![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пятнадцать Адулрун
Буреус разделяет рунический ряд на три группы по пять рун в каждой. Это деление не соответствует традиционному делению рунического ряда на семейства Фрей, Хагаль и Тюр. Из рунического ряда в 16 рун Буреус исключил последнюю руну[106]. Так получился симметричный рунический ряд, состоящий из 3x5 рун. В обычном случае рунический ряд делится на три семейства, причем в первое семейство Фрей входят руны: f, u, th, а, r и k, откуда и название ряда futhark. Два следующих семейства состоят из пяти рун каждое. В обычных рунических рядах m идет перед 1, однако Буреус изменяет этот порядок и заключает ряд руной m. Эта особенность, несомненно, взята из 19-знакового рунического календаря, где руны идут именно в таком порядке. То, что в своих вычислениях Буреус использовал рунический календарь, очевидно из того, что он упоминает «золотые числа», то есть руны, отмечающие год в 19-летнем временном цикле. Так называемые femter, или квинтеты Буреуса, начинаются с рун f, q и s, что означает: Фрей, Кюн и Сун. Первый квинтет он называет fö darefemt (квинтет прародителя); дальше идут fö elsefemt (порождающий квинтет) и, последним, fö sterfemt (порождённый квинтет). Есть у него и рассуждения о значении этих трех групп. Первая группа Буреуса — не футарк. Руна а у него означает о — переход, начавшийся в конце эпохи викингов. Таким образом, первая группа рун у Буреуса читается как f, u, th, о, r — Futhor, что в адулрунах означает: «отец, творец, прародитель». Кроме того, руны у Буреуса обозначают цифры. Значения рун первого квинтета — произвольные числа от 1 до 9; в следующем квинтете эти же значения умножаются на 10 (10-90), а в последнем квинтете — на 100 (100-900). Эти числа становятся для Буреуса отправной точкой адулрунической гематрии и апокалипсических вычислений. Важнейшая черта рунологии Буреуса — симметрия рунного ряда и числовые соответствия между рунами и различными принципами. Руны u и r Буреус предпочитает представлять в упрощенных формах, таких же, в каких они появляются в Хельсинг-рунах. При этом эти две руны становятся зеркальными подобиями друг друга. Буреус пишет эти руны так, чтобы достичь между ними максимального сходства. Симметрия рунного ряда важна для его эзотерических выкладок[107]. Нижеследующие описания значений рун, сделанные Иоганном Буреусом, взяты из «Runa ABC-boken Runarä fsten» и эзотерической «Adulruna Rediviva». Этимологические рассуждения принадлежат самому Буреусу. Числовые значения взяты из «Runa ABC-boken», этимология — из «Runarä fsten» и «Adulruna Rediviva». Квинтет прародителя (Fö darefemten)
Руна называется fa («скот») — в значении изобилия, аналогично первой букве еврейского алфавита «алеф», которая буквально означает «бык». В «Runarä fsten» Буреус называет эту руну так: Fre, frö, frö j, frä gh, frigg. Крестьяне именуют ее fä или fä hysing. Значение frö («семя») или «изобилие», символизируют ветви, исходящие из основного жезла руны. От того же корня происходит слово «пятница» (англ. Friday). Руна обозначает буквы f и v. Кроме того, Буреус придает этой руне числовое значение 1.
Эта руна сохраняется в средневековых книгах дольше других — возможно, говорит Буреус, из-за тайны, которая в ней скрыта. По его мнению, Tors можно сопоставить с еврейским torah — то есть «закон», «исправление», «наставление», «слово божье». Возможно, отсюда же — имя бога Тора. Эта руна — знак высочайшей свободы, поскольку она означает «дерзать», «решаться», а также «ударять» или «оборачиваться». Буреус приводит в пример географические названия: реку Torne — «там, где изгибается Ботнический залив», Tö ren — Sö dertö ren — «там, где встречаются страны трёх народов», Tö rnby — «там, где поворачивает вспять Scafven, устье Mä lar». Как адулруна — она означает Тора, бога, единство, «Айн Соф» каббалы, высочайший духовный уровень. Tors — руна бога; истолкование имени Thor (шв. Tor) у Буреуса ближе к старонорвежскому «Тюр», имени бога неба, которое само означает «бог». В рукописи «Cabbalistica» Буреус дает этой руне другое название — unitas Deus «единый бог»[108]. Поскольку Tors — третья руна в ряду, Буреус считает, что её можно связать с троицей. Руна Tors означает буквы th и d и имеет числовое значение 5.
RYDHUR или REDH: Связана с rede («совет»), ride, rudder («корабельный руль»). Rydhur - знак господства и справедливости («права»). Соответствует латинскому dominiu [109] 5. Буреус сожалеет о том, что руна r в одной из своих форм утратила свое истинное место и была помещена в конец 16-рунного ряда. Там она потеряла свое благородное рыцарское имя и начала называться попросту «человек вверх ногами» (Stupmadcher). Числовое значение Rydhur - 9. Порождающий квинтет (Fö delsfemten)
Кроме того, эта руна может означать «секс» (шв. kö n) со значением «нарыв» («язва»). Когда эта руна оказывается на золотом числе, предупреждает Буреус, кровавые язвы угрожают людям и животным. Название руны Kyn означает также «быть известным или авторитетным». Если руна расщепляется в двух направлениях (Y), хорошая сторона соответствует значению «царь» (нем. kö nig), связанному с kö n, kyni и kunna.. Руна соответствует пифагорейской Y, означающей выбор человека между двумя путями: левым дурным, и правым добрым. Кроме того, три линии в изображении Y означают intellectualis, animalis, corporalis (интеллектуальное, психическое и телесное начала). Руна соответствует буквам c, k и g, а также ch, gh и q, хотя Буреус и отмечает, что в шведском языке звука, соответствующего q, нет, и что при работе с рунами не обязательно использовать шведский — для этого подходит любой язык, который хорошо знаком. Вообще Буреус придерживается мнения, что языки должны сохранять независимость и оставаться самими собой, «не уменьшаться и не раздуваться». Эта руна соответствует числу 10.
Руна соответствует букве h; её числовое значение — 30.
Благодать, поясняет Буреус — это левая сторона руны, поднимающаяся вверх, а несчастье — правая сторона, опускающаяся вниз. Руна соответствует букве n и имеет числовое значение 50.
Её числовое значение — 70.
Эта руна символизирует честь (шв. ä ra) и «орла» (шв. ö rn). Внешнему виду руны, по мнению Буреуса, наиболее подходят имена gloria («слава») и perpetuo requises («вечный покой»), поскольку ее нисходящая линия в конце снова поднимается вверх. Вот так же слава и вечный покой превозмогают преходящие бедствия. Руна заключает собой второй квинтет и имеет числовое значение 90.
Порождённый квинтет (Fosterfemter)
Эта руна соответствует букве s и имеет две формы. Первая, по Буреусу, более правильна и называется «висящее солнце», поскольку солнце в ней висит на верхнем контуре змеи. Однако вторая форма, называемая «солнце на коленях», более распространена. Числовое значение руны — 100.
Её числовое значение — 300.
Некоторые употребляют слово burgeir, означающее «сын войны» — так же, как «германец» — ger-man — означает «человек войны»[112]. Еще одно название этой руны — Byrger, имя таинственного создателя адулрун. Эта руна представляет человечество, дух, погруженный в материю, и микрокосм. Byrghal — противоположность Thor. Если Thor, руна бога, символизирует высший план бытия, единение и просветление, то Byrghal символизирует тьму, вражду, двоякость, материю и материальный мир[113]. В «Cabbalistica» Буреус называет руну Byrghal «Binarius Daemon» («двояким демоном»), в отличие от руны Thor, представляющей Unitas Deus [«единого бога»][114]. В той же работе Буреус показывает, что эта двоякая руна включает в себя солнце и луну, день и ночь[115]. Важно отметить, что Буреус не считает эту руну дурной или негативной. Цель — возвысить эту руну до уровня Thor; иначе говоря, человечество и материя должны стать божественными. Byrghal соответствует буквам b и р; её числовое значение — 500 (у Thor - 5).
Также это название связано с «лежащим» (lag) - а слово «лежать» имеет сексуальные коннотации, как в шведских samlag — «соитие», и jonelag — «внебрачный союз». Помимо связи с водой, эта руна символизирует закон и часто оказывается в паре с Tidher. Они представляют собой время и закон — то, что всему есть свое время и место[116]. Lagher представляет собой нисхождение (descensus), стихии воды и земли. Lagher соответствует букве l и числовому значению 700.
В примечании к варианту руны, изображающей человека, почесывающего голову, Буреус отмечает, что эта руна — последняя, однако часто последней считается stupmadcher («человек вверх ногами»), означающая R. На последнее место она опустилась, по словам Буреуса, с пятого, где находилась вместе с руной Rydhur. Руну Man Буреус приравнивает к «человеку как мере всех вещей» и к центру мира[118]. Числовое значение Man — 900.
|