Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объектные отношения в латентном периоде






 

Отказываясь от сознательных попыток достичь ин­цестуозной связи с одним или с другим родителем, ре-

 

– 144 –

 

бенок вызывает изменение во взаимоотношениях с ними. Теперь отношения с каждым из родителей могут быть нежными, даже если со стороны ребенка на них оказы­вают непрерывное воздействие природа вытесненных желаний и конфликтов, природа родительских репрезен­таций, установленных в течение более ранних стадий развития объектных отношений и по-новому могуще­ственное Суперэго. В самом деле, в ходе латентного пе­риода ребенок заметно меньше зависит от родителей, особенно в вопросах правоты и неправоты, потому что Суперэго все больше воспринимается как внутренняя инстанция. Эти внутрипсихические силы становятся ре­шающими и постоянными бессознательными ингредиен­тами его объектных отношений, оказывающими глубо­кое воздействие на поведение и на отношения с други­ми людьми.

Фантазии «семейного романа» (Freud, 1908) типич­ны для раннего латентного периода. Эти фантазии про­истекают от разочарований в эдиповой любви, а также служат зашитой от инцестуозных фантазий; таким обра­зом, они содействуют усилиям ребенка внутрипсихичес­ки дистанцироваться от родителей. Ощущая себя отверг­нутым родителями, которые временами, как чувствует ребенок, предпочитают ему друг друга, он находит ком­пенсацию своей нарциссической ране и разочарованию в фантазии. Соответственно, он воображает, что являет­ся приемным ребенком или пасынком, и полагает, что он благородного или сверхъестественного происхождения, и просто отдан в эту семью до тех пор, пока не появят­ся более высокие и лучшие возможности. Фантазии се­мейного романа выдают эдипальное разочарование и кру­шение иллюзий, так как ребенок видит, что его родите­ли не являются, как он полагал, совершенными и все­могущими. Соответствующее этой фазе крушение иллю­зий относительно основных объектов ребенка, продол­жающее задачу развития (Winnicott, 1953), уравновеши­вается в фантазии ребенка величием его воображаемых «подлинных» родителей. Сходные функции и источники

 

– 145 –

 

происхождения приписывались фантазиям о наличии близнеца (Burlingham, 1952), воображаемым животным или человеческим спутникам (Nagera, 1969; Myers, 1976, 1979), и интересу к супергероям комиксов и телевидения (Widzer, 1977). Многие из этих фантазий дополнительно разрабатываются в ходе латентного периода.

Ребенок, находящийся в стадии более позднего латентного периода, стремится уйти от поглощенности фантазированием к объектам в реальном мире. Важный аспект этого сдвига проявляется в социальных отноше­ниях, которые становятся намного более важными в ходе латентного периода. «Мир игрового интереса наполняет ребенка новыми надеждами, новыми разочарованиями и удовлетворениями», — говорит Пеллер, который отмечает, что в этих обстоятельствах ребенок начинает отождеств­ляться со своими ровесниками, вдобавок к родителям и учителям (1954, стр. 191).

Равные по положению однополые группы обеспе­чивают возможности для укрепления половой идентич­ности, для замещения связанных с эдипальным объек­том конфликтов и для дистанцирования от эдипальных объектов. Буксбаум в поисках интрапсихического объяс­нения двух ясно различимых периодов группового фор­мирования в детстве — в начале латентного периода и в подростковом периоде — пришел к выводу, что «по мере того, как маленький ребенок находит в группе поддерж­ку для своей новооткрытой физической независимости от матери, подросток находит опору для своей мораль­ной независимости от дома» (1945, стр. 363). Буксбаум отмечает, что ребенок, вступающий в латентный период, готов к формированию новых взаимоотношений, в осо­бенности потому, что он нуждается в нахождении новых источников либидного удовлетворения. Групповые дей­ствия (как и школа) (Peller, 1956) делают это смещен­ным или сублимированным образом. Кроме того, группа часто может дозволять ослабление стандартов Суперэго; Сэр Уильям Голдинг драматически изображает принятие группой запрещенных действий, таких как явное выра-

 

– 146 –

 

жение садистских импульсов, в своем романе «Повели­тель мух» (1955). Социально приемлемой формой груп­повой формации латентного периода являются команд­ные игры, часто с детальным вниманием к тому, кто в какой лиге играет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал