Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ и подобие






" И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1: 27). Одинокая эгоцентричная монада не способна к любви, и Бог создает не единицу, а двоицу, чтобы между людьми царствовала любовь. Однако любовь двоицы тоже не есть еще полнота любви, так как в двоице существуют два полярных начала - тезис и антитезис, которые должны завершиться в синтезе. Синтезом человеческой двоицы является рождение ребенка: полноценная семья - муж, жена и ребенок - является отображением триипостасной Божественной любви. Поэтому Бог и говорит " плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1: 28)... Нельзя также не отметить сходства между чередованием единственного и множественного числа, которое встречается в Библии, когда речь идет о Боге (" сотворим по образу Нашему" - " сотворил по образу Своему"), и таким же чередованием, когда речь идет о человеке (" сотворил его" - " сотворил их"): этим подчеркивается единство естества всего человеческого рода при различии ипостасей каждой конкретной личности. " Бог есть одновременно одна Природа и три Ипостаси; человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей; Бог единосущен и триипостасен; человек единосущен и многоипостасен".1
Тема образа и подобия Божьего - одна из центральных в христианской антропологии: в большей или меньшей степени ее пытались раскрыть все древне-церковные писатели. Еще Платон говорил о том, что Бог " чеканил" живые существа " соответственно природе первообраза".2 А Филон Александрийский называл человека " созданным по образу идеального Первообраза".3 Греческое слово " образ" (eikon - отсюда " икона") означает " портрет" или " изображение", то есть нечто созданное по образцу (prototypos - " первообраз, прототип") и имеющее сходство с образцом, хотя и не тождественное последнему по природе.
Черты образа Божьего некоторые Отцы и учители Церкви видели в разумно-духовной природе человека как " существа разумного" (греч. zoon logikon). " Наш ум... родствен Богу, он служит умственным образом Его", - говорит Ориген.4 " Мы сотворены по образу Создателя, имеем разум и слово, которые составляют совершенство нашей природы", - пишет святитель Василий Великий.5 Является ли тело человека образом Божьим? Святой Василий считает, что нет. Бог есть Дух, и образ Божий должен быть духовен.6 Однако, согласно святителю Фотию, патриарху Константинопольскому, тело, как и всякое творение Божье, носит на себе отображение Творца: " Человеческое тело, как и душа, есть художественное изделие Его (т.е. Божьего) человеколюбивого и благодетельного промысла".7
Образ Божий усматривают в свободной воле человека и его способности выбора. Бог создал человека абсолютно свободным: по Своей любви Он не хочет принуждать его ни к добру, ни ко злу. В свою очередь Он ждет от человека не просто слепого повиновения, но ответной любви. Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему.
Говорят о бессмертии человека и его господственном положении в природе, а также о присущем ему стремлении к добру как чертах образа Божьего. Татиан называет человека " образом бессмертия Божьего" 8, а преподобный Макарий Египетксий говорит, что Бог сотворил душу " по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа".9
Наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является " делателем": " Отец Мой доныне делает, и Я делаю", - говорит Христос (Ин. 5: 7). Человеку тоже заповедано " возделывать" рай (Быт. 2: 15), то есть трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить eх nihilo (" из ничего"), но он может творить из материала, созданного Творцом, а материалом для него служит вся земля, где он господин и хозяин. Не столько мир нуждается в том, чтобы человек улучшал его, сколько сам человек нуждается в приложении своих творческих способностей для уподобления Богу.
Некоторые Отцы Церкви отличают " образ" от " подобия", отмечая, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: " выражение " по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение " по подобию" означает уподобление через добродетель, насколько это возможно" (Иоанн Дамаскин).10 Все свои способности человек должен реализовать в " возделывании" мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо " предел добродетельной жизни есть уподобление Богу", как говорит святитель Григорий Нисский.11

1 Х. Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 102. ^
2 Платон. Тимей 39е. ^
3 De opificio mundi 69. Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 105. ^
4 PG 11, 128. ^
5 PG 31, 221С. ^
6 PG 30, 13. ^
7 PG 102, 180А-В. ^
8 PG 6, 820В. ^
9 В. Е. П. 41, sel. 341. ^
10 Точное изложение православной веры 2, 12. ^
11 Григорий Нисский. Толкование Блаженств 1, 4. ^


 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал