Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его на­зыванием взрослым.






Сенсорное развитие в раннем детстве

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выде­лить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэ­тому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматри­вает картинки, фотографии, не обращая внимания на простран­ственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опоз­нает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, рас­крашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ре­бенка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ста­вит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в дей­ствиях именно те сенсорные признаки предметов, которые име­ют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях вое приятие остается расплывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и вели чины, не оказывает большого влияния на выполнение действий

Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, оттого знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому - на форму.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоенияим перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких дей­ствий достигается только при соблюдении определенных неиз­менных условий. Автодидактические игрушки, в частности мат­решки, побуждают малыша соотносить их детали по какому-то конкретному признаку.

На первых порах ребенок не владеет способами зрительно­го соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый зна­комит малыша с новым способом ориентировки - примериванием, который ребенок осваивает постепенно. Так, преддошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверс­тия, пока не найдет деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках само­го большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного коль­ца. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необхо­димого соотношения предметов по признаку. Например, мер­кой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок сравнивает все остальные. Такое сравнение первона­чально требует от малыша развернутых ориентировочных дей­ствий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопо­ставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся по­стоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойст­ва любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с мер­кой и ее содержание. Ребенок переходит к зрительному соотне­сению свойств предметов с меркой, которой выступает не толь­ко конкретный предмет, но и представление о нем.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ре­бенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Подчеркнем, что сначала дети учатся подбирать предметы по фор­ме, потом по величине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются прежде всего в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения раз­ных присущих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самосто­ятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечь­ся от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, как установили Л.А.Венгер, Э.И.Пи­люгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрос­лого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает ос­нову для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.

При выполнении не только соотносящих, но и орудийных действий малыш осваивает ориентировочные действия примеривания. Когда не получается достать предмет короткой пал­кой, он заменяет ее предметами большей длины, пока не достиг­нет желаемого результата.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же зако­номерностям. В раннем детстве интенсивно развивается актив­ная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонема­тические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

- складывается новый тип внешних ориентировочных дей­ствий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предме­тов по их признакам;

- возникают представления о свойствах предметов;

- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал