Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Содержание предполагает решение следующих задач:
l обучение навыкам общения и сотрудничества;
l формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
l развитие коммуникативных умений в процессе общения;
l введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
l я среди людей;
l речевой этикет;
l культура поведения;
l в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
l Старайся делать добро!
l Бойся обидеть человека!
l Люби и прощай людей!
l Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
l Познай мир и себя!
l Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
l обогащение личного опыта общения детей;
l ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
l овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Используемая литература:
l Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
l Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
l Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
l Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
l Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
l Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
l Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Тематическое планирование курса
Раздел программы
| № п/п
| Тема занятия
| Содержание, методические приемы
| Кол-во часов
| Дата
|
|
|
|
|
|
| Я среди людей
(14 час)
| 1-3
| Кто я и как выгляжу?
| Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
|
|
| 4, 5
| Что в нашем имени?
| Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
|
|
| 6, 7
| Плохо одному
| Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
|
|
| 8-10
| Товарищи и друзья
| Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
|
|
| 11, 12
| Как завоевывать друзей
| Правила общения с товарищами и друзьями.
|
|
|
| Бескорыстие в дружбе
| Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
|
|
|
| Верность слову
| Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
|
|
| Речевой этикет
(15 час)
| 15, 16
| Что такое этика и этикет
| Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
|
|
| 17, 18
| Роль мимики, жестов и позы в общении
| Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
|
|
| 19, 20
| О вежливых словах и их применении.
| Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
|
|
| 21 -23
| Правила знакомства, представления и обращения
| Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
|
|
| 24, 25
| Правила приветствия и прощания
| Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
|
|
| 26, 27
| Правила извинения и просьбы
| Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
|
|
| 28, 29
| Правила благодарности и отказа
| Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.
|
|
| Культура поведения
(27 час)
| 30, 31
| Отношение к старшим
| Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
|
|
| 32, 33
| Отношение к учителю
| Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
|
|
| 34, 35
| Отношение к малышам
| Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
|
|
| 36, 37
| Как вести себя в школе, на переменах
| Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
|
|
| 38, 39
| Правила поведения в столовой, за столом
| Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
|
|
| 40, 41
| Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
| Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
|
|
| 42, 43
| Искусство делать подарки
| Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
|
|
| 44, 45
| Как правильно разговаривать по телефону
| Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
|
|
| 46, 47
| Правила поведения в общественном транспорте
| Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
|
|
| 48, 49
| Как вести себя в общественных местах
| Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
|
|
| 50, 51
| Правила поведения в театре и кино
| Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
|
|
| 52, 53
| Поведение в библиотеке и музее
| Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
|
|
|
| Как вести себя в Храме
| Знакомство с правилами поведения
в Храме.
|
|
| 55, 56
| Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
| Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..
|
|
| В мире сказок
(8 час)
| 57, 58
| Добро и зло в сказках
| Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
|
|
| 59- 61
| Сказки – волшебство, чудо и правда
| Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
|
|
| 62- 64
| Сказка – ложь, да в ней намек
| Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
|
|
| Итоговые занятия
(2 час)
| 65, 66
| Что мы узнали и чему научились
| Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
|
|
|
|