Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система надзора и контроля за выполнением законодательства об ОТ






В Республике Беларусь создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, образован Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда при Министерстве труда и социальной защиты. Аналогичные советы функционируют при областных и Минском городском исполнительных комитетах.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Высший государственный контроль за исполнением законов о труде, в том числе и по охране труда, всеми министерствами, ведомствами, предприятиями и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь.

В систему надзора и контроля за состоянием охраны труда включены специально уполномоченные государственные органы с правом вести государственный надзор.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является надзорно-контрольным органом общей компетенции, осуществляет надзор за соблюдением законов о труде, выполнением правил и норм по охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности. Контролирует соблюдение правил и норм охраны труда при вводе вновь построенных и реконструированных предприятий (цехов), новых технологических линий; осуществление мероприятий по механизации тяжелых и трудоемких процессов, автоматизации вредных для здоровья рабочих технологических участков, а также мероприятий по повышению культуры производства и улучшению санитарно-бытовых условий работающих. Важное звено этой деятельности - участие в расследовании обстоятельств и причин тяжелых несчастных случаевна производстве и выдача заключений.

Государственным инспекторам труда предоставляется право:

• беспрепятственно посещать предприятия;

• знакомиться с любыми документами;

• снимать с них копии;

• получать от руководителей, должностных лиц и работников объяснения;

• изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления нарушений:

• выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания;

• приостанавливать, запрещать работу цехов, участков, оборудования;

• налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы;

• запрещать выдачу работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ);

• ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности должностных лиц.

8 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.

Технические инспекторы труда профсоюзов имеют право:

Осуществлять в установленном законодательством порядке проверки соблюдения законодательства об охране труда работодателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора, соглашения;

Запрашивать и получать от работодателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Осматривать рабочие места, требовать от работодателя путем выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих;

Принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

Требовать от работодателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления работ до устранения нарушений;

Выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

Требовать от работодателя путем выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

Устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства об охране труда, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

Обращаться в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов;

Осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения работодателями.

В организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

9 Ответственность за несоблюдение законодательства об охране труда Ответственность за нарушение требований законодательства о трудеДолжностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или воспрепятствовании деятельности профсоюзов, несут ответственность, установленную законодательством.Ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.Дисциплинарная ответственность В качестве дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания: ♦ замечание; ♦ выговор; ♦ увольнение Материальная ответственность Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: ♦ ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; ♦ противоправности поведения (действия или бездействия) работника; ♦ прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; ♦ вины работника в причинении ущерба.Если размер ущерба превышает размер среднего месячного заработка работника, то возмещение ущерба производится в судебном порядке. Административная ответственность Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности являтся: ♦ нарушение законодательства о занятости населения ♦ отказ в приеме на работу ♦ нарушение правил по охране труда♦ нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений ♦ нарушение законодательства о труде ♦ сокрытие страхового случая♦ нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров Уголовная ответственность Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности предусмотрена Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК). Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, ими увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд.Например, ст. 306 УК записано, что должностные лица, ответственные за соблюдение правил охраны труда, при их нарушении, повлекшем по неосторожности: ♦ профессиональное заболевание либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения; ♦ смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или без лишения; ♦ смерть двух и более лиц, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или без лишения. 10 Система управления охраной труда организации: обязаности работающего в области ОТ

Система управления охраной труда (СУОТ) - целевая подсистема в системе управления организацией. В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, форм учетных и отчетных документов и т. д.

Конечной целью управления охраной труда на предприятии является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Данная цель содержит совокупность подцелей:

Предупреждение производственного травматизма;

Предупреждение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

Предупреждение аварий и инцидентов на производственных объектах;

Устранение (доведение до допустимых величин) неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

Обеспечение требований безопасности, предъявляемых к продукции предприятия.

Обязанности работающего в области охраны труда

Работающий обязан:

- соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

- использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты;

- проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

- немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

- исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

Работник помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности:

- по выполнению норм и обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;

- в случае отсутствия средств индивидуальной защиты по немедленному уведомлению об этом непосредственного руководителя либо иного уполномоченного должностного лица нанимателя;

- по оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленному извещению своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

 

11 система управления охраной труда: служба охраны труда

Служба охраны труда на предприятии (в объединении) может быть представлена самостоятельным структурным подразделением (управление, отдел, бюро), непосредственно подчиненным руководителю предприятия или его заместителю (приравнивается к основным производственно-техническим службам предприятия) или специально выделенным работником (инженер по охране труда). На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены на других работников (наряду с выполнением основных служебных обязанностей).

Штат службы охраны труда устанавливается с учетом среднесписочной численности работающих на предприятии; среднемесячной численности вновь принимаемых работников; количества самостоятельных структурных подразделений на предприятии; количества работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, и в соответствии с Нормативами численности специалистов по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 г. № 94.

В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются: в производственной сфере — численность работающих от 100 до 250 человек; в других отраслях — численность работающих от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 человек и более расчет ведется по нормативам, указанным выше.

Если численность работников на предприятии меньше установленного базового норматива, при котором вводится должность специалиста по охране труда, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия.

Основными задачами службы охраны труда являются:

• осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии;

• подготовка предложений, планов, мероприятий, распорядительных документов по обеспечению охраны труда на предприятии и контроля за их реализацией;

• разработка мероприятий по предупреждению производ­ственного травматизма и профессиональных заболеваний;

• оказание методической помощи структурным подраз­делениям предприятия в организации работы по охране труда.

Направления деятельности службы охраны труда:

• проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мероприятия по их предупреждению;

• организация работы по проведению паспортизации санитарно-технического состояния цехов и других структурных подразделений;

• проведение вводного инструктажа по охране труда;

• методическая помощь подразделениям в разработке инструкций по охране труда;

• участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

• оказание помощи в организации обучения работников по охране труда;

• составление отчетности по охране труда и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал