![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие нтеллектуализируется. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойствами, отношениями. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Для полноценного развития ощущения, восприятия необходимо: — созревание анализаторов (слух, зрение и др.) — как органические предпосылки сенсорного развития; — осуществление сенсорного развития на основе чувственного опыта; — обеспечение связи с процессами мышления, речи. Сенсорное развитие является основой чувственного познания мира и развития психических функций и свойств личности. В течение дошкольного возраста психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов (мерок) для развития органов чувств. Сенсорными эталонами для ребенка служат, например: — система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.); — основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д.); — звуки родного языка; — звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др. Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия: 1) выделяет “эталоны” словом — Слово обобщает, т.е. вносит то, что не дает чувственный опыт и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении; 2) учит обследовать объект по-разному — в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но всегда обращает внимание: — на целостный облик предмета; — на вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.); — на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.) — на выделение более мелких частей предмета; — на целостный облик предмета (повторно); 3) учит сравнивать предмет с эталоном. — При обследовании предмета, выделенные его свойства каждый раз необходимо сравнивать с эталоном, как образцом, меркой и пр. С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталонами дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т.д. Восприятие ребенка приобретает способность все более полно отражать окружающую действительность, приобретает черты целенаправленности, произвольности. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной деятельности и т.д. Тренировка сенсорных процессов не должна быть изолирована от жизненного опыта, впечатлений детей. Проводить сенсорное воспитание необходимо в системе общего умственного развития.
Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: - складывается акт рассматривания предметов; - формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения; - устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
|