Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адаптирующийся
Те дети, которым гораздо легче пожать плечами и удалиться в свою спальню или незаметно уйти к другу, обычно продолжают придерживаться такой модели выживания и во взрослом возрасте. Взрослым адаптирующимся проще избегать положений, в которых нужно брать контроль в свои руки. Они функционируют лучше, если спокойно относятся ко всему происходящему. Они стали экспертами в приспосабливании, гибкости и спонтанности и гордятся этим. Как сказал мне один мужчина: «В детстве я ходил в девять разных школ. Я никогда не знал, долго ли здесь пробуду и где окажусь потом. Это было неплохо. Я научился быстро заводить друзей и познакомился со множеством интересных людей». Теперь, когда этот человек стал взрослым, ему все так же необходимо быть в движении. «Мне скучно сидеть на месте. Скучно, если я работаю где-нибудь дольше девяти месяцев. Скучно быть с одной и той же женщиной дольше девяти месяцев. Я даже начинаю уставать от этого города, а ведь я здесь живу всего два года».
(Рисунок 16-летней Виктории с изображением мамы и папы, тянущих дочку за руки в разные стороны, а также маленького мальчика. Надпись на рисунке: «Мама и папа играют со мной в перетягивание каната. Я люблю их обоих и хочу, чтобы они хорошо относились друг к другу. Я чувствую себя виноватой, и мне очень грустно, потому что я не знаю, что сделать, чтобы все стало лучше и все мы были СЧАСТЛИВЫ. Мой брат не желает играть в перетягивание каната. Я тоже не хочу, но не могу улизнуть».) С детьми, принявшими модель приспосабливания, произошло следующее: у них не было ни возможности развить в себе постоянное доверие к людям, ни способности создавать здоровые взаимоотношения. Всю жизнь они как бы попадали в середину событий. Им было трудно определить их начало, и они никогда не знали, как долго продлится конкретная фаза или ситуация. Эти теперешние взрослые, которые в детстве никогда не знали, как долго проживут в одном месте, или как долго мама будет трезва на этот раз, или как долго папы не будет дома, научились справляться с любой ситуацией, в которой оказываются в настоящий момент (или приспосабливаться к ней).
У взрослых адаптирующихся часто отсутствует умение ориентироваться, равно как и чувство ответственности за то, чтобы их жизнь приняла то направление, которое им хотелось бы. У них нет ощущения свободы выбора и контроля над собственной жизнью.
В то время как у более ответственных детей алкоголиков развилось ощущение своей способности влиять на события собственной жизни, адаптирующиеся обычно не ощущают, что могут ее контролировать. Как говорит сорокачетырехлетняя Дженис: «У меня такое чувство, будто я очень долго каталась на «русских горках».
Для адаптирующихся детей жизнь – это вечные «русские горки», и не потому что им нравится так жить, а потому что им кажется, что у них нет возможности выбирать. Они воспринимают самих себя как людей, для которых альтернатив не бывает, ведь они так и не узнали, что им доступен выбор. И теперь, став взрослыми, они не говорят об истинных проблемах своей жизни и, разумеется, всерьез не анализируют собственные чувства. Адаптирующиеся склонны общаться с людьми, которые столь же замкнуты в эмоциональном отношении. Для них подобные ограниченные связи – единственный безопасный тип взаимоотношений.
Взяв за основу эту поведенческую модель, легко понять, как адаптирующиеся находят себе приятелей, которые создают хаос вокруг себя. Такая жизнь в состоянии постоянного возбуждения становится их зоной комфорта, потому что они продолжают играть усвоенную в детстве роль адаптирующегося к непостоянным людям. Они знают, как справляться с хаотичными ситуациями – приспосабливаться. Однако такое самоотрицающее приспосабливание приводит к тому, что человек впадает в депрессию, чувствует себя изолированным, одиноким. Взрослым адаптирующимся алкоголь тоже помогает избавиться от ощущения собственной неадекватности. Этот наркотик дает им ложное чувство власти. Когда адаптирующиеся пьют, они могут осознать, что у них имеются доселе неизвестные им возможности и альтернативы. Им становится легче принимать решения, легче чувствовать, легче говорить о настоящих проблемах. С этой обретенной силой приходит большая уверенность в себе, и, чтобы сохранить эти ощущения, кажется разумным выпить еще, а потом еще и еще. Хотя увеличение употребления алкоголя не обязательно означает, что адаптирующийся теперь тоже стал алкоголиком, оно все же создает почву для формирования у него психологической зависимости. Алкоголь вызывает состояние, в котором человеку хорошо – способ испытать ощущения, которые, как кажется, можно испытать только путем употребления алкоголя.
|