Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика рассуждений






Любая учебная дисциплина требует понимания логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вначале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В). (Рис. 15)

Рис. 15. Схема структурной единицы понятия «рассуждение»

 

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение. После последнего перехода составляют структуру размышления. (Рис. 16). Эта целостность и является предметом понимания при размышлении.

Рис. 16. Развёрнутая схема понятия «рассуждения».

 

Понимать размышление — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осуществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность размышления.

Таким образом, понимать размышление — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения участников в осуществлении логических переходов и являются главной заботой ведущего. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает участник?

Представляем логику размышления в виде схемы на примере задачи по физике. (Рис. 17)

Рис. 17. Схема логики рассуждения при решении задачи

Задача. Имея график, показывающий зависимость между v и t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания участник должен размышлять следующим образом:

— график движения не параллелен оси времени, значит, скорость изменяется;

— скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет ещё одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того, чтобы выявить, где у участника возникает затруднение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены определённые логические переходы. Участник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, можно обосновать каждый логический переход. В результате получится примерно следующий набор вопросов:

1. Почему график движения не параллелен оси времени?

2. Каков характер движения при изменении скорости?

3. Какую ещё характеристику данного движения можно выделить?

4. Как определяется ускорение?

5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?

6. Какова зависимость между t и а?

7. Как будет выглядеть график зависимости между t и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, участнику действительно удаётся понять логику размышления при выполнении данного задания. С другой стороны, если в каком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на разрыв в логике размышлений.

В организации труда с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определённого уровня навыков самообразования, в частности, навыка задавать вопросы. Наиболее простым является, например, вариант, когда участники в группе просто восстанавливают логику размышления, то есть на первом переходе участник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает предложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… и т. д.

Там, где участник не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напарник или участники могут обратиться с вопросом к ведущему.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал