Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь 9 страница






Мейкандар. " Видящий истину". Тамильский богослов XII века, автор (или пере­водчик из Раурава-агамы) текста Шиваджнянабодхам. Основатель Мейкандар-сампрадайи, представляющей плюралистическую шайва-сиддханту. См.: шайва-сиддханта.

Мейкандар-шастры. Четырнадцать трудов на тамильском языке по шайва-сид­дханте, написанные в XIII и XIV вв. семью авторами — Мейкандаром, Арулнанди, Уййявандадэвой I и II, Умапати, Шиваджняной Йогином и Манавасагамом Ка-дандаром. См.: шайва-сиддханта, Шиваджняна-бодхам.

ментальное тело (слой) (санскр. виджнянамайя-коша). Высокосознательное вместилище тонкого, или астрального, тела, в котором душа функционирует в махарлоке и антарлоке, или тонком плане. См.: виджнянамайя-коша, интеллек­туальный ум, коша, тонкое тело.

метафизика. Отрасль философии, рассматривающая вопросы первопричины и природы реальности. См.: даршана.

микрокосм и макрокосм. " Малый" и " большой" миры (санскр. соответственно пинда и анда). Микрокосмом обычно называется человеческий организм или же какая-либо малая часть единого, глобального мира. В индуистской космологии внешний мир представляет собой макрокосм по отношению к внутреннему миру, или микрокосму, который в мистическом смысле более велик и полон, чем фи­зическая вселенная, и функционирует в несколько ином режиме вибрации, вре-

мени и пространства. Микрокосм предшествует макрокосму. Так, например, бхурлока произошла от антарлоки и Шивалоки. Сознание предшествует физичес­ким формам. В тантрической традиции тело человека видится как микрокосм единого и целого божественного проявления, макрокосма. См.: пинда, татпгва, тантризм.

милость. Дарующая откровение энергия Бога, ануграха-шакти, благодаря которой все души пробуждаются к своей истинной, божественной природе. На ранних стадиях духовного путешествия милость ощущается преданным как получение даров или благословений, часто непрошеных, от Бога. Зрелая душа видит себя окруженной милостью со всех сторон. Такой человек видит все действия Бога как милость, независимо от того, представляются они ему приятными и полезными или же нет. Для него сама его любовь к Богу, энергия медитации и поклонения и духовное устремление, которое руководит его жизнью, безусловно и полностью являются милостью Бога, божественным даром, заступничеством, никак не свя­занным с теми его поступками, которые он совершил или мог бы совершить.

В шайва-сиддханте именно милость пробуждает любовь к Богу в преданном, смягчает интеллект и подвигает на поиск Самореализации. Милость нисходит, когда душа достигает определенного уровня зрелости и часто приходит в форме духовной инициации (шактипата), от садгуру.

Милость — это не только сила просветления или откровения. Она также включает в себя остальные четыре энергии Шивы — сотворение, сохранение, раз­рушение и сокрытие, — через которые Он дает душе мир опыта и ограничивает сознание души, с тем чтобы она могла развиваться. В более широком значении, милость — это вечно изливающаяся любовь и сострадание Бога, каруна, также известная как крипа (" нежность, сострадание") и прасада (буквально " ясность, чистота").

Кому дается милость Бога? Можно ли ее заслужить? Есть два классических подхода к проблеме спасения и милости. Их выражают две известные аналогии: с обезьяной (марката) и котом (марджара). Школа марката, пожалуй, полнее все­го представленная в Ведах, утверждает, что душа должна прицепиться к Богу, как обезьянка цепляется к своей матери, и таким образом соучаствовать в " спасении". Школа марджара, которая больше отражает позицию Агам, считает, что душа должна быть подобна котенку, который полностью зависит от своей матери (она повсюду носит его, ухватив зубами за загривок). Такое крайнее состояние любов­ного подчинения называется прапатти. См.: ануграха-шакти, прапатти, ини­циация.

миманса. См.: шад-даршана.

мир. В индуистской теологии словом " мир" могут передаваться следующие поня­тия. 1) Пока: один из регионов сознания или планов бытия. 2) Майя: все прояв­ленное существование; феноменальная вселенная, космос В этом значении мир превосходит чисто физическую реальность и включает в себя эмоциональные, ментальные и духовные сферы бытия. Другой подходящий к этому значению термин — пракрити. 3) Паша: в шиваизме слово " мир" часто употребляют для перевода термина паша из фундаментальной агамической триады Пати-пашу-паша (" Бог, душа, мир"). Тем самым мир определяется как узы или путы (паша), которые связывают душу, заслоняя от нее ее истинную природу и давая ей тем самым расти и эволюционировать через опыт индивидуального бытия. Мир (па­ша) тройствен и содержит в себе анаву (силу индивидуализации), карму (принцип причины и следствия) и майю (проявление, принцип материи, магическую энергию Шивы). См. Таблицы.

Мирабаи (ок. 1450—1547 гг.). Вишнуитская святая, мистическая поэтесса; по пре­данию, была раджпутской принцессой, но отказалась от мира, полностью пре­давшись Господу Кришне. Ее песни и история ее жизни популярны и сегодня, особенно в Гуджарате.

мистицизм. От греч. mystikos, " мистерии". Духовность; поиск прямого духовного или религиозного опыта. Духовная дисциплина, направленная на достижение союза с Предельной Реальностью, или Богом, посредством глубокой медитации или трансообразного созерцания. Характеризуется верой в то, что Истина превос­ходит интеллектуальные процессы и должна постигаться трансцендентными средствами. См.: психик, транс.

 

митахара. " Умеренный аппетит; ограниченное удовлетворение". См.: яма-нияма.

модака. " Сладости". Излюбленное лакомство Ганеши, делающееся в виде шариков (размером с лимон) из риса, кокоса, сахара и др. Эзотерически символизирует сиддхи и блаженство духовного постижения, сладчайшее из всех сладостных ве­щей. См.: Ганеша, сиддхи.

мокша. " Освобождение; спасение". Иначе — мукти, кайвалья или нирвана. Осво­бождение от цикла перевоплощений, сансары, круговорота рождений и смертей, происходящее после того, как карма станет исчерпанной, а нирвикальпа-самадхи, реализация истинного " Я", Парашивы, — достигнутым. См.: видехамукти, джи-ванмукта, кайвалья, кундалини, нирвикальпа-самадхи, Парашива, раджа-йога.

молодая душа. Душа, которая прошла только через несколько рождений и является, таким образом, еще неопытной или незрелой. См.: душа, эволюция души.

монах. От греческого monos, " один; одинокий". На санскрите — авадхута, свами, санньясин, джангама, садху, муни, тапасвин, вайраги, удасин. Человек (мужчина или женщина), отрекшийся от мира и целиком посвятивший себя религии, даю­щий обеты безбрачия и аскетизма. Обычно живет совместно с другими монахами в монастыре (матхе) либо как отшельник-одиночка или же непрерывно странст­вует, задерживаясь где-либо только на ночлег. Живущий в монастыре монах на­зывается матхаваси, а странствующий или отшельник — садху. Через подвижни­чество, практику мистической йоги, самоконтроль и трансформацию мужской и женской энергии в себе самом, монах достигает состояния отрешенности от всего мирского, глубокой медитативности ума и способности реализовать высшее " Я" в себе самом. См.: санньясин, вайраги.

монизм. " Учение о единстве". Философия, основанная на том, что 1) есть только одна предельная субстанция или принцип; 2) реальность есть единое целое без независимых частей.

монистический теизм. См.: адвайта-ишваравада.

монотеизм. " Учение об одном Боге". Противоположность политеизма, веры во многих богов. Термин монотеизм охватывает широкий диапазон философских позиций, от эксклюзивного (чистого) монотеизма, который признает только од­ного Бога (как в авраамических религиях), до инклюзивного монотеизма, который также признает существование других богов. Говоря в целом, секты индуизма являются инклюзивно-монотеистическими, так как верят во Всевышнего Бога и почитают других богов, или махадэвов. Однако этот термин, взятый из западной философии, не передает полноты индуистского мышления. Поэтому автор Ве­дического опыта Раймундо Паниккар предложил новое слово: космотеандризм, " доктрина мира-Бога-человека", описывающее философию, которая видит Бога, душу и мир как целое, неразрывное единство. См.: адвайта-ишваравада, Пати-пашу-паша.

Мригендра-агама. Первый вспомогательный текст (Упагама) Комика-агамы, одной из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Она особенно ценна, поскольку ее джняна-пада (философский раздел) полон и широко доступен. Также следует отметить разде­лы о жестах рук (мудра), используемых при пудже, и об обустройстве временных мест (ягашала) для специального богослужения. См.: пада, айва-агамы.

мудра. " Знак; жест; печать; символ". 1) Эзотерический жест рук, выражающий дви­жение особых энергий или сил. Обычно сопровождаемые практикой визуали­зации соответствующих божеств, мудры представляют собой важный составной элемент пуджи, танца и йоги. Наиболее известны следующие жесты: абхайя-мудра (" жест бесстрашия"), анджали-мудра (" жест почтения"), джняна-мудра (" жест знания") и дхьяна-мудра (" жест медитации"). 2) В терминологии " тантры левой руки" мудра означает также один из компонентов " таинства пяти М", или паньчататтвы, а именно — поджаренные цельные зерна злаков. См.: хатха-йога, намаскара, тантризм.

мукхья. Глава или руководитель (от мукха, " лицо"). Часто — глава семьи или родо­вого клана, т. е. кутумба-мукхья, или прамукха. Старейшина. См.: брихат-кутум-ба.

мукти. То же, что и мокша. См.: мокша.

Мукти-упанишад. Поздневедическое писание, записанное в XIV веке и посвящен­ное, помимо прочего, йоге. См.: Упанишад.

мула. " Корень; основание". Основа или базис чего-либо. Причина, источник. На­пример, мулагрантха, " изначальный текст; первичное писание".

муламантра. " Основная мантра". 1) Пранава, или священный звук Аум (Ом). 2) Главная мантра того или иного божества. Например, " Намах Шивайя" — мула­мантра Бога Шивы, главная мантра шиваизма. См.: Аум, мантра, " Намах Ши­вайя".

муладхара-чакра. " Корневая, или опорная, чакра". Четырехлепестковый центр-ло­тос в основании позвоночника. Управляет памятью. См.: чакра.

Мундака-упанишад. Относится к Атхарваведе и посвящена различиям между ин­теллектуальным изучением Вед и их вспомогательных текстов и интуитивным познанием Бога.

муни. " Мудрец". Мудрец, садху, особенно тот, кто дал обет полного молчания или говорит крайне редко и ищет неподвижности ума. Отшельник. Этот термин про­исходит от слова мауна, " тишина". В гимнах Ригведы муни — мистические шама­ны, связанные с Богом Рудрой.

мурти. " Форма; манифестация, воплощение, олицетворение". Образ Бога, исполь­зуемый при богослужении. Мурти бывают неиконографические (авьякта, " непро­явленные"), например Шивалинга, антропоморфные (вьякта, " проявленные"), например Натараджа, а также частично проявленные (вьяктавьякта), например мукха-линга (лицо Шивы видно на Шивалинге]. К образам Божества относятся также символы, например дерево баньян, геометрические изображения и т. д. Икона или статуя Божества может также называться пратима, " отраженный об­раз".

Муруган. " Красивый". Имя Карттикейи, особо любимое тамилами южной Индии и Шри-Ланки. См.: Карттикейя.

мухурта. " Момент". 1) Отрезок времени. 2) Способ разделения дня и ночи на пе­риоды. Продолжительность мухурт — величина непостоянная, т. к. длина дня и ночи изменяется в течение года. Существует по меньшей мере три системы му­хурт. Первая из них определяет мухурту как 1/8 дня или ночи (=1, 5 часа при 12-часовой ночи), вторая — как 1/15 дня или ночи (= 48 минут), а третья — как 1/16 дня или ночи (= 45 минут). 3) Астрологическая наука определения наиболее благоприятных периодов для различных действий. См.: брахма-мухурта.

мушика. " Мышь". От корня муш, " воровать, красть". Вахана Господа Ганеши, тра­диционно олицетворяющая богатство и достаток. Символически мышь несет милость Ганеши во все потайные уголки сознания. См.: Ганеша, вахана.

мясоедение. См.: мамсахара.

 

Н

нага. " Змея", часто кобра; символ кундалини, свернувшейся кольцами на четырех лепестках муладхара-чакры.См.: кундалини, муладхара-чакра.

нада. " Звук; тон, вибрация". В метафизике — мистические звуки Вечности, из ко­торых высшим является трансцендентный или Беззвучный Звук, Паранада, пер­вая вибрация, из которой эманирует все мироздание. Паранада так чиста и тонка, что не может опознаваться плотными сферами сознания. Из Паранады возникает Пранава, Аум, и дальнейшие производные нады. Они переживаются медитирую­щим как наданади-шакти, " энергетический ток звука", пульсация которого слышна во всей нервной системе как постоянное высокое хум, напоминающее звуки тамбурина, электрического трансформатора, роя пчел. Слушание внутрен­них звуков является созерцательной практикой, которая называется нада-упаса-на, " поклонение посредством звука", нада-анусандхана, " культивирование внут­реннего звука", или нада-йога. Тонкие вибрации наданади-шакти представляют физические длины волн линий преемственности, основанных различными гуру индийских религий. Нада также означает другие физические звуки, слышимые во время глубокой медитации, в том числе звуки, напоминающие различные музы­кальные инструменты. В самом общем значении нада означает обычный звук. См.: Аум, нади, пранава.

наданади-шакти. " Энергетический ток звука". См.: нада.

нади. " Проводящая трубка". Нервное волокно или энергетический канал тонких (внутренних) тел человека. Считается, что есть 72000 нади. Они взаимосвязаны с чакрами. Три главных нади называются ида, питала и сушумна. Ида: также извес­тна как чандра (лунная)- нади. Она розового цвета и обеспечивает ток вниз, кон­чаясь на левой стороне тела. Этот канал по природе женский и по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала: также известна как сурья (солнеч­ная)- нади. Она голубая, направлена вверх, кончается с правой стороны тела, принадлежит к мужскому началу и проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна: основной нервный ток, который проходит по позвоночнику, от муладхара-чакры в его основании до сахасрары в макушке головы. Это канал для кундалини. Посредством йоги энергия кундалини, дремлющая в муладхаре, пробуждается и поднимается по этому каналу сквозь все чакры к сахасрара-чакре. См.: чакра, кундалини, раджа-йога, тантризм.

найведья. Пища, предлагаемая божеству в храме или у домашнего алтаря. Важный элемент пуджи. См.: прасада, пуджа.

накшатра. " Созвездие". Так называются играющие центральную роль в астроло­гических расчетах 27 созвездий, лежащих вдоль эклиптики, или пути солнца. Ин­дивидуальная накшатра, или " звезда рождения", — это то созвездие, в котором находилась Луна во время рождения данного человека. См.: джйотиша.

нальвар. " Четверо набожных". Четверо известных святых шиваитской религии (VII— IX вв.): Аппар, Сундарар, Самбандар и Маниккавасагар, которые способствовали возрождению шиваизма в Тамилнаде. Все, кроме Маниккавасагара, вхо­дят в число наянаров — 63-х святых, канонизированных в 12-й книге Тирумурая (ок. 1140 г.). Все четверо также известны как самаячарьи, " учители веры". Их пре­данные стихи входят в Тирумурай наряду с писаниями других наянаров. Нальвар — термин, который не следует смешивать со словом альвар, обозначающим груп­пу вишнуитских святых того же времени. См.: альвар, наянар, Тирумурай.

нама-дикша. " Имянаречение". То же, что намакарана-самскара. См.: самскары дет­ства.

намакарана. " Имянаречение". См.: самскары детства.

намаскара. " Почтительное приветствие". Традиционное индуистское словесное приветствие, а также мудра, в которой ладони сложены вместе и помещаются на уровне сердца или поднимаются на уровень лба. Эта мудра также называется анджали. Это жест преданности, одинаково выполняемый перед храмовым бо­жеством, святой личностью, другом или случайным знакомым. При сложенных вместе руках правая половина тела соединяется с левой, что приводит нервные токи и нади к уравновешенному состоянию и вводит приветствующего в состо­яние сознания сушумны, пробуждая его третий глаз для почитания Бога в привет­ствуемом. См.: анджали-мудра, пранама.

намасте. " Почтительное приветствие тебе". Традиционное словесное приветствие. Форма намаса, то есть " поклона". См.: намаскара.

Намах Шивайя. " Поклонение или почтение Шиве". Высшая мантра шиваизма, известная как Панчакшара или " пять букв". На — это сокрывающая милость Господа; Ма — мир; Ши — Шива; Ва — Его милость откровения; Йя — душа. Эти буквы также представляют физическое тело: На — ноги, Ма — живот, Ши — плечи, Ва — рот, а Йя — глаза. Воплощая в себе сущность шайва-сиддханты, эта мантра находится в центре центральной Веды (Яджур) первоначальных трех Вед (Риг, Яджур и Сама): Намастарайя намах, шамбхаве ча майобхаве ча, намах шанкарайя ча майяска-райя ча, НАМАХ ШИВАЙЯ ча шиватарайя ча (" Поклонение источнику здоровья и источнику радости. Поклонение творцу здоровья и творцу радости. ПОКЛО­НЕНИЕ БЛАГОМУ (Шиве) и более Благому" — Кришна-Яджурведа, Тайт-тирийя-самхита, 4.5.8). См.: джапа, мантра

.

Намо Нараянайя. " Поклонение Господу Нараяне (Вишну)". Великая мантра виш-нуитской веры. Также популярное приветствие среди вишнуитов и смартов.

Нанак, Гуру (1469—1538). Основатель сикхизма, первоначально — реформаторс­кой индуистской секты, делавшей акцент на преданности, вере в гуру, повторении имени Бога и отвергавшей отшельничество и кастовую систему. В наше время большинство сикхов считают себя членами отдельной религии. См.: сикхизм.

Нанди. " Радостный". Белый бык с черным хвостом, вахана Господа Шивы, символ Его мощной инстинктивной силы. Нанди — совершенный, преданный (бхакта), идеал души человека; он смиренно склоняет колени перед Богом Шивой и всегда сосредоточен на Нем. См.: бхакти, вахана.

Нандикешвара. " Владыка Нанди". Имя Шивы, а также другое имя Нандинатхи.

Нандинатха (Нандикешвара, Тирунанди), Махарши. Первый исторический гуру Нандинатха-сампрадайи. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя.

Нандикешвара-кашика. Единственная уцелевшая работа Нандинатхи (Нандикеш-вары), ок. 250 г. до н. э. Ее 26 стихов являются самым ранним имеющимся в наличии изложением адвайтического шиваизма, не считая Шайва-агам.

Нандинатха-сампрадайя. См.: Натха-сампрадайя.

Нарада-сутра (-сутры). Вишнуитский текст из 84-х афоризмов, в котором мудрец Нарада объясняет бхакти-йогу (ок. 1200 г.).

Нарада-паривраджака. Упанишада из Атхарваведы, которая учит аскетизму, санньясе, истинному брахманству и т. п.

нарака. Обитель тьмы. В дословном переводе — " относящееся к человеку". Ниж­ние миры. Эквивалент западного термина " ад", грубая область антарлоки (ас­трального плана). Нарака — это беспокойное, тесное место, где демонические существа и молодые души могут пребывать, пока не растворят все темные кармы, которые они создали. Здесь существа страдают от последствий своих собственных неправильных деяний в предыдущих жизнях. Нарака состоит из семи регионов, называемых тала и соответствующих состояниям сознания семи нижних чакр. Весь семеричный адский мир называется также патала, " падшее место". В пи­саниях можно встретить упоминания о разном числе адов, от 7 до 21. В любом случае, они не являются местами, где души должны пребывать вечно. Индуизм не знает понятия вечного ада. См.: лока, а также Таблицы.

Нарасимха-пурватапанийя. " Прибежище аскета в Нарасимхе (воплощении Виш­ну в виде получеловека, полульва)". Упанишада из Атхарваведы, которая посвя­щена почитанию Вишну.

Нараяна. " Местопребывание людей". Одно из имен Господа Вишну.

Нараянакантха (ок. 1050 г.). Великий представитель шайва-сиддханты.

настика. " Отрицающий, неверующий". Все традиции, которые отрицают автори­тет Вед: джайнизм, буддизм, сикхизм, чарвака и др. Их противоположность ас-тика — это школы, признающие Веды высшим, священным писанием: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм.

Натараджа. " Царь танца". Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное сос­тояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши, Господа танцоров, — это танец всего космоса, ритмические движения во всем. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле. Символ На-тараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в танце тво­рение неотделимо от творца, подобно тому как вселенная и душа неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа — это движение и неподвижность вместе. Непод­вижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем центре. Стре­мительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися во всех на­правлениях, — указание на яростную, свирепую, жестокую силу, которая напол­няет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих противоположнос­тей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того, увлечены ли мы его красотой или его " безумием". Танец и танцор — одно целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его Воли. Таким образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.

Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих комби­наций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их соответствия в символике Натараджи таковы: 1) сришти: творение или эманация, символизи­руется Его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика- дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает " не бойся"; 3) самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра (" полумесяц"); 4) тиробхава: милость сокрытия, энер­гия, которая прячет истину и дает тем самым возможность опыта, роста и конеч­ного осуществления судьбы и которая представлена Его правой ногой, попираю­щей простертую фигуру (Апасмарапурушу или Муялаку), символизирующую не­ведение, или анаву; 5) ануграха: милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре (приглашающем " жесте слоновьего хобота"). Эти пять космических действий иногда символически персонифицируются соот­ветственно как Брахма, Вишну, Рудра, Махешвара и Садашива или же как Садй-оджата (творение), Вамадэва (сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (со­крытие) и Ишана (дарование милости).

Кольцо огня (прабхамандала), в котором Шива танцует, — это дворец соз­нания (читсабха); иными словами, наполненное светом сердце человека, цент­ральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной сущес­твование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и распознают Парашиву, Предельную Реальность, во дворце своего внутреннего бытия. Воистину, все мы танцуем вместе с Шивой. См.: нада, Парамешвара, Парашакти, Парашива, Са­дашива.

 

натха. " Учитель, господин; адепт". Древняя гималайская традиция шиваитского йогического мистицизма, первым историческим представителем которой явля­ется Нандикешвара (ок. 250 г. до н. э.). Слово натха, самореализованный адепт, относится к удивительным мастерам-аскетам из этой школы. Посредством прак­тики сиддха-йоги они достигли невероятного могущества, сиддхи, и иногда поэто­му называются сиддха-йогами. Как все тантрики, натхи отказывались призна­вать кастовые различия в духовных вопросах. Натхами также называют и прос­тых последователей традиции Натха, даже если они еще не достигли реализации. Натха считается источником как хатха-, так и раджа-йоги. См.: Кайласа-парампа-ра, сиддха-йога, Натха-сампрадайя.

 

натха-матха. " Монастырь адептов". Как имя собственное — синоним сиддха-сид-дханты. См.: сиддха-сиддханта.

 

Натха-сампрадайя. Сампрадайя означает живой поток традиции. Натха-сампра­дайя — это философская и йогическая традиция шиваизма, происхождение ко­торой неизвестно. Эта старейшая шиваитская сампрадайя из существующих се­годня состоит из двух главных потоков: Нандинатха и Адинатха. Представите­лями Нандинатха-сампрадайи были Махарши Нандинатха (Нандикешвара, Ти-рунанди) и его ученики: Патанджали (автор Йога-сутр) и Тирумулар (автор Тирумантирам). В новое время ее представляют сиддхи Кайласа-парампары. Из­вестными представителями линии Адинатха являются Махарши Адинатха, Мат-сьендранатха и Горакшанатха, который основал знаменитый орден йогов.

Натчинтанай. Сборник песен мудреца Йогасвами (1872—1964), в которых под­робно объясняются энергия садгуру, поклонение Богу Шиве, путь дхармы и дос­тижение Самореализации. См.: Кайласа-парампара.

наянар (тамил.). " Учитель". 63 канонизированных тамильских святых из южной Индии, перечисленных в книге Секкилара Перийя-пуранам (ок. 1140 г.). Кроме нескольких, все они были домохозяевами, признанными выдающимися предан­ными Господа Шивы. Некоторые из них сделали вклад в свод писаний шайва-сиддханты под названием Тирумурай. См.: нальвар, Тирумурай.

недвойственость (недуализм). См.: веданта, двайта-адвайта, монистический те­изм.

ненасилие. См.: ахимса.

Нео-индийскаярелигия (санскр. навабхарата-дхарма). Современная форма либе­рального индуизма, которая отстаивает основные культурные ценности индуиз­ма, такие, как одежда, диета и искусство, позволяя религиозным ценностям по­немногу угасать. Возникла после Британского Правления, когда Индия объявила себя независимым и секулярным государством. Культивировалась в системе образования, внедренной в Индии британцами, которая агрессивно подрывала индуистскую мысль и веру. Неоиндийская религия поощряет индусов следовать самым разным комбинациям теологии, писаний, садхан и богослужений, незави­симо от их религиозного происхождения. Выходя за пределы смартистской сис­темы поклонения богам всех главных сект индуизма, неоиндийская религия по­читает священные образы всех религий, в том числе Иисуса, Деву Марию и Будду. Многие навабхарати (неоиндуисты) не хотят называться индуистами, но провоз­глашают себя последователями всех религий мира. См.: смартизм, универсализм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал