Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможные способы изложения материалаСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русского языка
Рабочая тетрадь по дисциплине:
РИТОРИКА Выполнил: студент группы __22Т-101__ (ИЭкОБиА) ________Кузнецова Вера_________ Фамилия, имя, отчество Проверил: ст. преподаватель кафедры русского языка, к. филол. наук Шарафутдинова Олеся Ильясовна Дата сдачи работы: ____________2012 г.
Челябинск 2012 ТЕМА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ Выбор темы и названия информативной и убеждающей речи Задание 1. Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется (одна из двух тем по выбору студента): 1) Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов. 2) Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?
Российское образование. Платное обучение глазами студентов и родителей Прогресс или регресс российского образования Какое было образование в СССР 5)Сравнение: образование при СССР и современное образование Вывод. ТЕМА 2. РАБОТА НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ Возможные способы изложения материала Задание 2. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный). Для этого найдите предложение, содержащее общее высказывание, и предложения, конкретизирующие это высказывание. 1) Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. - Дедуктивный 2) Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а вовремя своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения. – Индуктивный.
Задание 3. Трансформируйте тексты из задания 2, расположив материал а) ступенчатым способом, б) концентрическим способом, в) методом аналогии (один из способов по выбору студента). Ступенчатый способ. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге причины существования этнического стереотипа поведения «Этногенез и биосфера Земли» писал о причинах существования этнического стереотипа поведения. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.
2.2. Средства выражения логических связей в тексте Задание 4. Найдите в одном из текстов задания 2 лексические средства связи. Подчеркните их. Ответ: текст № 2
Задание 5. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте. Восстановите исходный порядок слов в микротексте. Закон Паскаля 1. Передача давления происходит вследствие возможности молекул жидкости или газа свободно перемещаться относительно друг друга. 2. Это движение полностью хаотично, и, следовательно, в отсутствие силы тяжести или в состоянии невесомости давление во всех точках жидкости согласно закону Паскаля будет одинаковым. 3. Давление, производимое внешними силами на поверхность жидкости или газа, передается по всем направлениям без изменений. Ответ: 3 2 1 Составление различных видов планов 1) Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. 2) Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана. 3) Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане. 4) Цитатный план (в виде цитат, то есть предложений, выписанных из текста). Задание 6. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана. Брось сигарету! Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0, 1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1995 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3%-ный раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате. (Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой, или Основы пегниохимии.
|