Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь 6 страница






дхваджа. " Флаг; стяг". Одна из дета л ей индуистского храма, устанавливаемая обыч­но на пике храмового купола или на отдельном шесте (дхваджастамбхе) рядом с храмом. Развевающийся над храмом или во время религиозных процессий и це­ремоний флаг (как правило, оранжевого или красного цвета) символизирует тор­жество и победу Санатана Дхармы. См.: праздник, дхваджастамбха, храм.

дхваджастамбха. " Флагшток". На тамильском — кодимарам. В агамических хра­мах располагается обычно за ваханой того божества, кому посвящен храм. В ме­тафизическом смысле создает для храмового мурти некий дополнительный по­люс, позволяя поддерживать особое силовое поле в пространстве храма. См.: храм, дхваджа.

дхоти (хинди). Традиционная индийская одежда у мужчин. Тоже, что ветти. См.: ветти.

дхрити. " Стойкость". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма. дхьяна. " Медитация". См.: медитация, раджа-йога.

дэва. " Сияющий". Существо, живущее на высшем астральном плане, в тонком, нефизическом теле. Слово дэва также используется в писаниях для обозначения богов. См.: боги.

дэвадаси. " Рабыня божества; служительница божества". Храмовая танцовщица и певица, посвященная служению в индуистском храме с детского возраста посред­ством священного брака с божеством храма. Дэвадаси считались земными же­нами божества и в их обязанности входило его ублажение пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и выполнением ритуального соития. Большин­ство дэвадаси были искусными танцовщицами и весьма образованными, являясь хранительницами многих видов классического индийского искусства и секретов " искусства любви". Впоследствии институт дэвадаси выродился (из-за злоупот­реблений храмового жречества и индусской аристократии) в " храмовую проституцию" и поэтому был запрещен правительством Индии. Европейцы на­зывали дэвадаси португальским словом " баядера".

дэвалока. " Мир богов". Синоним махарлоки, высшего астрального плана, которому соответствует анахата-чакра в тонком теле. См.: лока.

дэвамандира. " Обитель богов; божий дом". От корня манд, " стоять, размещаться". Индуистский храм, часто называемый просто мандирой. См.: храм.

дэванагари. Письменность, применяющаяся в санскрите, пракритах, хинди и маратхи. Возникла на основе североиндийской разновидности древнего письма брахми. Характерная особенность алфавита дэванагари — верхняя горизонтальная черта, соединяющая буквы. См.: санскрит.

Дэви. " Богиня". Имя-эпитет Шакти, Богини-Матери, особо часто используемое в шактизме. См.: Шакти, шактизм.

Дэви-Бхагавата-пурана. Вспомогательный текст шиваитских Пуран.

Дэви-гита. Двенадцать глав (с 29-й по 40-ю) из 7-й книги Шримад-Дэви-Бхагава-там, священного писания шактов. Посвящены внешнему поклонению Божеству с формой и медитации на Божество без формы.

Дэвикалоттара-агама. Версия Caрдxa-тришати-калоттара-агамы, вспомога­тельного текста Ватула-агамы. Также известна как Сканда-калоттара. Ее 350 стихов имеют форму диалога между Карттикейей и Шивой и касаются эзотерики мантр, посвящений, правильного знания, веры и поклонения Шиве. См.: Шайва-агамы.

Дэви-упанишад. Упанишада шактов, посвященная природе Богини и поклонению Ей. См.: шактизм.

 

Ж

жертвоприношение. См.: яджня, пуджа.

 

звук (санскр. шабда). Слышание Божественного является такой же духовной необ­ходимостью для верующего индуиста, как и видение (даршана) Божественного. Уши являются центрами многих нади, связанных с внутренними органами вос­приятия. Гуру могут, давая ученику инициацию, шептать ему на ухо, чтобы сти­мулировать эти центры и придать больший эффект своим наставлениям. Во вре­мя храмовой пуджи громко звонят колокольчики, звучат барабаны, раковины и трубы, чтобы пробудить поклоняющихся от рутинных состояний сознания. Ме­дитация на внутренний звук, называемая нада-анусандхана, является важной практикой йоги. Слушание Вед или других писаний — это процесс созерцатель­ный, мистический. Традиционная индийская музыка почитается как нектар Бо­жественного. См.: Аум, нада, сознание Шивы.

зло. В западных религиях зло часто рассматривают как моральное противостояние Богу. Эта сила — источник греха и присуща душе с момента зачатия. Для ин-дуистов же зло не является сознательной, темной силой, такой, как Сатана. Зло — не онтологическое, а ситуационное явление. Это значит, что оно коренится в относительных условиях, а не в предельной реальности. Зло (недоброкачествен­ность, испорченность) происходит от невежества (авидьи) и незрелости. Когда человек плохой или злой, он не борется с Богом, а Бог не судит его. Внутри каждой души, а не вне ее, пребывает принцип осуждения инстинктивно-интеллектуаль­ных действий. Бог, который вечно сострадателен, благословляет даже худшего из грешников, даже самого развращенного асуру, зная, что этот индивидуум однаж­ды выйдет из низшего сознания в свет любви и понимания. Творящий зло рас­сматривается в индуизме как молодая душа, которая не знает еще о ценности праведного мышления, речи и действия и не способна жить в этом мире, не запутываясь в сети майи. Индуизм учит, что существенного, неотъемлемого от природы вещей, изначального зла не существует и что истинная природа челове­ка — это божественность и добро.

 

И

ида-нади. " Успокаивающий канал". Женский психоэнергетический поток, теку­щий в тонком теле. См.: кундалини, нади, пингала, сукшма-шарира.

икона (от греч. eikon, " образ"). На санскрите — пратима, или мурти. Священное изображение Бога, божеств, духовных учителей, подвижников и святых. См.: мурти.

иллюзия. Восприятие или видение того, что кажется существующим, но на самом деле нереально, подобно иллюзии, создаваемой магом. Присущая Шиве тиробха-ва-шакти (тиродхана-шакти), " сила сокрытия, сила вуалирования", вызывает к существованию иллюзорное видение реальности. Это одно из проявлений божес­твенного могущества. См.: авидья, майя.

имманентный. Внутренне присущий, неотъемлемый; находящийся и действую­щий изнутри. Применительно к Богу означает " присутствующий во всех вещах и во всей вселенной, близкий, не стоящий в стороне".

Инда долина. Географический регион вдоль реки Инд на территории современного Пакистана, где в 1924 г. археологи обнаружили следы высокоразвитой цивили­зации, расцвет которой пришелся на период с 5-го по 1-е тысячелетие до н. э. Там, например, была найдена печать с изображением Шивы как Пашупати, По­велителя скота, сидящего в йогической позе. Происхождение и язык обитателей Индской цивилизации неизвестны. Однако некоторые ученые считают, что это были предки современных дравидских народов южной Индии. См.: Пашупати.

индивидуальная душа. На санскрите — атман, джива, ану. Термин указывает на уникальный характер души, проявившейся к существованию в процессе эмана­ции из Изначальной Души, т. е. Шивы. Индивидуальная душа подвержена про­цессу духовной эволюции до тех пор, пока она не реализует полностью свое сущ­ностное единство с Божественной Реальностью. См.: ану, атман, джива, душа, эволюция души.

Индра. " Правитель". Ведический бог дождя и грома, царь-воин среди дэвов.

индрия. " Орган чувств; действующий посредник". Пять функций органов восприя­тия (джнянендрий): слух (шротра), осязание (твак), зрение (чакшус), вкус (раса-на) и обоняние (гхрана), а также пять функций органов деятельности (кармен-дрий): речь (вак), хождение (пада), хватание (пани), выделение (пайю) и размно­жение (упастха). См.: коша, таттва, душа.

индуизм (хинду-дхарма). Также Санатана Дхарма, " вечная религия", и Вайдика Дхарма, " религия Вед". Древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр фи­лософий — от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм — это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются: шиваизм, вишнуизм, шактизм и смартизм. Они при­держиваются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее наследие культу­ры и веры — концепции кармы, дхармы, реинкарнации, всепроникающего Божес­тва; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию гуру-шишья; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них — джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями, по­терявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности со своей материнской религией.

индуист. Последователь индуизма. Традиционное название на санскрите — сана-тани, в ведические времена — арья, в настоящее время чаще используется тер­мин хинду. Устаревшее русское название — индус (не следует путать понятия " индус", т. е. " последователь индуизма; индиец-индуист (не мусульманин или сикх)", и " индиец", т. е. " житель Индии"). Приверженец индуизма, Санатана Дхармы. Традиционно индуистом считается человек, родившийся в индуистской семье, прошедший соответствующее посвящение (дикшу, или упанаяну) и воспитание, осознанно ведущий предписанный индуизмом образ жизни и верующий в ряд общеиндуистских положений веры (см. статью " Индуизм" в разделе " Истина одна, путей — много"). Индуистом автоматически становится и тот, кто, будучи рожденным в неиндуистской семье и стране, получает посвящение в традицию конкретной сампрадайи Санатана Дхармы от парампарического индуистского гуру и осознает себя индуистом. Вопреки заблуждениям ряда европейских индо­логов и религиоведов, основывающих свое суждение на практике отдельных ор­тодоксальных брахманистских (смартистских) школ, что " индуистом невозмож­но стать, им можно только родиться", большинство сампрадай индуизма допус­кают прозелитизм (хотя активное миссионерство в целом для индуистов нехарак­терно). Это подтверждают и индуистские священные писания, и сама история индуизма. Так, индуизм в разное время приняли целые изначально неиндуист­ские народности и племена Непала, Индии, стран Индокитая, Индонезии (где ныне индуизм сохранился лишь на острове Бали). В настоящее время индуизм активно распространяется в странах Европы и Америки. Приобщение киндуизму совершается обычно через церемонию намакарана-самскары, таинства имянаре­чения, проводимую священнослужителями и духовными учителями над теми, кто осознанно объявляет себя последователем индуизма и принят в члены ин­дуистской общины. См.: индуизм, сампрадайя, обращение в индуизм.

инициация (" посвящение", санскр. дикша). Действие или процесс, посредством ко­торого человек вводится учителем или наставником в новую сферу духовного знания и практики. Отмечает собой установление или углубление связи с учите­лем и его линией преемственности знания и обычно сопровождается ритуалом. Инициация, понимаемая как импульс пробуждения, может даваться прикосно­вением, словом, взглядом или мыслью. По мере созревания ученика он может получать более глубокие инициации, втягивающие его все дальше в духовное бытие. Большинство индуистских школ, и особенно шиваизм, учат, что просвет­ление достижимо только при условии инициации от садгуру. См.: дикша, шак-типат(а), гуру, садгуру, шишья.

инкарнация (лат.). " Воплощение". Процесс перехода души из одного тела в другое в ходе духовной эволюции. Инкарнация иногда понимается как синоним сан­скритского слова аватара (" сошествие; воплощение") и в этом случае обозначает акт принятия Божеством человеческой формы и саму эту форму. Бог нисходит на землю (или в другие миры) с целью восстановить устои дхармы или осуществить свои божественные игры (лилы). Учение об аватарах Высшего Бога не характер­но для большинства шиваитов, но играет важную роль в вишнуизме (вайш-навизме) и ряде других индуистских сект. См.: пунарджанма, аватара, вишнуизм.

инстинктивный. От латинского instinctus, " побуждение; влечение". Любые моти­вы, желания или импульсы, руководящие жизнью животного царства, а также физического и низшего астрального аспектов жизнедеятельности людей — на­пример, самосохранение, воспроизводство потомства, голод и жажда, равно как эмоции гордыни, ненависти, страха, вожделения, гнева и зависти. Первая ступень духовного развития заключается в обуздании этих диких склонностей и импуль­сов и преобразовании их энергии в более высокую, духовную энергию. См.: манас, ум, ум (три фазы), яма-нияма.

инстинктивный ум (санскр. манас, манас-читта). Низший ум, контролирую­щий все инстинкты и деятельность индрий, а также эмоции и все заурядные, недуховные помыслы. Соотносится с маномайя-кошей. См.: манас, маномайя-ко-ша, яма-нияма.

инструментальная причина (санскр. сахакари-карана). Космологически означа­ет непосредственно " техническое" творение. См.: причина.

интеллект (санскр. буддхи, буддхи-читта).Сила и способность понимать; сила мысли; развитый разум, способный к абстрактному мышлению и возвышению над инстинктивным умом. См.: буддхи, интеллектуальный ум.

интеллектуальный ум (санскр. буддхи-читта). Более высокая, нежели инстин­ктивный ум, фаза деятельности ума. Буддхи-читта — источник различающей мысли, чем превосходит инстинктивный ум с его обыденным, чисто импуль­сивным мыслительным процессом. Также соотносится с маномайя-кошей. См.: буддхи, маномайя-коша.

интроспекция (лат.). Погружение вовнутрь. Самонаблюдение, психологическое и духовное самоисследование. Изучение психических процессов (сознания, мыш­ления) самим переживающим эти процессы.

Ирайван (Ирейван). Одно из древних тамильских имен Бога Шивы, означающее " Почитаемый". См.: Святилище Санмарга.

ислам (мусульманство). Религия, основанная пророком Мухаммедом в Аравии около 625 г. н. э. Ислам требует полного подчинения себя Аллаху, Богу. Последо­ватели ислама, мусульмане (" покорные Богу"), следуют " пяти столпам" исламс­кой веры, записанным в их священной книге, Коране: вере в Аллаха; пятикратной ежедневной молитве с лицом, обращенным в сторону Мекки; раздаче милостыни; посту в месяц рамадан и паломничеству в Мекку. Ислам имеет около одного миллиарда последователей и является одной из самых быстрорастущих религий. Большинство мусульман проживают в странах Ближнего и Среднего Востока, в Пакистане, Африке, Китае, Индонезии, России и соседних с ними странах. См.: Коран, Мухаммед.

исповедание веры (санскр. дридхавачана). Положительное заявление или утверж­дение, регулярно повторяемое с концентрацией на его смысле и вызываемых им мыслеобразах. Часто используется для достижения желаемого результата. Испо­ведания веры распространены во многих религиях. Так, в исламе очень популярна шахада (" свидетельство") Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи (" Нет никакого божества, кроме Бога, а Мухаммед — посланник Бога"). Верующий должен прибегать к ней при всех торжественных обстоятельствах, а особенно при приближении смерти. Другое мусульманское исповедание веры, такбир, еще ко­роче: Аллах акбар (" Бог велик! ").

Итихаса. " Так было". Эпическая история. Итихасами обычно называют Рамаяну и Махабхарату (частью которой являетсязнаменитая Бхагавад-гита). Иногда этот термин применяют и к Пуранам, особенно к Сканда-пуране и Бхагавата-пуране (Шримад-Бхагаватам). См.: Махабхарата, Пураны, Рамаяна, смрити.

иччха-ишкти. " Сила воли". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве, наряду с джняна-шакти и крия-шакти. См.: шакти, тришула.

Иша. " Господь, владыка всего; высший, командующий, царствующий". Иша и про­изводное от него Ишана — весьма древние имена Бога Шивы, встречающиеся в Ригведе.

Ишанагуру. Шиваитский брахман из секты каламукхов, который обучал молодого Басаванну, будущего реформатора вира -шиваизма.

Иша-упанишад(а). Последняя из 40 глав Ваджасанейи-самхиты Яджурведы. Корот­кое, крайне мистическое произведение. См.: Упанишад.

Ишвара. " Господь; Владыка". Всевышний Бог, или Бог как Личность. См.: Пара-мешвара.

Ишвapa-пуджана. " Почитание Господа". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

ишта-дэвата. " Заветное или избранное божество". Божество, являющееся объек­том особенного любовного внимания данного человека. Понятие, знакомое всем сектам индуизма. Вишнуиты могут выбирать из многих Божественных форм; чаще всего это Вишну, Баладжи, Кришна, Радха, Рама, Лакшми, Хануман и Нара-симха, а также неиконографическая шалаграма, священный речной камень. Смарты, по своей традиции, выбирают из шести божеств. Это Шива, Шакти, Вишну, Сурья, Ганеша и Кумара (или любая из их традиционных форм). Шакты почитают Божественное как Богиню, Шакти, в Ее многочисленных формах, излу­чающих яростную силу (Кали, Дурга) или успокаивающую милость (Парвати, Амбика и др.). Шиваиты направляют свое почитание в первую очередь на Шиву, представленного неиконографическим Шивалингой и антропоморфными мурти Натараджи и Ардханаришвары. В храмах поклоняются Шиве во множестве форм, включая следующие 23 дополнительных антропоморфных образа: Сомас-канда, Ришабхарудра, Кальянасундара, Чандрашекхара, Бхикшатана, Камадахана-мурти, Калари, Джаландара, Трипурари, Гаджари, Вирабхадра, Дакшинамурти, Киратамурти, Нилакантха, Канкала, Чакрадана, Гаджамукхануграха, Чандеша-нуграха, Экапада, Лингодбхава, Сукхасана, Ума-Махешвара и Харьярдха.

ишта-линга(м). " Избранный, особый лингам; персональный лингам". Небольшой нательный Шивалингам, носимый последователями ewpa-шиваизма (лингаята-ми). Церемония надевания ишта-лингама (линга-саятта-дикша) заменяет у вир-ашайвов (а также в некоторых других близких им сектах) ведическую упанаяну брахманистов. Обычно церемония совершается духовным учителемили жрецом- джангамой вскоре после рождения. В отличие от ведической упанаяны, линга-са­ятта-дикша совершается над детьми обоих полов. С момента посвящения каж­дый вирашайва носит свой ишта-лингам на теле, не снимая, на шнуре вокруг шеи или в специальном футляре выше пояса. Ежедневно, утром и вечером, каждый лингаята совершает церемонию атмартха-пуджи и медитации, держа при этом в руках ишта-лингам. Постоянное ношение ишта-лингама символизирует единство индивидуальной души (анги) и Бога (Линги). См.: вира-шиваизм (ви-рашайвизм), Линга(м), анга, ашта-аварана, Шивалинга(м).

 

Й

йога. " Союз". От юдж, " взнуздывать, запрягать, объединять". Философия, процесс, дисциплины и практики, цель которых — обуздать индивидуальное сознание трансцендентным или божественным сознанием. Одна из шести даршан, или сис­тем, ортодоксальной индуистской философии. Йога была кодифицирована Па-танджали в его Йога-сутрах (ок. 200 г. до н. э.) как восемь членов (аштанга) раджа-йоги. Йога, в сущности, — единая система, но исторически сложилось так, что различные части раджа-йоги развились в отдельные йоги. Среди многих форм йоги выделяются хатха-йога (уделяющая особое внимание совершенствованию тела в подготовке к медитации), крия-йога (уделяющая особое внимание управ­лению дыханием), а также карма-йога (бескорыстное служение) и бхакти-йога (практика преданности Богу), которые можно считать проявлениями первых двух членов раджа-йоги (ямы и ниямы). См.: бхакти-йога, дживанмукта, раджа-йога, сиддха-йога, сиддхи, хатха-йога, шад-даршана.

Йога-Васиштха. Стихотворное произведение из более чем 29000 стихов, приписы­ваемое Вальмики. Диалог между принцем Рамой и его учителем, мудрецом Вас-иштхой, в форме 50-ти захватывающих историй, которые представляют адвайту и понятия и идеалы йоги на изящном санскрите. Датировки различаются — от 500 до 1000 г. н. э.

Йогананда, Парамахамса (1893—1952). Индуист-универсалист, основатель " Брат­ства Самореализции" (1925) в США, автор знаменитой книги Автобиография йога (1946).

йога-пада. Третья из четырех последовательных стадий духовного развития в шай-ва-сиддханте, когда основной целью становится достижение Самореализации. См.: пода, йога.

Йога-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.

Йогасвами (1872—1964). " Мастер йоги". Известнейший современный духовный учитель Шри-Ланки, шиваджняни и натха-сиддха, почитаемый как индуистами, так и буддистами. Учитель Шивайи Субрамуниясвами, нынешнего патриарха Кай­ласа- парампары. См. биографию в Приложении " О духовной традиции автора".

Йогататтва-упанишад. Небольшое писание из 142 стихов, посвященное вопро­сам адвайта-веданты и практике йоги. См.: Упанишад.

йоги(н). Практикующий йогу, в особенности кундалини-, сиддха- и раджа-йогу.

йогини. Женщина, практикующая йогу. См.: йоги(н).

йогический тапас. Интенсивная практика аскетизма и сиддха-йоги с целью быстро­го подъема кундалини, преобразования энергии " духовного возгорания" (тапаса) и постоянного переживания Самости Бога, что ведет к джняне, состоянию духов­ной мудрости. См.: адвайта-сиддханта, аскетизм, тапасья, дживанмукта, карма, джняна, сиддхи, йога, яма, кундалини, сиддха-йога, тапас.

йони. " Источник; женские гениталии, материнская утроба". В некоторых тантри­ческих сектах Шивалингам изображается как фаллический символ, а его основа­нием служит символ женского органа, йони. Лингам представляет непроявлен-ный, или статичный, Абсолют, а йони — динамическую, созидательную энергию Бога, лоно всей вселенной.

 

К

Кабир (1440—1518). Вишнуитский реформатор, имеющий последователей среди индуистов и мусульман. Его песни на хинди необычайно популярны и сегодня.

кавади (тамил.). Тапасья в честь Господа Муругана (Карттикейи), особенно во вре­мя праздника Тай Пусам, состоящая в несении во время религиозной процессии тяжелого, великолепно украшенного деревянного приспособления, с которого свисают сосуды с молоком, необходимым для абхишеки мурти Муругана. Язык и другие части тела выполняющего тапасью, очень часто бывают при этом пронза­емы маленькими серебряными копьями или крючьями. См.: аскетизм, тапасья, абхишека, мурти.

кави (тамил.). " Охристо-шафрановый". Санскритский синоним — кашайя. Одежда санньясинов. См.: санньяси(н), санньяса-дхарма.

Кадавуль. " Вовне и внутри". Древнее тамильское имя Бога Шивы, указывающее на Его одновременную имманентность и трансцендентность. См.: Шива.

Кадайтсвами. " Свами с рыночной плошади". Садгуру из Кайласа-парампары Нан-динатха-сампрадайи. Родился ок. 1820 г., умер в 1875 г. Отказавшись от карьеры судьи в Бангалоре, южная Индия, Кадайтсвами стал санньясином и был учеником Гималайского Риши, который впоследствии послал его с миссией в Шри-Ланку. Выполнял суровый тапас на островке у берегов цейлонского полуострова Джаф­на и пробудил в себе многие сиддхи. На протяжении десятилетий вдохновлял шриланкийских шиваитов на поиски высшей духовности своими беседами и де­монстрациями сиддхи. Инициировал Челлаппасвами в качестве следующего сад-гуру в парампаре. Сам Кадайтсвами при инициации получил имя Мутхьянандас-вами. См. Приложение " О духовной традиции автора".

кайвалья. " Абсолютное единство; единственность; освобождение; самодостаточ­ность". В системе Патанджали и в других традициях йоги кайвалья означает сос­тояние освобождения от перерождений, достижение высшей цели йоги. В этом отношении кайвалья — синоним мокши. Трактовка понятия кайвалья сильно различается в учениях отдельных школ. Однако всегда этот термин означает вы­сокую духовную реализацию. См.: мокша, джняна, Шива-саюджья.

Кайвалья-упанишад. Философский текст из Атхарваведы. Учит достижению Ши­вы посредством медитации.

 

Кайласа. " Блистающая, как горный хрусталь" или " обитель блаженства". Священ­ная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета, на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы. Ассоциируется с горой Меру, легендарным центром Вселенной. Важный центр паломничества как для индуис­тов, так и для тибетских буддистов. В шактизме Кайласой (или Меру) принято называть также объемную, трехмерную Шри-Чакра-янтру, иначе называемую Кайласа-чакрой. См.: Шри-Чакра.

Кайласа-парампара. Духовная линия преемственности сиддхов, один из главных потоков Нандинатха-сампрадайи. Придерживается древней философии монис­тической шайва-сиддханты. Первый учитель, известный истории, — Махарши Нандинатха (Нандикешвара), живший 2250 лет назад, садгуру великого Тируму-лара (ок. 200 г. до н. э.) и семи других учеников (согласно Тирумантирам): Патан­джали, Вьягхрапады, Санаткумары, Шивайогамуни, Санакара, Санаданара и Са-нантанара. У Тирумулара было семь учеников: Малангам, Индирам, Соман, Брах­ман, Рудран, Каланга и Каньджамалаям, каждый из которых основал один или более монастырей и распространял агамическое знание. В линии Каланга были мудрецы Ригхама, Малигайдэва, Надантар, Бхогадэва и Парамананда. Парампара продолжалась сквозь столетия и не прервалась по сей день. Первым из известных нам сидхов нового времени является Гималайский Риши (личное имя не сох­ранилось, ок. 1770—1840). В южной Индии он инициировал Кадайтсвами (ок. 1810—1875) и далее титул и авторитет садгуру передавались по цепочке: Челлап­пасвами (1840—1915) — Йогасвами (1872—1964) — Шивайя Субрамуниясвами (нынешний садгуру, род. в 1922 г., инициирован в 1949 г.). См.: Приложение " О духовной традиции автора".

Кайяварохана. Место рождения Лакулиши, самого известного и почитаемого из гуру пашупата -шиваизма, расположенное на территории современного индий­ского штата Барода. См.: Лакулиша.

кайя-сиддхи. В сиддха-сиддханте, а также в шайва-сиддханте и других традициях йоги так принято называть процесс, с помощью которого йогин трансформирует свое тело из физического в духовное и реализует бессмертие. Наиболее известные из сиддха-йогинов, которые обрели кайя-сиддхи, — это Крия Бабаджи и Горакша-натха. См.: сиддхи.

кала (с долгим первым " а"). 1) " Время". 2) " Черный; черно-синий; темный; смерть".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал