Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Убеждающего выступления
Если выступление убеждающее (т. е. направлено на защиту вашей точки зрения), то следует продумать систему аргументации в основной части. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется оказать. Успех доказательства зависит от выполнения ряда правил: 1. Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства. 3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее. 5. Тезис должен быть обоснован фактами. 6. Тезисом не должно быть суждение очевидное, так как то, что достоверно само по себе, не требует доказательств. 7. Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Слабые аргументы могут вызвать сомнения оппонентов. Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента). Задание 7. Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные. 1. а) Суждения на основе подтасованных фактов; б) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них; в) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера. 2. а) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; б) ссылки на потерявшие силу решения; в) ссылки на непроверенные источники, на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты. 3. а) Аналогии и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений; б) экспериментально-проверенные выводы; заключения экспертов; в) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания. 4. а) Показания свидетелей и очевидцев событий; б) подлог и фальсификация того, о чем говорится; в) ложные заявления и показания.
Задание 8. Найдите в приведенных ниже текстах аргументы. Сформулируйте аргументы и дайте их характеристику (слабые, сильные и т.д.) 1. Если бы марсианские поля представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. Согласно многим наблюдениям, марсианские моря отличаются такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни. Следовательно, они не представляют собой покровов обычной растительности. – Это сильный аргумент, потому что, есть доказательства фактов, а так же слова, доказывающие это: согласно, следовательно 2. «Как хорошо, что я не люблю спаржу, — сказала Алиса своему заботливому Другу. — Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы её есть, а я её терпеть не могу» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»). - Слабый аргумент, несостоятельны доказательства. 3. «Какой-то человек сказал: ”Тогда-то я солгал”. Если это правда, то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном». – Несостоятельный аргумент, присутствует противопоставление правды.
|