Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 34

Упражнение 28

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различаю-
щимися по твердости-мягкости:

ПА — ПЯ МА — МЯ ВА — ВЯ ТА — ТЯ БА — БЯ ДА - ДЯ ФА — ФЯ ПО — ПЁ МО — МЁ ВО — ВЁ ТО — ТЁ ВО — БЁ ДО - ДЁ ФО — ФЁ ПУ — ПЮ МУ — мю ВУ — вю ТУ — тю БУ — БЮ ДУ - дю ФУ — ФЮ ПЫ — ПИ МЫ — ми ВЫ — ви ты — ти БЫ — БИ ДЫ - ди ФЫ — ФИ

Упражнение 29

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука
(для образования стечения):

ПА — ТПА ТА — ПТА ФА — ТФА ТА — ФТА МА — КМА НА — ФНА НА — ПНА КА — ФКА КА — ТКА КА — ПКА ТА — КТА НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 30

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных
звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — пты КТА — КТО — КТУ — кты ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ ТПА — ТПО — ТПУ — тпы ТМА — ТМО — ТМУ — тмы КНА — КНО — КНУ — кны ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ ПНА — ПНО — ПНУ — пны И т. п.

Упражнение 31

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их
стечении:

ПТА — ТПА ПКА — КПА ФПА — ПФА КТА — ТКА ФКА — КФА ГДА - ДГА ФТА — ТФА ХТА — ТХА ВБА — БВА

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных зву-
ков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их
выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

V. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ФОНЕМ

Упражнение 32

Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) в звуковом потоке.
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок
должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать
оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый мед-
ленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет
выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из
них обозначает два звука: Я = Й + А; Ё = Й + 0; Е = Й + Э; Ю = Й + У.


а) по два: АО УА АИ ИО ИУ ЫИ б) по три: АИУ ИАО УИА ОИЫ ИОУ ИЫО в) по четыре: АОУИ ИОУА ИЫОУ ОУИЫ АОЫУ ОАУЫ И т. п.

Упражнение 33

Повторение сочетания гласных звуков:

 

 

Примечание. В случае затруднения используются зрительные символы
гласных звуков (см. Приложение).

Упражнение 34

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото-
ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком,
другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа (см.
Приложение).

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-
О-Э и т. д.

Примечание для родителей. Согласные звуки в ряду должны произносить-
ся коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце сло-
ва: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это
названия букв, произносить же надо звуки.

 


Приложение

ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ*

* Внешний вид символа напоминает положение губ при артикуляции соответствующего звука. В
приложении отсутствует зрительный символ звука Э, т. к. он встречается крайне редко.
Цвет символов (по желанию взрослого) может быть изменен на красный.

В цветовом варианте символы даны в пособии Т.А. Ткаченко «Специальные символы в под-
готовке детей 4 лет к обучению грамоте". - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000.


ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Звук М Корова мычит Звук Н Девочка плачет Звук В Ветер воет
Звук Ф Фонтан шумит Звук Б Колокол звенит Звук П Паровозик пыхтит
Звук Д Барабан звучит Звук Т Молоточек стучит Звук Г Гусь гогочет
Звук К Каблучки стучат Звук X Греем замерзшие руки Звук С Насос свистит
Звук 3 Комарик звенит Звук Ц Тише, спит малыш Звук Ш Из лопнувшего шара выходит воздух
Звук Ж Пчела жужжит Звук Л Гудит корабль Звук Р Гудит мотор самолета

 


ЗАПИСНАЯ КНИЖКА

Рекомендации логопеда Замечания воспитателей и родителей
   

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА.......................................................................................................... 3

I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Упражнение 1................................................................................................... 6

Упражнение 2................................................................................................... 6

Упражнение 3................................................................................................... 7

Упражнение 4................................................................................................... 7

Упражнение 5................................................................................................... 8

П. РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ,
СИЛЕ И ТЕМБРУ

Упражнение 6................................................................................................... 9

Упражнение 7..................................................................................................Ю

Упражнение 8..................................................................................................Ю

Упражнение 9..................................................................................................11

Упражнение 10................................................................................................11

III. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Упражнение 11................................................................................................12

Упражнение 12................................................................................................13

Упражнение 13................................................................................................14

Упражнение 14................................................................................................14

Упражнение 15................................................................................................15

Упражнение 16................................................................................................15

Упражнение 17................................................................................................16

Упражнение 18................................................................................................16

Упражнение 19................................................................................................16

Упражнение 20................................................................................................18

Упражнение 21................................................................................................19

Упражнение 22................................................................................................19

Упражнение 23................................................................................................20

IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

Упражнение 24................................................................................................22

Упражнение 25................................................................................................22

Упражнение 26................................................................................................23

Упражнение 27................................................................................................23

Упражнение 28................................................................................................24

Упражнение 29................................................................................................24

Упражнение 30................................................................................................24

Упражнение 31................................................................................................25

V. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

Упражнение 32................................................................................................25

Упражнение 33................................................................................................26

Упражнение 34................................................................................................26

 

Приложение

Зрительные символы гласных звуков............................................................27

Зрительные символы согласных звуков...........................................................28

Записная книжка...............................................................................................30


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решить задачу симплексным методом. | Вправи для відновлення зору
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал