Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их доходов. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Регулирование и стратегическое планирование занятости осуществляется на основе политики государства в области занятости населения и развития кадрового потенциала. В Российской Федерации за период 1996—2000 гг. эта политика предусматривает решение таких стратегических задач как: 1) обеспечение рациональной структуры занятости населения; 2) достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест; 3) предупреждение массовой безработицы; 4) создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; 5) развитие кадрового потенциала; 6) совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; 7) рост мобильности трудовых ресурсов. Осуществлению указанных задач должны способствовать следующие совместные меры федеральных и региональных органов власти: — проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий; — разработка на основе прогнозов генеральной схемы развития рабочих мест; — введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; — оптимизация масштабов занятости в межгосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; — совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы (введение системы квотирования), обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест; — разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера. Развитие кадрового потенциала страны намечается обеспечить на основе: а) введения государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создания системы сертификации и аттестации персонала; б) формирования и обеспечения систем государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности; в) обеспечения качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издания учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создания сети методических и информационных центров. Конкретным инструментом реализации политики государства в области занятости населения, является, прежде всего, стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. В настоящее время основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда; федеральных целевых программ содействия занятости населения; комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, а также генеральных схем развития рабочих мест. Подготовка перечисленных плановых документов осуществляется на основе использования системы показателей комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В нее входят показатели: производства, рынка труда, доходов и потребления, фондов и материальных ресурсов, финансовые показатели. К показателям производства относятся: ВВП, ВНП, НД, а также эти показатели в расчете на душу населения. Основными показателями рынка труда являются: занятость, незанятость, безработица, свободные рабочие места, совместители, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы. Показатели доходов и потребления это: номинальная заработная плата, реальная заработная плата, реальные доходы населения, социальные пособия, пенсии и стипендии. Важнейшие показатели фондов и материальных ресурсов: объем фондов, ввод и выбытие фондов, фондовооружен-ность, другие материальные ресурсы. В группу финансовых показателей входят: уровень инфляции, уровень потребительских цен, кредитные вложения — всего, в т.ч. краткосрочные и долгосрочные, объем эмиссии, куре доллара обменный и реальный, ставка рефинансирования ЦБ РФ, ставка по межбанковскому кредиту, доходы и расходы федерального бюджета, объемы неплатежей. Прогнозирование состояния рынка труда имеет особое значение в системе стратегического планирования занятости населения. Оно обусловлено ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных органов власти как важнейшей предпосылки формирования ими правильной стратегии и тактики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т.д. Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы. Обе эти модели исходят из того, что под спросом на рабочую силу в них понимается количественное выражение потребностей предприятий и организаций в работниках, в т.ч. и нереализованных. В таком случае спрос (Ls) может быть представлен следующей формулой: Ls = L + V где: L — реально существующая занятость; V — вакансии, или количество свободных рабочих мест. Предложение рабочей силы (Lp) может быть выражено таким образом: Lp = L+N * Кp где: N — численность незанятых по биржевой статистике; Кp — коэффициент досчета, изменяющийся по логистической кривой в определенном интервале (количество обращающихся в службу занятости от общего числа незанятых; например, каждый восьмой, шестой, третий). В равновесной модели главным регулирующим фактором считается заработная плата, а уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме как: где: Ls = a1 (w/p) + а2 • Fs Lp = b1 (w/p) + b2 * Fp Ls — спрос на рабочую силу; Lp — предложение рабочей силы; w — номинальная заработная плата; р — уровень цен; F и F— векторы внешних переменных, определяющих спрос и предложение рабочей силы; а и b— векторы неизвестных параметров. В данной модели заработная плата приводит рынок к равновесию, т.е. Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно определяется выравнивающий уровень заработной платы (w/p) и равновесный уровень занятости (L). В неравновесной модели предполагается, что спрос и предложение не равны в любой момент времени, а занятость, реально наблюдаемая в данный момент, представляет собой величину, минимальную среди величин спроса и предложения: L = min {Ls, Lp }. Сказанное означает, что реально занято в любой момент времени может быть не больше, чем предъявляется спрос на рабочую силу со стороны предприятий, и не больше, чем количество предлагавших ее. Прогнозы занятости разрабатываются в следующей логической последовательности. Поскольку главным источником рабочей силы является население страны, а именно, его трудоспособная часть, сначала определяются численность и половозрастной состав населения в прогнозируемом периоде. При этом должны учитываться демографическое и миграционное поведение людей. После определения общей численности населения и его половозрастной структуры, выясняется количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде. Для этого делают выборку соответствующих возрастов из общей численности населения (мужчин — 16—59 лет, женщин — 16—54 года). Полученный результат корректируется на численность неработающих инвалидов и работающих подростков и пенсионеров. Полученный результат будет характеризовать предложения рабочей силы на рынке труда. Разработанный прогноз предложения рабочей силы дополняется следующими качественными параметрами: распределение по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т.д. Значительно более сложной задачей являются оценка ожидаемого спроса на рабочую силу. На этом этапе акцент делается на динамике рабочих мест в прогнозируемом периоде, которая определяется исходя из следующего уровня баланса рабочих мест ФРМt+n = ФРМt – ВФРМt+n + ДФРМt+n ФРМt+n - количество рабочих мест на конец прогнозируемого периода; ФРМt - количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода; ДФРМt+n – ввод новых рабочих мест в прогнозируемом периоде; ВФРМt+n – выбытие рабочих мест в прогнозируемом периоде в связи с износом, банкротством предприятий по экономическим причинам. Физические рабочие места берутся за основу потому, что они в значительной мере определяют спрос на рабочую силу. Выбытие рабочих мест прогнозируется довольно точно, поскольку существуют отраслевые коэффициенты сокращения активной части основных производственных фондов. Количество вводимых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема капитальных вложений по всем формам собственности и стоимости новых рабочих мест. Объем капитальных вложений по отраслям рассчитывается по макромодели экономической динамики, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции. Существует следующий алгоритм расчета спроса на рабочую силу, основанный на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий. Этап 1. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ). Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия основных фондов отрасли. ВФt = (ЧЗt +ЧВt) * К ЧЗt – численность занятых в году, ЧВt – число вакансий в год, К – постоянный коэффициент выбытия активной части основных производственных фондов. Этап 2. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий (ВБ). ВБt = (ЧЗt - Чtиз) • Jtуб./Тtин где: и Чtиз — накопленный в году t потенциал изменений численности; Jtуб — доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t; и Тин — темп инфляции в году t. В качестве условия на этом этапе принимается равенство численности работников на убыточных предприятиях средней численности на предприятии отрасли. Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом: Кtуб = Кt-1уб (1 - 1/Тtин) Этап 3. Рассчитывается возможное избавление предприятий отрасли от накопленного потенциала изменений численности работников (Вtиз). Эта процедура осуществляется исходя из следующего соотношения: Вtиз = Чtиз (1 - Ktуб/Ttин) • 100 • (100 - Тtоп/Ttин) где: Чtиз — накопленный потенциал излишней численности в отрасли в году t; Тtоп — динамика объема производства в году t. Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятие отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того, чтобы избежать двойной счет рекомендуется из общей излишней численности работников вычесть ту ее часть, которая обусловлена банкротством. Этап 4. Определяется возможное выбытие рабочих мест по экономическим причинам (ВЭ). В этих целях используется формула: ВЭt=ВБt+Вtиз. Этап 5. Рассчитывается показатель прироста потенциала излишней численности в прогнозируемом году (ДЧtиз), используемый для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по формуле: ДЧtиз = ЧЗt – Чtиз – ВБt * Тtоп * Кэл – Вtиз – ВФt Тогда Чtиз = Чt-1из - ДЧtиз где: Кэл — коэффициент эластичности роста скрытой безработицы в зависимости от динамики объемов производства. Этап 6. Содержанием этого этапа является решение главной проблемы алгоритма расчета — расчет величины ввода в действие новых рабочих мест. Он строится при допущении условия, согласно которому число вновь вводимых рабочих мест (ВИ), есть функция их стоимости, дифференцированная по отраслям национальной экономики и объемам капиталовложений. ВИt = (Ktв/Ctрм + ВИt2/Тtин) * Ktсм где: Кtв — капитальные вложения в отрасль в году t; Кtсм — коэффициент сменности в отрасли в году t; Сtрм — стоимость ввода нового рабочего места в году t; ВИt2/Тtин — ввод рабочих мест за счет частных инвесторов в году t. Этап 7. Это заключительный этап алгоритма расчетов прогнозной численности занятых в отраслях национальной экономики. Он строится с помощью следующего балансового соотношения между числом рабочих мест и числом вакансий: ЧЗt = ЧЗt-1 – ВФt - ВЭt + BИt - ЧВt Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность высвобождаемых из вооруженных сил, а также занятых на учебе с отрывом от производства и профессиональной подготовкой, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вариант прогноза занятости и потенциальной рабочей силой. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от производства, будет характеризовать численность безработных. Повышению качества прогнозов состояния рынка труда способствует разработка отчетных и прогнозных балансов трудовых ресурсов, составляемых ежегодно по стране в целом и по субъектам федерации. Он представляет собой систему показателей, характеризующих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности, с распределением по городам и сельской местности. Баланс состоит из ресурсной и распределительной частей. Первая из них характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Во втором разделе трудовые ресурсы распределяются на экономически активное население и экономически неактивное население, с выделением отдельной позицией учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Несколько цифр: в 2050 году население земного шара будет составлять почти 9 млрд.человек. Самой сильнозаселенной страной станет Индия 1529млн. (982 млн.), Китай 1478 млн.(1256 млн.) Население в РФ составит 121 млн.(147) Из областей РФ на сегодняшний момент не вымирают только Тюменская обл. и в национальных образованиях. Из промышленно развитых стран только в США увеличится население до 349млн (274) и то за счет афроамериканцев и испаноговорящих американцев. (Коммерсантъ)
|