Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального

Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

 

Содержание предполагает решение следующих задач:

l обучение навыкам общения и сотрудничества;

l формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

l развитие коммуникативных умений в процессе общения;

l введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

Основные разделы программы:

l я среди людей;

l речевой этикет;

l культура поведения;

l в мире сказок.

 

Воспитательные идеи программы:

l Старайся делать добро!

l Бойся обидеть человека!

l Люби и прощай людей!

l Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

l Познай мир и себя!

l Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

 

Ожидаемые результаты:

l обогащение личного опыта общения детей;

l ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

l овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

 

Используемая литература:

l Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

l Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

l Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

l Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

l Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

l Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

l Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

 

Тематическое планирование курса

 

Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
           
Я среди людей (14 час) 1-3 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.    
4, 5 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.    
6, 7 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.    
8-10 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.    
11, 12 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями.    
  Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.    
  Верность слову Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.    
Речевой этикет (15 час) 15, 16 Что такое этика и этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.    
17, 18 Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».    
19, 20 О вежливых словах и их применении.   Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.        
21 -23 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.    
24, 25 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.    
26, 27 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.    
28, 29 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.    
Культура поведения (27 час) 30, 31 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.    
32, 33 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.    
34, 35 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.    
36, 37 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.    
38, 39 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».    
40, 41 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».    
42, 43 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.    
44, 45 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»    
46, 47 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».    
48, 49   Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.    
50, 51 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.    
52, 53 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.    
  Как вести себя в Храме Знакомство с правилами поведения в Храме.    
55, 56 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..    
В мире сказок (8 час) 57, 58 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.    
59- 61 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.    
62- 64 Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.    
Итоговые занятия (2 час) 65, 66 Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пояснительная записка. Девчонки, мальчишки – вся детвора, | О курсе РТВ в начальной школе
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал