Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия
Предпосылки переосмысления проблемы сознания. В главе «Бытие» мы уже показали, что Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме «Бог умер». В работе «Веселая наука» он, ори- ентируясь на обычный человеческий способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни в формах самой жизни, так описал это событие: «Слышали ли вы о том бе- зумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!». Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. «Он что, про- пал?» — сказал один. «Он заблудился как ребенок», — сказал другой... Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог? — вокликнул он, — Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я...» Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребез- ги и погас. «Я пришел слишком рано, — сказал он тогда, — мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей... Деяниям нужно время, после того как они уже со- вершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, — и все- таки вы совершили его...»
Отметим в приведенном тексте два важных момента. Во- первых, люди «убили Бога» каким-то странным образом, ибо, совершив это деяние, они еще не знают о нем. Другими словами, люди действовали бессознательным для самих себя образом; никто из них не ставил перед собой созна- тельную цель: отказаться от Бога, вывести саму идею Бога из цивилизационной структуры. Хайдеггер впоследствии назовет данный процесс онтологическим «ничтожествовани- ем», «онтологическим нигилизмом», признав тем самым, что отказ от Бога не есть результат каких-то учений, фило- софских построений и т. д. Отказ от Бога, или нигилизм,
как его называл мыслитель, «это всемирно-историческое движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу влияния Нового времени... Точно так же нигилизм и не по- рождение отдельных наций, чьи мыслители и литераторы говорят о нигилизме». Более того, Хайдеггер считает, что невозможно точно определить, назвать исток этого «злове- щего н неприютного гостя». Во-вторых, безумец в тексте Ницше называет отказ от Бога «страшным событием», а Хай- деггер, как бы вторя ему, вводит для характеристики дан- ного события определения типа «зловещий», «неприют- ный». С чем связаны такие мрачные характеристики? Дело в том, что идея Бога — это целая цивилизациониая струк- тура, которая задавала меру объяснения мира в целом и жизни отдельных людей, не давала людям погрузиться в стихию инстинктов, требовала от людей строить свое бытие по типу должного, т. е. выходить за рамки сиюминутных материально-экономических интересов и потребностей. От- каз от идеи Бога означал неизбежное изменение способа че- ловеческой жизни, понимания содеянного, оценок и осмыс- лений. Произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства и действия. Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою инди- видуальность в свой разум. Эту ситуацию и почувствовал Ницше, выразив ее в словах безумца «вы убили Бога».
Для нас важно отметить, что отказ от Бога свидетельст- вовал о формировании нового духовного опыта людей, в ко- тором не оказалось места для того высшего его уровня, ко- торый Плотин называл Божественной простотой, отдохно- вением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Если нет Бога и нет того уровня в духов- ном опыте, воспоминания о котором и составляли содержание н сущность сознания, то требовались какие-то иные объясни- тельные принципы. Возникла необходимость переоткрыть со- знание, по-новому его истолковать.
Итак, переоткрытие проблемы сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлеж- ность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, со- гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко- торой человек произошел из животного царства. Русские философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев - не признава- ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем
более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша- ется со своим духовно-плебейским происхождением — от обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристокра- тизм в рамкчх всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от- казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за- фиксировал это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю- дей друг к другу. Так издевался русский философ над само- надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны- ми теориями происхождения человека.
Европейские философы и мыслители Нового времени в основном приняли мировоззрение «онтологического ниги- лизма» и попытались его выразить и обосновать. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случает- ся в мире. Нет ничего, кроме самого человека, что обеспе- чивало бы ему возможность реализовать себя как человека. Человек есть условие и возможность мира, но не мира вооб- ще, а мира, который он: может понимать, что-то о нем знать, действовать в нем и т. д. Человек сам, своей деятельностью творит свой мир, в котором он что-то может делать и жить. Единственной несомненной реальностью был признан инди- вид и его сознание. Р. Декарт — основоположник новоев- ропейской философии — объявил, что акт «я мыслю» яв- ляется самым простым и самым очевидным основанием су- ществования человека в мире, а также самого мира. Можно сомневаться, существует ли объективный мир (Бог, приро- да, люди, даже мое собственное тело), но нельзя сомневать- ся в том, что я мыслю, чувствую, следовательно, существую Прежде всего как это мыслящее, чувствующее существо. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала чело- веческую деятельность и способности.
Русские мыслители конца XIX и начала XX в. назвали такую философию метафизикой индивидуализма и эгоизма, не признающей «никакого сверхиндивидуального самосоз- нания и воли» (Л.. П. Карсавин). Они выступали против абсолютизации индивидуальности, утверждая, что «я» не является совершенным и самодостаточным сущим, ибо «я» есть только «здесь» и «сейчас», т. е. в настоящем: его нет в прошлом уже, а в будущем нет еще. В своем настоящем бытии «я» живет маленькой минуткой между последним мо- ментом прошлого и первым мигом будущего. Поэтому бе-
зумно строить философское мировоззрение на признании «я» последним основанием бытия и единственной несовме- стимой реальностью.
Метафора сознания в Новое время: мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем. Из ска- занного выше совершенно очевидно, что в Новое время средневековое понимание сознания остается невостребован- ным, и более того, объявляется несоизмеримым с человече- ским духовным опытом, в котором, - как мы уже говорили, выделялось не три уровня, как это делал Плотин, а всего два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств, эмоций и инстинктов. В терминологии Плотина — это средний и низший уровни духовного опыта. «Смерть Бога» и трансформация структуры духовного опыта — явления одного и того же порядка. «Смерть Бога» сопровождалась появлением «новой» популяции людей, которые потеряли способность мистического единения с Богом, испытывали презрение ко всему спонтаннопепосредствешюму, боялись мистификаций со стороны духовного, с энтузиазмом вос- принимали любую рациональную конструкцию. Они объя- вили средним векам культурный крестовый поход, а потому стали искать опору для себя в классической древности.
Как мы помним, в античности образ сознания создавался через сравнение его с «вощеной дощечкой». Античные мыс- лители были уверены, что'образы предметов и явлений, на- ходящиеся в нашем сознании, имеют реальные аналоги во внешнем мире. Мир отпечатывается на доске ума-разума, как печать на воске. Новоевропейская тенденция возвели- чивания реальности «я», с одной стороны, не имела ничего против такого толкования сознания, но с другой - начала сомневаться в возможности подобного натуралистического объяснения сущности сознания. Началась критика, антично- го образа сознания. Аргументы были таковы: а что если от- печаток в сознании есть просто галлюцинация? Кто даст нам гарантию в том, что образ, имеющийся в сознании, со- ответствует какому-то реальному объекту? Никто не оспа- ривал тот факт, что в нас находятся образы предметов, од- нако существование вне нас соответствующих реальных аналогов было объявлено проблематичным. Сомнение в су- ществовании строгой и адекватной корреляции между обра- зом предмета в сознании и предметом вне сознания стало исходным пунктом декартовской модели сознания. Он из- менил сам подход к проблеме сознания по сравнению с ан- тичным: единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.
В условиях отказа от связи с Божественным мысль интер- претировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Акты мышления автономны и са- модостаточны в силу автономности и самодостаточности ее носителя — индивида. Отсюда, и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром. Ор- тега-и-Гассет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нем как идеи». В истории философии такое учение было названо идеализмом, в отличие от античности реализма.
Возврат к классической древности в понимании созна- ния был одновременно и его преодолением: метафоры со- знания античности и Нового времени имели противополож- ные смыслы. Но в одном они совпадали: содержание созна- ния сводились к предметному; ни античность, ни Новое время не связывали сознание с тем пластом духовного опыта, где совершалось таинство духовного единения с Божественным. Античность еще не знала об этом таинстве, Новое время уже не принимало, отвергало его в своих раз- мышлениях о природе сознания.
Но. как бы не отказывались от средневекового мировоз- зрения мыслители Нового времени, они сохранили с ним связь, так как воспроизвели навыки работы с внутренним миром. Неработанное в средние века умение человека об- ращать внимание на свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объясне- нии феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому, что точку отсчета при его изу- чении надо выбирать в нем же самом. Сознания нет без самосознания - таков был вывод философов Нового вре- мени. В акте самосознания сознание само себя знает, про- ясняет свое содержание и структуру.
Выше уже говорилось о том, что в Новое время появляет- ся и новая структура духовности. Смысл ницшеанского афо- ризма «Бог умер» был связан прежде всего с изменением внутреннего мира людей. Произошел «распад души», когда самопознание и самосознание уже не знают переживания как субстанции, не знают вечности. Причем, это не вымысел пси- хологов и писателей: происходит реальное изменение струк- туры духовности. Внутреннее духовное пространство сжима- ется как шагреневая кожа до предметно-логического содержа- ния и переживаний, связанных с чувственностью. Поэтому
Декарт все своё внимание обращает на тот уровень духовной жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и раз- мышления. Бога в душе уже нет; на уровне рефлексии и раз- мышления человек уже не вспоминает свои переживания, свя- занные с Божественным; он занят проблемами внешнего объ- ективного мира. · Не случайно Декарта интересует не доказательство бытия Бога, а метафизическое обоснование существования внешнего для человека мира. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, сред- ством доказательства его существования. Сознание в ак- тах самосознания обращало внимание только на предмет- ное содержание, т. е. такое содержание, которое было свя- зано с характеристиками объективно-предметного мира. И в этом Новом времени повторило античное понимание созна- ния. Таким образом, в новоевропейском сознании соедини- лись античная установка на ценность предметного мира, на- правленность внимания на него и средневековый навык рабо- ты сознания с самим собой.
Античное, средневековое и новоевропейское понимать сознания: сравнительный анализ. Постулируя возврат к античности в понимании сознания, новоевропейские мысли- тели одновременно и преодолели такое понимание. В чем это выразилось? Античные философы, будучи реалистами в толковании сознания выделяли при его объяснении акт вос- приятия, который и составлял основной смысл метафоры «воск-отпечаток». Восприятие — это принятие воздейст- вия внешнего мира на мир внутренний. В Новое время при объяснении сознания мыслители сделали акцент на вообра- жении. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем независимо от его воли, а оно само вызывает их к жизни. С помощью воображения сознание творит и конструирует предметы, разбирает их на части, идеализирует их, соединяет и разъединяет. Содержа- ние сознания приходит к нам не извне, это мы извлекали его из собственных глубин.
Проблему сознания как воображения наиболее полно про- работал немецкий философ И. Кант.· В сознании человека, с его точки зрения, наличествуют особые, непосредственно дан- ные знания о чем-то как о целом. Получить такого рода зна- ния нельзя с помощью познавательных актов, совершаемых индивидом даже в течение всей жизни. А они, эти знания присутствуют в нас, и мы их обнаруживаем, как только начи- наем сознавать себя. Значит, они нам даны до наших позна- вательных усилий, т. е. даны априори (apriori — до опыта). Мы обнаруживаем, что каким-то образом в нашем сознании
уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, причинно обусловлен, что в мире есть добро и зло и т. п. Эти непосредственно существующие в нас знания составляют ус- ловия возможности нашего познания как внешнего мира, так и самих себя. Можно сказать иначе. Когда человек осознает себя как «я», он имеет дело с уже каким-то содержанием сво- его внутреннего мира: у него уже есть способности к логиче- скому мышлению, к языку, умение воспринимать мир как упорядоченный пространственно и временно, он может делать выбор, чувствовать красоту и т. д.
Кант попытался философски обосновать основание на- ших знаний. В качестве такового, по его мнению, выступает форма сознания, или, как выражается профессиональная философия, трансцендентальное единство апперцепции. Смысл данного философского выражения прост: форма сознания предшествует всем другим знаниям. А это значит, что до философского выявления акта «я мыслю» в качестве перво- знания (о чем заявил Декарт), на котором основано все че- ловеческое знание, это «я мыслю» уже существует и рабо- тает в структуре человеческого сознания. Работает до того, как человек открыл акт «я мыслю».
Таким образом, признав, что «Бог умер», философия пошла по пути понимания сознания как какого-то естествен- ного процесса появления условий определения и понимания человеком мира и себя самого. Например, мы видим мир пространственно-временным, потому что в нас уже есть спо- собность видеть его таким. Прежде чем изучать мир, к при- меру, в физике, мы уже знаем, что он существует как вре- менной процесс II сводим во все формулы время. Тем самым с помощью сознания, как условия возможности познать мир, мы творим мир на уровне явлений, т. е. на уровне его какого-то определенного, зависящего от структур нашего сознания, понимания. Изучая мир, мы вкладываем в содер- жание проводимых с ним исследований какие-то парамет- ры, которые принадлежат нашему сознанию. Сознание — это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам), он стал «ма- леньким богом» (Лейбниц), верховным законодателем При- роды (Кант). После Декарта и Канта была признана участ- ность (от слова «участие») сознания в бытии.
Рассмотрим соотношение средневекового и новоевропей- ского толкования феномена сознания. Как уже неоднократ- но говорилось, мыслители Нового времени сохранили при анализе сознания навык работы с внутренним миром. Но при этом изменилось как понимание структуры этого мира,
так и технология «работы» с ним. Отметим несколько мо- ментов такого изменения.
Для Плотина сознание есть воспоминание о чем-то, что самое не есть сознание, а именно отражение того состояния, которое возникало в духовном опыте единения с Божествен- ным. Поэтому сознание выступало как нечто вторичное, производное. Оно рассматривалось не как реальность, а как воспоминание на уровне рефлексии и рассуждения о духов- ной реальности.
Для Декарта (мы берем фигуры Плотина и Декарта как персонализации мировоззренческих установок соответству- ющих эпох) сознание есть единственная несомненная реаль- ность, а уровень рефлексии и рассуждения рассматривался им как основополагающий в структуре духовного опыта.
Для Плотина сознание есть соприкосновение с иррацио- нальными, мистическими элементами духа, непрерывное общение с мировой сущностью, единой космической волей. Оно по исходу религиозно и если не полностью, то все же обязательно содержит в себе элементы религиозности. Оно по определению мистично.
В трактовке Декарта сознание имеет дело не с мистиче- ски-иррациональным содержанием, а с характеристиками предметного объективного мира. Оно утрачивает способ- ность соприкасаться с мистическим, а если и сохраняет ее частично, то в силу непросвещенности ума индивида. Чело- веку неприлично теперь быть мистиком, он становится ра- ционалистом-позитивистом.
Плотин трактует сознание как воспоминание о пережива- нии блаженства души, пребывающей в состоянии Божествен- ной простоты. Вспоминать о переживании и не переживать при этом нельзя. Поэтому, сознание для него эмоционально окрашено. Декарт не отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого всегда ориентированы на очищение от эмоционально-личностных переживаний и эмо- ций. Мышление претендует на бесстрастность.
Сознание в плотиновском толковании существует для другого: для воспоминания о чем-то, где оно не присутство- вало. Сознание-мышление в декартовской трактовке бытий- ствует для себя, оно размышляет о себе, погружается в себя как единственную и несомненную реальность. Мысль само- порождает мысль, а потому она претендует на то, чтобы быть исходным данным Универсума. Действительно, ни о чем нельзя сказать, что достаточно мне о нем помыслить, чтобы оно существовало. Напротив, достаточно мне помыс- лить, что я мыслю о чем-то, как эта мысль существует. У
мышления есть особая способность: давать себе самому су- ществование. Когда мы говорим о других вещах, то'мы всегда различаем их существование и то, что мы о них ду- маем. Но для того, чтобы существовала мысль, достаточно просто помыслить. Когда я мыслю, я даю мысли существо- вание. Это и дало возможность идеализму объявить созна- ние единственной несомненной реальностью.
Плотин, признав сознание вторичным, не может даже помыслить, чтобы начать философствование с признания «я» и сознания чем-то основополагающим. Декарт, напро- тив, именно так реализует акт филофствования. В этом и проявляется дух новой культуры «без Бога»: исходной точ- кой отсчета для понимания мира, истории становится чело- век и его сознание. Все, что совершается и наблюдается в мире и истории, связывается только с его творческой дея- тельностью. Ничто, взятое помимо человеческой деятельно- сти, не допускается в качестве утверждения о мире.
И наконец, по Плотину, сознание не занимает всю сферу духовного опыта: выше него и первичнее него находится без- молвная, не осознающая себя, т. е. бессознательная, жизнь нашего «я» в Боге. Бессознательное пребывание души в еди- нении с Божественным определяет содержание сознания и сам факт его существования. Сознание есть как бы антенна, подключенная к Космосу, Богу. Декарт не прибегает к помо- щи бессознательного для объяснения сознания по той причи- не, что для него сознание, отождествленное с рефлексией и размышлением, способно прояснить, высветить все, даже са- мые темные уголки духовного внутреннего мира человека, а потому бессмысленно говорить о бессознательном. Сознатель- ное преобладает в человеке над бессознательным; если учесть, что в связке «сознание-бессознательное» под последним, вплоть до Нового времени, понималось мистическое содержа- ние духовного общения с Богом, то многие религиозные фи- лософы Нового времени рассматривали в преобладании со- знательного над бессознательным «признак близости конца для человечества» (Эд. фон Гартман).
Признав сознание чисто интеллектуальной деятельностью субъекта, философы Нового времени явно или неявно исхо- дили из следующих допущений относительно природы созна- ния. Во-первых, считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз. Например, простран- ственно-временные формы созерцания, категории рассудка и пр. остаются постоянными в любых повторах их использова- ния. А так как содержание сознания сводилось к предметно-
му, то его можно преобразовывать, перестраивать, держа сам этот процесс обработки данных сознания под контролем само- го же сознания. Совершенно очевидно, что так обращаться с содержанием сознания в плотиновском его понимании абсо- лютно невозможно, ибо, как отмечалось ранее, состояния Бо- жественной простоты не могут повторяться, воспроизводиться по желанию бесконечное число р.чз с постоянным и одинаково формализуемым содержанием.
Во-вторых, содержанием сознания признавалось только такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюда- емости: сознание должно «уметь» рационально воспроизвести свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в. ка- кую-то схему— структуру— образ, причем, при желании повто- ра такой развертки, оно должно уметь это сделать без особых затруднений. Вне всякого сомнения плотиновские состояния откровения не являются такими состояниями, которые можно наблюдать в рефлексии сколько угодно раз, сохраняя при этом неизменной его форму и содержание.
Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические Компоненты опыта сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики, а поскольку была признана участность сознания в конструировании мира явле- ний, то возникло убеждение, что весь мир и все вещи созданы и существуют по правилам логики, хотя не всегда целесооб- разно и полностью совпадая с ними* Отсюда и родилась на- целенность сознания: переделать все, подправить, улучшить в соответствии с этой логикой. Сознание перестали отличать от познания. Люди создали образ мира, соответствующий струк- туре их духовного опыта. Человек «принужден» был «жить в тех категориях, в которых он мыслит» (Л. Шестов). Мыслит же он в категориях не экзистенциальных, а логических. Чело- век Нового времени воспринимал такой образ мира и такой способ своей жизни как само собой разумеющееся, ибо каково сознание, таково и бытие человека, и наоборот.
|