Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помогающим профессионалам






Миллионам детей алкоголиков нужны ресурсы и навыки помогающих организаций и профессионалов. Все специалисты этой сферы должны стараться сделать все возможное, чтобы предложить решения для проблем, с которыми сталкиваются дети алкоголиков, и определить, каким образом они могут принять активное участие в реализации этих решений. Нет какого-либо одного рода специалистов или учреждения, которые несли бы всю ношу ответственности за помощь детям алкоголиков. Эту ответственность должны брать на себя все.

 

Все мы очень дорожим своим временем; но если вы хотите, чтобы ваши консультации давали результат, нужно выделять особое время для того, чтобы лучше понять детей алкоголиков, беседовать с ними, знакомиться с каналами помощи для них, содействовать им в обретении дополнительных возможностей.

 

Помогающие профессионалы, а также специалисты без высшего образования и волонтеры, которые трудятся там, где естественным образом контактируют с детьми – первостепенный источник помощи для детей алкоголиков. Частные и общественные службы, организации по делам семьи и детей, детские консультации-поликлиники, центры психического здоровья, молодежные организации, системы ювенальной юстиции и т.п. оказывают широкий спектр услуг – от патроната до индивидуальной и семейной терапии, а также специализированные услуги для жертв физического и сексуального насилия, рекреационные услуги, социально-медицинскую помощь и т.д. Все люди, вовлеченные в подобную работу – первые кандидаты в помощники для детей алкоголиков.

 

В докладе фирмы «Бооз-Аллен Гамильтон» «Оценка потребностей детей алкоголиков» от 1974г. все эти ресурсы кратко описываются так:

 

«Все дети ходят в школу; у большинства семей есть свой доктор; некоторые семьи ходят в церковь.

 

После ближайших и дальних родственников, именно в этих общественных контактах (школах, больницах и церквях) дети ищут ценности и стандарты поведения, а также помощь в решении своих проблем.

 

Положение этих ресурсов позволяет:

 

1) Распознавать существующие семейные проблемы.

2) Выявлять случаи алкоголизма, направлять алкоголиков на лечение и поддерживать их в этом деле.

3) Помогать супругу-неалкоголику и направлять его.

4) В случае необходимости вмешиваться и обеспечивать защиту ребенку.

5) Морально поддерживать, подбадривать, проводить краткосрочное консультирование.

6) Помогать ребенку связаться с другими необходимыми ресурсами».

 

Дети должны верить: у источника помощи есть что предложить, он будет рядом, на него можно рассчитывать в случае нужды. Если же этот источник относится к ребенку снисходительно, навешивает на него клеймо или попросту неэффективен, то ребенок не предпримет второй попытки получить помощь. Чтобы стать эффективным ресурсом для детей алкоголиков, вы должны продолжать узнавать как можно больше об алкоголизме и его влиянии на алкоголика и его семью. Чем лучше вы об этом осведомлены, тем проще вам будет обсуждать сложные проблемы безо всякого осуждения и обвинения. Когда вы начнете лучше понимать алкоголизм и говорить о нем легко и открыто, вас начнут воспринимать как надежный источник помощи, и дети будут охотнее идти на риск и делиться с вами своими проблемами.

 

Недостаточно просто знать о существовании АА, Ал-Анон и Алатин. Вы должны понимать принцип их работы. Походите на собрания – многие из них открыты для всех интересующихся. Информацию о соответствующих службах вы можете получить, позвонив в Центральный офис, указанный в телефонном справочнике. Узнайте, где и когда проходят местные собрания. Вам нужно понимать, что такое «Двенадцать Шагов» АА; вам должна быть знакома их идея наставничества, а также «Большая Книга». Вы должны обладать необходимыми знаниями для обсуждения этих вещей, иначе вы не будете действенным ресурсом. Что касается посещения собраний, для помогающих профессионалов актуальны те же самые принципы, что и для нуждающихся в помощи. А именно – вам нужно посетить более одного собрания, чтобы вы могли понять эти программы самопомощи и уяснить, как вам применить полученные знания во благо детей алкоголиков.

 

К сожалению, хотя ценность групп самопомощи вполне очевидна, мало кто из детей алкоголиков пользуется Алатин. По оценкам, лишь 3-5 процентов таких детей соответствующей возрастной группы ходят на собрания Алатин. Дети упускают эту возможность в силу различных причин. Зачастую собрания недоступны в их районе, или им сложно туда добираться, или родители не пускают, или ребенок еще не достиг положенного возраста… И, возможно, самая частая отговорка – их собственное отрицание, становящееся на пути. «Мне это не нужно. Папа не мешает мне, а я не мешаю ему». Или: «Они просто не поймут, у меня дома все иначе… не так, как у них».

 

Некоторые из таких причин и вправду веские; но бывает, что ситуация поправима. Если в округе нет группы Алатин, то можно создать ее – для этого достаточно, чтобы хотя бы двое детей алкоголиков объединились под руководством взрослого наставника из АА или Ал-Анон. Если проблема в том, как добираться на собрания, то, как правило, можно договориться с другими членами группы о совместных поездках. Обучение и информирование – ключи к преодолению подобных затруднений, исключающих Алатин из числа источников помощи.

 

На деле, во многих случаях потенциальные ресурсы не могут принести должной пользы из-за того, что проблема алкоголизма в семье не выявлена или же ее отрицательное влияние на семью не принимается в расчет.

 

На протяжении полугода я консультировала по телефону «cтаршего брата»* тринадцатилетнего мальчика, чей отец был алкоголиком. (*Движение «Старшие братья и сестры» (англ. “Big Brothers Big Sisters”) – благотворительная программа наставничества для молодых людей. – Прим.пер.) Желание этого «старшего брата» побольше узнать об алкоголизме и его заинтересованность в понимании процесса отрицания у своего подопечного были чрезвычайно важны для создания позитивной и целостной ролевой модели в жизни мальчика. Часто «старшего брата» расстраивало одиночество ребенка, его нежелание сблизиться и довериться. И если бы этот самый «старший брат» не разобрался в динамике влияния алкоголизма на семью, то, вероятно, прекратил бы общение с мальчиком, и тот в очередной раз оказался бы отвергнутым.

 

Одна соцработница из окружного центра заключения несовершеннолетних преступников рассказала, как неоднократно работала с несколькими детьми из одной и той же семьи из-за их противоправного поведения. Было выявлено физическое насилие со стороны их отца. Дети упоминали и о злоупотреблении алкоголем. Однако ими занимались в индивидуальном порядке, а не как семьей; лечение отца от алкоголизма не рассматривалось как решение проблемы физического насилия и дурного поведения детей. Пьянство отца не обсуждалось в том ключе, который позволил бы установить наличие алкоголизма. Таким образом, проблемы динамики алкоголизма в этой семье и его связи с противоправным поведением детей остались неизученными и нерешенными. А если бы эта соцработница была хорошо информирована об алкоголизме, то можно было бы воспользоваться подходящими ресурсами и помочь детям начать более здоровый образ жизни.

 

Для специалистов помогающих профессий выявление принятой в семье практики пития должно стать стандартной процедурой. Если клиент – взрослый, также следует разузнать, как обстояло дело с пьянством в семье во времена его детства. Зачастую клиент не желает добровольно информировать помогающего профессионала об алкоголизме в своей семье. Причина может быть во все еще действующей системе отрицания или же в недостатке знаний об алкоголизме. Поэтому прямые вопросы вроде: «Присутствует ли в вашей семье алкоголизм?», «Считаете ли вы, что один из ваших родителей – алкоголик?», «Считаете ли вы себя алкоголиком?» - обычно ведут к ошибочным ответам.

 

Во многих случаях опрашивающий может распознать алкоголизм в семье, не полагаясь в постановке диагноза на одного из ее членов, а собирая информацию, связанную с моделями пития. У каждого клиента своя особая ситуация, требующая особой методологии. После того как между помогающим профессионалом и клиентом наладятся доверительные отношения, в терапевтический процесс можно вводить вопросы вроде нижеприведенных, что будет способствовать успешному определению степени нормальности пития в семье.

 

О пьянстве родителей:

 

Как часто выпивают ваши мама и папа?

Зависит ли то, как вы реагируете на родителей, от того, пьют они или нет?

Бывает ли, что вас пугает поведение родителей – например, вождение в пьяном виде или жестокость со стороны выпившего родителя?

 

О моделях пития:

 

Как часто вы выпиваете?

Сколько вы выпиваете?

Бывают ли у вас провалы в памяти, когда вы пьете?

Кто-нибудь – друг, ребенок, родитель, супруг – когда-нибудь делал вам замечание о том, сколько вы пьете, или о вашем поведении в пьяном виде?

 

Ответы будут различными. По мере углубления ваших знаний о болезни под названием «алкоголизм» вы научитесь точнее оценивать ответы клиента и определять, говорят ли они об алкоголизме.

 

Помните: человек, являющийся алкоголиком или супругом алкоголика, при этом также может быть и ребенком алкоголика. Уместно будет выяснить, так ли это, и говорить с ними об алкоголизме, исходя из того факта, что они, возможно, всегда жили в его среде.

 

Некоторые помогающие профессионалы, узнав об алкоголизме в семье ребенка, сразу же ощущают, как ими овладевает чувство беспомощности. Однако они должны знать: хотя им, может быть, и не удастся изменить ситуацию в этой семье, но они могут положительно повлиять на отношение ребенка к себе самому. Когда профессионал не игнорирует ту информацию, которую доверяет ему ребенок, то он как бы говорит ему: «Ты для меня важен. Ты ценен». Активно слушать, подтверждать его чувства, направлять – все это во многом способствует выздоровлению ребенка. Даже десять-пятнадцать минут сосредоточенной работы в неделю могут иметь колоссальное позитивное влияние на жизнь ребенка. Секрет частично заключается в том, чтобы не пытаться изменить семью, а помочь ребенку прояснить его опыт и подтвердить его достоверность. Благодаря этому ребенок алкоголика будет в меньшем замешательстве, меньше поглощен чувством вины, и у него будет меньше гнева, страха, стыда, одиночества и бессилия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал