и практических занятий, которые могут служить в качестве основы для проведения разнообразных форм аудиторной работы со студентами, способны выступать в качестве базиса для организации контролируемой самостоятельной работы студентов, а также на них можно опираться при планировании работы научно-проблемных групп по курсу «Социология». Адресуется студентам БГПУ всех профилей и форм обучения, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, читающих соответствующий курс в вузе.
УДК 316(075.8) ББК 60.5 я 73
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое пособие по социологии задумано автором как сжатое изложение основ социологического знания. Ставя своей целью ознакомление студентов со спецификой предмета социологии, ее главными методологическими принципами и особенностями, автор попытался построить краткий и емкий учебный курс, включающий материалы лекций и учебно-методические разработки в виде планов практических и семинарских занятий. Такая структура пособия определена авторским представлением о том, какой материал требует систематизированного изложения в виде схем, а какой должен выноситься на семинарские и практические занятия. Это сделано с целью формирования у студентов творческого мышления, развития критического отношения к различным социальным процессам и явлениям. В силу обозначенной позиции лекционный курс выглядит именно в виде комплекта схем, цель которых – четко зафиксировать все то, о чем идет речь на лекциях. Планы семинарских и практических занятий, во-первых, тематически выстроены вокруг специальных социологических теорий, а во-вторых, заостряют внимание на наиболее актуальных, далеко не однозначных, зачастую даже спорных, проблемах современного общества. В материалах лекций основное внимание фиксируется на раскрытии сущности базисных понятий социологии. Это сделано для того, чтобы сформировать у студента навыки активного и осмысленного употребления социальных терминов. Стараясь сделать изложение максимально доступным, автор, тем не менее, вынужден был допустить известную его многослойность, что диктовалось спецификой современного социологического знания, многообразием в нем научных школ и направлений. В первом разделе рассматриваются общие вопросы теории и истории социологии. Определяются объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии, обозначается место социологии в системе научного знания посредством изучения взаимосвязи социологии с другими науками. Представлен структурированный материал по истории развития социологии, начиная с эпохи Античности и заканчивая теоретическими разработками современных социологов. Во втором разделе внимание сконцентрировано непосредственно на объекте исследования социологии, т. е. на обществе. Рассматриваются различные подходы к определению и описанию понятия «общество», изложены характеристики его базовых структурных компонентов, которыми являются социальные институты, социальные организации, социальные общности, социальные группы и индивиды. В третьем разделе представлены схематизированные материалы, раскрывающие сущность методологии конкретного социологического исследования и описывающие основные методы сбора социологической информации, а именно опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. В последний, четвертый раздел включены планы семинарских и практических занятий. Они тематически сосредоточенные на таких «теориях среднего уровня», как социология молодежи, семьи и брака, образования, науки, религии, культуры, политики, управления, рекламы, массовой коммуникации и многих других. В планах предложены тематические перечни докладов и рефератов, творческие задания, темы эссе, контрольные вопросы и специально подобранные библиографические списки литературы по каждой теме. Цель таких занятий заключается в том, чтобы познакомить студентов с последними результатами различных социологических исследований, направленных на изучение социальных явлений и процессов. Следует обратить внимание будущих специалистов на острые проблемы, которые сегодня существуют в мире в целом и в белорусском обществе в частности. Все это необходимо для того, чтобы нынешние студенты научились критично и здраво воспринимать разнообразные потоки социальной информации, которые представляются под общим названием «социология». Таким образом, автор надеется, что предлагаемое пособие станет надежным помощником как студентам, так и преподавателям в процессе изучения сложной и одновременно очень интересной науки социологии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»
* Тематический перечень специальных социологических теорий, изучаемых на практических занятиях, и количество отводимых на них часов определяются учебными планами факультетов. ЧАСТЬ 1. КУРС ЛЕКЦИЙ В СХЕМАХРАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И
|