Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь 6 страница
дхваджа. " Флаг; стяг". Одна из дета л ей индуистского храма, устанавливаемая обычно на пике храмового купола или на отдельном шесте (дхваджастамбхе) рядом с храмом. Развевающийся над храмом или во время религиозных процессий и церемоний флаг (как правило, оранжевого или красного цвета) символизирует торжество и победу Санатана Дхармы. См.: праздник, дхваджастамбха, храм. дхваджастамбха. " Флагшток". На тамильском — кодимарам. В агамических храмах располагается обычно за ваханой того божества, кому посвящен храм. В метафизическом смысле создает для храмового мурти некий дополнительный полюс, позволяя поддерживать особое силовое поле в пространстве храма. См.: храм, дхваджа. дхоти (хинди). Традиционная индийская одежда у мужчин. Тоже, что ветти. См.: ветти. дхрити. " Стойкость". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма. дхьяна. " Медитация". См.: медитация, раджа-йога. дэва. " Сияющий". Существо, живущее на высшем астральном плане, в тонком, нефизическом теле. Слово дэва также используется в писаниях для обозначения богов. См.: боги. дэвадаси. " Рабыня божества; служительница божества". Храмовая танцовщица и певица, посвященная служению в индуистском храме с детского возраста посредством священного брака с божеством храма. Дэвадаси считались земными женами божества и в их обязанности входило его ублажение пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и выполнением ритуального соития. Большинство дэвадаси были искусными танцовщицами и весьма образованными, являясь хранительницами многих видов классического индийского искусства и секретов " искусства любви". Впоследствии институт дэвадаси выродился (из-за злоупотреблений храмового жречества и индусской аристократии) в " храмовую проституцию" и поэтому был запрещен правительством Индии. Европейцы называли дэвадаси португальским словом " баядера". дэвалока. " Мир богов". Синоним махарлоки, высшего астрального плана, которому соответствует анахата-чакра в тонком теле. См.: лока. дэвамандира. " Обитель богов; божий дом". От корня манд, " стоять, размещаться". Индуистский храм, часто называемый просто мандирой. См.: храм. дэванагари. Письменность, применяющаяся в санскрите, пракритах, хинди и маратхи. Возникла на основе североиндийской разновидности древнего письма брахми. Характерная особенность алфавита дэванагари — верхняя горизонтальная черта, соединяющая буквы. См.: санскрит. Дэви. " Богиня". Имя-эпитет Шакти, Богини-Матери, особо часто используемое в шактизме. См.: Шакти, шактизм. Дэви-Бхагавата-пурана. Вспомогательный текст шиваитских Пуран. Дэви-гита. Двенадцать глав (с 29-й по 40-ю) из 7-й книги Шримад-Дэви-Бхагава-там, священного писания шактов. Посвящены внешнему поклонению Божеству с формой и медитации на Божество без формы. Дэвикалоттара-агама. Версия Caрдxa-тришати-калоттара-агамы, вспомогательного текста Ватула-агамы. Также известна как Сканда-калоттара. Ее 350 стихов имеют форму диалога между Карттикейей и Шивой и касаются эзотерики мантр, посвящений, правильного знания, веры и поклонения Шиве. См.: Шайва-агамы. Дэви-упанишад. Упанишада шактов, посвященная природе Богини и поклонению Ей. См.: шактизм.
Ж жертвоприношение. См.: яджня, пуджа.
звук (санскр. шабда). Слышание Божественного является такой же духовной необходимостью для верующего индуиста, как и видение (даршана) Божественного. Уши являются центрами многих нади, связанных с внутренними органами восприятия. Гуру могут, давая ученику инициацию, шептать ему на ухо, чтобы стимулировать эти центры и придать больший эффект своим наставлениям. Во время храмовой пуджи громко звонят колокольчики, звучат барабаны, раковины и трубы, чтобы пробудить поклоняющихся от рутинных состояний сознания. Медитация на внутренний звук, называемая нада-анусандхана, является важной практикой йоги. Слушание Вед или других писаний — это процесс созерцательный, мистический. Традиционная индийская музыка почитается как нектар Божественного. См.: Аум, нада, сознание Шивы. зло. В западных религиях зло часто рассматривают как моральное противостояние Богу. Эта сила — источник греха и присуща душе с момента зачатия. Для ин-дуистов же зло не является сознательной, темной силой, такой, как Сатана. Зло — не онтологическое, а ситуационное явление. Это значит, что оно коренится в относительных условиях, а не в предельной реальности. Зло (недоброкачественность, испорченность) происходит от невежества (авидьи) и незрелости. Когда человек плохой или злой, он не борется с Богом, а Бог не судит его. Внутри каждой души, а не вне ее, пребывает принцип осуждения инстинктивно-интеллектуальных действий. Бог, который вечно сострадателен, благословляет даже худшего из грешников, даже самого развращенного асуру, зная, что этот индивидуум однажды выйдет из низшего сознания в свет любви и понимания. Творящий зло рассматривается в индуизме как молодая душа, которая не знает еще о ценности праведного мышления, речи и действия и не способна жить в этом мире, не запутываясь в сети майи. Индуизм учит, что существенного, неотъемлемого от природы вещей, изначального зла не существует и что истинная природа человека — это божественность и добро.
И ида-нади. " Успокаивающий канал". Женский психоэнергетический поток, текущий в тонком теле. См.: кундалини, нади, пингала, сукшма-шарира. икона (от греч. eikon, " образ"). На санскрите — пратима, или мурти. Священное изображение Бога, божеств, духовных учителей, подвижников и святых. См.: мурти. иллюзия. Восприятие или видение того, что кажется существующим, но на самом деле нереально, подобно иллюзии, создаваемой магом. Присущая Шиве тиробха-ва-шакти (тиродхана-шакти), " сила сокрытия, сила вуалирования", вызывает к существованию иллюзорное видение реальности. Это одно из проявлений божественного могущества. См.: авидья, майя. имманентный. Внутренне присущий, неотъемлемый; находящийся и действующий изнутри. Применительно к Богу означает " присутствующий во всех вещах и во всей вселенной, близкий, не стоящий в стороне". Инда долина. Географический регион вдоль реки Инд на территории современного Пакистана, где в 1924 г. археологи обнаружили следы высокоразвитой цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 5-го по 1-е тысячелетие до н. э. Там, например, была найдена печать с изображением Шивы как Пашупати, Повелителя скота, сидящего в йогической позе. Происхождение и язык обитателей Индской цивилизации неизвестны. Однако некоторые ученые считают, что это были предки современных дравидских народов южной Индии. См.: Пашупати. индивидуальная душа. На санскрите — атман, джива, ану. Термин указывает на уникальный характер души, проявившейся к существованию в процессе эманации из Изначальной Души, т. е. Шивы. Индивидуальная душа подвержена процессу духовной эволюции до тех пор, пока она не реализует полностью свое сущностное единство с Божественной Реальностью. См.: ану, атман, джива, душа, эволюция души. Индра. " Правитель". Ведический бог дождя и грома, царь-воин среди дэвов. индрия. " Орган чувств; действующий посредник". Пять функций органов восприятия (джнянендрий): слух (шротра), осязание (твак), зрение (чакшус), вкус (раса-на) и обоняние (гхрана), а также пять функций органов деятельности (кармен-дрий): речь (вак), хождение (пада), хватание (пани), выделение (пайю) и размножение (упастха). См.: коша, таттва, душа. индуизм (хинду-дхарма). Также Санатана Дхарма, " вечная религия", и Вайдика Дхарма, " религия Вед". Древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр философий — от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм — это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются: шиваизм, вишнуизм, шактизм и смартизм. Они придерживаются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее наследие культуры и веры — концепции кармы, дхармы, реинкарнации, всепроникающего Божества; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию гуру-шишья; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них — джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями, потерявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности со своей материнской религией. индуист. Последователь индуизма. Традиционное название на санскрите — сана-тани, в ведические времена — арья, в настоящее время чаще используется термин хинду. Устаревшее русское название — индус (не следует путать понятия " индус", т. е. " последователь индуизма; индиец-индуист (не мусульманин или сикх)", и " индиец", т. е. " житель Индии"). Приверженец индуизма, Санатана Дхармы. Традиционно индуистом считается человек, родившийся в индуистской семье, прошедший соответствующее посвящение (дикшу, или упанаяну) и воспитание, осознанно ведущий предписанный индуизмом образ жизни и верующий в ряд общеиндуистских положений веры (см. статью " Индуизм" в разделе " Истина одна, путей — много"). Индуистом автоматически становится и тот, кто, будучи рожденным в неиндуистской семье и стране, получает посвящение в традицию конкретной сампрадайи Санатана Дхармы от парампарического индуистского гуру и осознает себя индуистом. Вопреки заблуждениям ряда европейских индологов и религиоведов, основывающих свое суждение на практике отдельных ортодоксальных брахманистских (смартистских) школ, что " индуистом невозможно стать, им можно только родиться", большинство сампрадай индуизма допускают прозелитизм (хотя активное миссионерство в целом для индуистов нехарактерно). Это подтверждают и индуистские священные писания, и сама история индуизма. Так, индуизм в разное время приняли целые изначально неиндуистские народности и племена Непала, Индии, стран Индокитая, Индонезии (где ныне индуизм сохранился лишь на острове Бали). В настоящее время индуизм активно распространяется в странах Европы и Америки. Приобщение киндуизму совершается обычно через церемонию намакарана-самскары, таинства имянаречения, проводимую священнослужителями и духовными учителями над теми, кто осознанно объявляет себя последователем индуизма и принят в члены индуистской общины. См.: индуизм, сампрадайя, обращение в индуизм. инициация (" посвящение", санскр. дикша). Действие или процесс, посредством которого человек вводится учителем или наставником в новую сферу духовного знания и практики. Отмечает собой установление или углубление связи с учителем и его линией преемственности знания и обычно сопровождается ритуалом. Инициация, понимаемая как импульс пробуждения, может даваться прикосновением, словом, взглядом или мыслью. По мере созревания ученика он может получать более глубокие инициации, втягивающие его все дальше в духовное бытие. Большинство индуистских школ, и особенно шиваизм, учат, что просветление достижимо только при условии инициации от садгуру. См.: дикша, шак-типат(а), гуру, садгуру, шишья. инкарнация (лат.). " Воплощение". Процесс перехода души из одного тела в другое в ходе духовной эволюции. Инкарнация иногда понимается как синоним санскритского слова аватара (" сошествие; воплощение") и в этом случае обозначает акт принятия Божеством человеческой формы и саму эту форму. Бог нисходит на землю (или в другие миры) с целью восстановить устои дхармы или осуществить свои божественные игры (лилы). Учение об аватарах Высшего Бога не характерно для большинства шиваитов, но играет важную роль в вишнуизме (вайш-навизме) и ряде других индуистских сект. См.: пунарджанма, аватара, вишнуизм. инстинктивный. От латинского instinctus, " побуждение; влечение". Любые мотивы, желания или импульсы, руководящие жизнью животного царства, а также физического и низшего астрального аспектов жизнедеятельности людей — например, самосохранение, воспроизводство потомства, голод и жажда, равно как эмоции гордыни, ненависти, страха, вожделения, гнева и зависти. Первая ступень духовного развития заключается в обуздании этих диких склонностей и импульсов и преобразовании их энергии в более высокую, духовную энергию. См.: манас, ум, ум (три фазы), яма-нияма. инстинктивный ум (санскр. манас, манас-читта). Низший ум, контролирующий все инстинкты и деятельность индрий, а также эмоции и все заурядные, недуховные помыслы. Соотносится с маномайя-кошей. См.: манас, маномайя-ко-ша, яма-нияма. инструментальная причина (санскр. сахакари-карана). Космологически означает непосредственно " техническое" творение. См.: причина. интеллект (санскр. буддхи, буддхи-читта).Сила и способность понимать; сила мысли; развитый разум, способный к абстрактному мышлению и возвышению над инстинктивным умом. См.: буддхи, интеллектуальный ум. интеллектуальный ум (санскр. буддхи-читта). Более высокая, нежели инстинктивный ум, фаза деятельности ума. Буддхи-читта — источник различающей мысли, чем превосходит инстинктивный ум с его обыденным, чисто импульсивным мыслительным процессом. Также соотносится с маномайя-кошей. См.: буддхи, маномайя-коша. интроспекция (лат.). Погружение вовнутрь. Самонаблюдение, психологическое и духовное самоисследование. Изучение психических процессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы. Ирайван (Ирейван). Одно из древних тамильских имен Бога Шивы, означающее " Почитаемый". См.: Святилище Санмарга. ислам (мусульманство). Религия, основанная пророком Мухаммедом в Аравии около 625 г. н. э. Ислам требует полного подчинения себя Аллаху, Богу. Последователи ислама, мусульмане (" покорные Богу"), следуют " пяти столпам" исламской веры, записанным в их священной книге, Коране: вере в Аллаха; пятикратной ежедневной молитве с лицом, обращенным в сторону Мекки; раздаче милостыни; посту в месяц рамадан и паломничеству в Мекку. Ислам имеет около одного миллиарда последователей и является одной из самых быстрорастущих религий. Большинство мусульман проживают в странах Ближнего и Среднего Востока, в Пакистане, Африке, Китае, Индонезии, России и соседних с ними странах. См.: Коран, Мухаммед. исповедание веры (санскр. дридхавачана). Положительное заявление или утверждение, регулярно повторяемое с концентрацией на его смысле и вызываемых им мыслеобразах. Часто используется для достижения желаемого результата. Исповедания веры распространены во многих религиях. Так, в исламе очень популярна шахада (" свидетельство") Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи (" Нет никакого божества, кроме Бога, а Мухаммед — посланник Бога"). Верующий должен прибегать к ней при всех торжественных обстоятельствах, а особенно при приближении смерти. Другое мусульманское исповедание веры, такбир, еще короче: Аллах акбар (" Бог велик! "). Итихаса. " Так было". Эпическая история. Итихасами обычно называют Рамаяну и Махабхарату (частью которой являетсязнаменитая Бхагавад-гита). Иногда этот термин применяют и к Пуранам, особенно к Сканда-пуране и Бхагавата-пуране (Шримад-Бхагаватам). См.: Махабхарата, Пураны, Рамаяна, смрити. иччха-ишкти. " Сила воли". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве, наряду с джняна-шакти и крия-шакти. См.: шакти, тришула. Иша. " Господь, владыка всего; высший, командующий, царствующий". Иша и производное от него Ишана — весьма древние имена Бога Шивы, встречающиеся в Ригведе. Ишанагуру. Шиваитский брахман из секты каламукхов, который обучал молодого Басаванну, будущего реформатора вира -шиваизма. Иша-упанишад(а). Последняя из 40 глав Ваджасанейи-самхиты Яджурведы. Короткое, крайне мистическое произведение. См.: Упанишад. Ишвара. " Господь; Владыка". Всевышний Бог, или Бог как Личность. См.: Пара-мешвара. Ишвapa-пуджана. " Почитание Господа". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма. ишта-дэвата. " Заветное или избранное божество". Божество, являющееся объектом особенного любовного внимания данного человека. Понятие, знакомое всем сектам индуизма. Вишнуиты могут выбирать из многих Божественных форм; чаще всего это Вишну, Баладжи, Кришна, Радха, Рама, Лакшми, Хануман и Нара-симха, а также неиконографическая шалаграма, священный речной камень. Смарты, по своей традиции, выбирают из шести божеств. Это Шива, Шакти, Вишну, Сурья, Ганеша и Кумара (или любая из их традиционных форм). Шакты почитают Божественное как Богиню, Шакти, в Ее многочисленных формах, излучающих яростную силу (Кали, Дурга) или успокаивающую милость (Парвати, Амбика и др.). Шиваиты направляют свое почитание в первую очередь на Шиву, представленного неиконографическим Шивалингой и антропоморфными мурти Натараджи и Ардханаришвары. В храмах поклоняются Шиве во множестве форм, включая следующие 23 дополнительных антропоморфных образа: Сомас-канда, Ришабхарудра, Кальянасундара, Чандрашекхара, Бхикшатана, Камадахана-мурти, Калари, Джаландара, Трипурари, Гаджари, Вирабхадра, Дакшинамурти, Киратамурти, Нилакантха, Канкала, Чакрадана, Гаджамукхануграха, Чандеша-нуграха, Экапада, Лингодбхава, Сукхасана, Ума-Махешвара и Харьярдха. ишта-линга(м). " Избранный, особый лингам; персональный лингам". Небольшой нательный Шивалингам, носимый последователями ewpa-шиваизма (лингаята-ми). Церемония надевания ишта-лингама (линга-саятта-дикша) заменяет у вир-ашайвов (а также в некоторых других близких им сектах) ведическую упанаяну брахманистов. Обычно церемония совершается духовным учителемили жрецом- джангамой вскоре после рождения. В отличие от ведической упанаяны, линга-саятта-дикша совершается над детьми обоих полов. С момента посвящения каждый вирашайва носит свой ишта-лингам на теле, не снимая, на шнуре вокруг шеи или в специальном футляре выше пояса. Ежедневно, утром и вечером, каждый лингаята совершает церемонию атмартха-пуджи и медитации, держа при этом в руках ишта-лингам. Постоянное ношение ишта-лингама символизирует единство индивидуальной души (анги) и Бога (Линги). См.: вира-шиваизм (ви-рашайвизм), Линга(м), анга, ашта-аварана, Шивалинга(м).
Й йога. " Союз". От юдж, " взнуздывать, запрягать, объединять". Философия, процесс, дисциплины и практики, цель которых — обуздать индивидуальное сознание трансцендентным или божественным сознанием. Одна из шести даршан, или систем, ортодоксальной индуистской философии. Йога была кодифицирована Па-танджали в его Йога-сутрах (ок. 200 г. до н. э.) как восемь членов (аштанга) раджа-йоги. Йога, в сущности, — единая система, но исторически сложилось так, что различные части раджа-йоги развились в отдельные йоги. Среди многих форм йоги выделяются хатха-йога (уделяющая особое внимание совершенствованию тела в подготовке к медитации), крия-йога (уделяющая особое внимание управлению дыханием), а также карма-йога (бескорыстное служение) и бхакти-йога (практика преданности Богу), которые можно считать проявлениями первых двух членов раджа-йоги (ямы и ниямы). См.: бхакти-йога, дживанмукта, раджа-йога, сиддха-йога, сиддхи, хатха-йога, шад-даршана. Йога-Васиштха. Стихотворное произведение из более чем 29000 стихов, приписываемое Вальмики. Диалог между принцем Рамой и его учителем, мудрецом Вас-иштхой, в форме 50-ти захватывающих историй, которые представляют адвайту и понятия и идеалы йоги на изящном санскрите. Датировки различаются — от 500 до 1000 г. н. э. Йогананда, Парамахамса (1893—1952). Индуист-универсалист, основатель " Братства Самореализции" (1925) в США, автор знаменитой книги Автобиография йога (1946). йога-пада. Третья из четырех последовательных стадий духовного развития в шай-ва-сиддханте, когда основной целью становится достижение Самореализации. См.: пода, йога. Йога-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта. Йогасвами (1872—1964). " Мастер йоги". Известнейший современный духовный учитель Шри-Ланки, шиваджняни и натха-сиддха, почитаемый как индуистами, так и буддистами. Учитель Шивайи Субрамуниясвами, нынешнего патриарха Кайласа- парампары. См. биографию в Приложении " О духовной традиции автора". Йогататтва-упанишад. Небольшое писание из 142 стихов, посвященное вопросам адвайта-веданты и практике йоги. См.: Упанишад. йоги(н). Практикующий йогу, в особенности кундалини-, сиддха- и раджа-йогу. йогини. Женщина, практикующая йогу. См.: йоги(н). йогический тапас. Интенсивная практика аскетизма и сиддха-йоги с целью быстрого подъема кундалини, преобразования энергии " духовного возгорания" (тапаса) и постоянного переживания Самости Бога, что ведет к джняне, состоянию духовной мудрости. См.: адвайта-сиддханта, аскетизм, тапасья, дживанмукта, карма, джняна, сиддхи, йога, яма, кундалини, сиддха-йога, тапас. йони. " Источник; женские гениталии, материнская утроба". В некоторых тантрических сектах Шивалингам изображается как фаллический символ, а его основанием служит символ женского органа, йони. Лингам представляет непроявлен-ный, или статичный, Абсолют, а йони — динамическую, созидательную энергию Бога, лоно всей вселенной.
К Кабир (1440—1518). Вишнуитский реформатор, имеющий последователей среди индуистов и мусульман. Его песни на хинди необычайно популярны и сегодня. кавади (тамил.). Тапасья в честь Господа Муругана (Карттикейи), особенно во время праздника Тай Пусам, состоящая в несении во время религиозной процессии тяжелого, великолепно украшенного деревянного приспособления, с которого свисают сосуды с молоком, необходимым для абхишеки мурти Муругана. Язык и другие части тела выполняющего тапасью, очень часто бывают при этом пронзаемы маленькими серебряными копьями или крючьями. См.: аскетизм, тапасья, абхишека, мурти. кави (тамил.). " Охристо-шафрановый". Санскритский синоним — кашайя. Одежда санньясинов. См.: санньяси(н), санньяса-дхарма. Кадавуль. " Вовне и внутри". Древнее тамильское имя Бога Шивы, указывающее на Его одновременную имманентность и трансцендентность. См.: Шива. Кадайтсвами. " Свами с рыночной плошади". Садгуру из Кайласа-парампары Нан-динатха-сампрадайи. Родился ок. 1820 г., умер в 1875 г. Отказавшись от карьеры судьи в Бангалоре, южная Индия, Кадайтсвами стал санньясином и был учеником Гималайского Риши, который впоследствии послал его с миссией в Шри-Ланку. Выполнял суровый тапас на островке у берегов цейлонского полуострова Джафна и пробудил в себе многие сиддхи. На протяжении десятилетий вдохновлял шриланкийских шиваитов на поиски высшей духовности своими беседами и демонстрациями сиддхи. Инициировал Челлаппасвами в качестве следующего сад-гуру в парампаре. Сам Кадайтсвами при инициации получил имя Мутхьянандас-вами. См. Приложение " О духовной традиции автора". кайвалья. " Абсолютное единство; единственность; освобождение; самодостаточность". В системе Патанджали и в других традициях йоги кайвалья означает состояние освобождения от перерождений, достижение высшей цели йоги. В этом отношении кайвалья — синоним мокши. Трактовка понятия кайвалья сильно различается в учениях отдельных школ. Однако всегда этот термин означает высокую духовную реализацию. См.: мокша, джняна, Шива-саюджья. Кайвалья-упанишад. Философский текст из Атхарваведы. Учит достижению Шивы посредством медитации.
Кайласа. " Блистающая, как горный хрусталь" или " обитель блаженства". Священная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета, на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы. Ассоциируется с горой Меру, легендарным центром Вселенной. Важный центр паломничества как для индуистов, так и для тибетских буддистов. В шактизме Кайласой (или Меру) принято называть также объемную, трехмерную Шри-Чакра-янтру, иначе называемую Кайласа-чакрой. См.: Шри-Чакра. Кайласа-парампара. Духовная линия преемственности сиддхов, один из главных потоков Нандинатха-сампрадайи. Придерживается древней философии монистической шайва-сиддханты. Первый учитель, известный истории, — Махарши Нандинатха (Нандикешвара), живший 2250 лет назад, садгуру великого Тируму-лара (ок. 200 г. до н. э.) и семи других учеников (согласно Тирумантирам): Патанджали, Вьягхрапады, Санаткумары, Шивайогамуни, Санакара, Санаданара и Са-нантанара. У Тирумулара было семь учеников: Малангам, Индирам, Соман, Брахман, Рудран, Каланга и Каньджамалаям, каждый из которых основал один или более монастырей и распространял агамическое знание. В линии Каланга были мудрецы Ригхама, Малигайдэва, Надантар, Бхогадэва и Парамананда. Парампара продолжалась сквозь столетия и не прервалась по сей день. Первым из известных нам сидхов нового времени является Гималайский Риши (личное имя не сохранилось, ок. 1770—1840). В южной Индии он инициировал Кадайтсвами (ок. 1810—1875) и далее титул и авторитет садгуру передавались по цепочке: Челлаппасвами (1840—1915) — Йогасвами (1872—1964) — Шивайя Субрамуниясвами (нынешний садгуру, род. в 1922 г., инициирован в 1949 г.). См.: Приложение " О духовной традиции автора". Кайяварохана. Место рождения Лакулиши, самого известного и почитаемого из гуру пашупата -шиваизма, расположенное на территории современного индийского штата Барода. См.: Лакулиша. кайя-сиддхи. В сиддха-сиддханте, а также в шайва-сиддханте и других традициях йоги так принято называть процесс, с помощью которого йогин трансформирует свое тело из физического в духовное и реализует бессмертие. Наиболее известные из сиддха-йогинов, которые обрели кайя-сиддхи, — это Крия Бабаджи и Горакша-натха. См.: сиддхи. кала (с долгим первым " а"). 1) " Время". 2) " Черный; черно-синий; темный; смерть".
|