![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основываясь на общеизвестных методических требованиях, хотелось бы дать еще несколько рекомендаций.
Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, предельно ясно сформулированными и краткими. Педагогу ни в коем случае нельзя повышать голос, ругать ребенка за неправильно выполненное задание: это может вызвать у него чувство неуверенности и тревожности. Ошибки не исправляются, педагог (или родители) лишь указывают на них, предлагая ребенку самому решить, как сделать правильно. Ребенка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример. Столы для работы должны быть удобны и соответствовать росту детей. Свет должен падать с левой стороны. Взрослому следует следить за позой ребенка. Для работы понадобятся: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, ручки. Следите за тем, чтобы Ваши воспитанники не исправляли ошибки, зачеркивая или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку), не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности. Работая по предлагаемой нами методике, помните: мы даем лишь суть и последовательность заданий. Как их называть, какие игровые приемы, методы поощрения, сюрпризные моменты и даже варианты графических упражнений использовать в работе с детьми, — дело Вашей инициативы, творчества.
Первое занятие желательно построить следующим образом. Нарисуйте в тетради в клеточку четыре квадрата. Покажите их детям. Задайте следующие вопросы: как называется эта фигура? Сколько у нее сторон? Покажите левую сторону, правую, верхнюю, нижнюю сторону? Сколько углов у квадрата? Покажите верхний правый угол, верхний левый, нижний правый, нижний левый угол. Сколько маленьких квадратов-клеточек в большом квадрате? Сосчитайте их. Аналогично рассматриваются второй и третий квадраты. Далее внимание детей обращается на последний квадрат: какой он маленький, сколько у него сторон, сколько углов. Дети должны показать и назвать их, поставить точку в центре квадрата-клеточки. Взрослый обобщает: первые три квадрата состоят из маленьких квадратов-клеточек, а последний, самый маленький, сам представляет собой клеточку — он так и называется «клеточка». Предлагает детям рассмотреть лист тетради (он весь разрисован клеточками) и найти клеточки в нижней части листа, в центре и т.д. Если дети испытывают затруднения, предложите им обвести цветными карандашами 20—30 клеточек, найти все красные клетки, все синие, одну зеленую и т. п. Затем самим нарисовать несколько клеточек и только после этого приступать к занятиям. Детям в тетрадях даются образцы (см. рисунки). Дети внимательно их рассматривают и слушают словесную инструкцию взрослого: «Смотри на начало строки и делай так же до ее конца». Задание 1
Задание 2 Задание 3 Примечание. Если дети испытывают трудности при выполнении этого задания, предложите им игру «Иду по следу». Поставьте простым карандашом точки в каждой клеточке до конца строки. Предложите детям пофантазировать: «По этой дорожке прошел нарушитель границы и оставил еле заметные следы. Вы пограничники и должны обнаружить нарушителя, идя по его следам. Возьмите цветной карандаш и поставьте им точки на месте следов нарушителя». Задание 4
Задание 5
Примечание. Словесную инструкцию взрослый подкрепляет показом выполнения задания на доске, сопровождая его ритмичным счетом: «Раз, два, три. Окошко. Раз, два, три. Окошко» и т.д. Задание 6 Задание 7 Задание 8
* * * Примечание. Обратите внимание: если ребенок научится видеть и отмечать центр клеточки раньше (до 10-го задания), часть предлагаемых заданий можно не давать. Задание 11 Примечание. При выполнении 11-го задания целесообразно дать детям более развернутую инструкцию: «Найди уголок клетки и поставь в нем точку. Следующую точку поставь точно под ней, следующую — напротив верхней и так дальше: вверху, внизу, вверху, внизу...». Умение фиксировать уголок клетки готовит ребенка к следующему блоку заданий — «Палочка» (соединяя верхнюю и нижнюю точки, мы фиксируем сторону клетки).
Задание 12
Задание 13 Задание 14
Примечание. Если дети научатся видеть и фиксировать уголки клетки быстро, можно задания 12-15 опустить. Задание 16 Примечание. Давая словесную инструкцию, обратите внимание детей на то, что поставленная точка делит сторону клеточки пополам.
Задание 17 Работая над блоком «Точка», помните о том, что самое главное — научить детей видеть и фиксировать центр кле-точки, ее угол и сторону. Обращайте особое снимание на то, чтобы дети не рисовали маленькие кружки, а ставили точ-ки. Если детям трудно выполнять задания этого блока, пе-реходите к следующему, но по мере выполнения заданий бло-ка «Палочка» возвращайтесь к заданиям первого блока.
Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Примечание. Это задание обязательно должно сопровождаться показом его выполнения на доске с тем, чтобы ребенок научился видеть пространство клеточки и делить его пополам.
Задание 30 БЛОК «ПАЛОЧКА» Задания в этом блоке выполняются также, как в блоке «Точка».
Задание 26 Примечание. Выполняя задание, дети повторяют вслед за взрослым: «Палочка, точка вверху, точка внизу; палочка, точка вверху, точка внизу...», тем самым они постепенно приобретают умение диктовать самим себе.
Задание 28 БЛОК " ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА" Все задания этого блока, как и предыдущих, выполняются по образцу, данному в тетради.
Задание 38 Примечание. Прежде чем дети начнут выполнять задание, обратите их внимание на элементы, из которых состоит предлагаемый им образец: две наклонные вправо палочки — наискосок, точка в центре клеточки и т.д. Слыша словесную инструкцию и видя образец, ребенок учится распределять внимание, а выполняя задание — управлять своими действиями.
Задание 40
Работая над заданиями блока «Палочка», обращайте внимание на свою речь: употребляйте не «примерные» названия, а точную терминологию: вертикальная палочка, горизонтальная палочка, наклонная влево, наклонная вправо. Выполнив 37 заданий, дети должны научиться видеть клеточку, определять ее центр, угол и сторону (задания первого блока), проводить вертикальные, горизонтальные палочки, палочки с наклоном, делить клеточки пополам по вертикали и горизонтали (задания второго блока). Задание 44 Задание 45
Задание 46
Задание 47
Примечание. Выполняя это задание, дети учатся изображать ломаную линию непрерывно, поэтому на образце обязательно стрелочками укажите направление начертания линии. То же самое обязательно в заданиях 48 и 49. Задание 48 Задание 49
Примечание. Обратите внимание: на образцах заданий 40 и 41 проставлены цифры, обозначающие необходимую последовательность выполнения заданий, — это очень важно. Задание 42 Примечание. С задания 42 вводится новое для детей понятие — штриховка. Необходимо объяснить последовательность ее выполнения: 1 — делим клеточку пополам по диагонали, получились два треугольника; 2 — делим каждый из них наклонной линией; 3 — рисуем наклонные линии в промежутках между уже нарисованными. Задание 43 Примечание. Появляется новый для детей элемент — палочка длиной две клеточки. Обратите их внимание на нее в словесной инструкции. ки («выглянуло солнце»), потом рисуем уголок («набежала тучка»).
Задание 55 Примечание. Перед выполнением этих заданий предложите детям сосчитать клеточки, определить направление линий и последовательность их начертания.
Задание 59 Задание 50
Примечание. См. рекомендации к заданию 42. Задание 51
Примечание. Вертикальной штриховке учим так же, как учили наклонной, т. е. в определенной последовательности; разделить квадрат пополам вертикальной линией, каждый из двух получившихся прямоугольников разделить пополам вертикальной линией, начиная с левого прямоугольника и т.д. Задание 52
Задание 54 Примечание. Не забывайте стрелочками указывать направления движений руки при выполнении заданий. Порядок выполнения задания 54: сначала ставим точку в середине клет- Задание 67
Задание 68
Задание 69
Задание 70
Задание 71 Задание 72
Задание 73
Задание 60 Задание 61 Задание 62 Задание 63 Задание 64 Задание 65 Задание 66
Задание 77 Задание 78 Задание 79 Задание 80 Задание 81 Задание 82 Задание 83
Примечание. Выполнив 75 заданий (с учетом дифференцированного подхода, основанного на индивидуальных отличиях детей), дети должны усвоить достаточно графических умений, научиться ориентироваться на плоскости, понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, организовывать свою самостоятельную деятельность, что позволяет приступить к графическим диктантам — сначала по зрительному образцу, потом по восприятию на слух. Задание 76 Примечание. Предложите детям внимательно рассмотреть узор на доске. Ведя указкой по линиям, медленно говорите: «Клеточка вправо, клеточка вверх, клеточка вправо, клеточка вниз, клеточка вправо и т.д.» Потом предложите рассмотреть образец в тетради и спросите: «Можете ли вы продолжить узор сами?» Если ребенок (каждый в отдельности) ответит утвердительно, он начинает работать. Если испытывает затруднения, повторите словесную инструкцию и нарисуйте в его тетради еще два фрагмента узора (время работы не более 2 минут).
Примечание. Обязательно покажите ребенку последовательность выполнения задания, чтобы он не рисовал в произвольном порядке треугольники, — принцип работы показан на рисунке (см. ниже).
Примечание. Ребенок выполняет эти задания по образцу, данному в его тетради, и словесной инструкции, обращенной индивидуально к нему. Задание 100
Задание 101
Задание 102
Задание 103
Задание 104 Задание 105
Задание 94 Задание 95 Задание 96 Задание 97 Задание 98 Задание 99
Примечание. Последовательность выполнения этого задания обозначена цифрами на образце. Словесная инструкция не требуется.
Примечание. Последнее задание готовит ребенка к выполнению следующего, в котором остается лишь соединить наклонными линиями углы клеток, — получится «стеклянный куб».
Задание ПО Задание 116
Задание 117
Задание 118 Задание 119
Задание 120 Задание 121 Задание 122 БЛОК «ДУГА» Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на графический (зрительный) образец в тетради — взрослый словесных инструкций не дает. Может помочь, но только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Целесообразно предложить детям дополнительное задание на развитие воображения: самим придумать названия для предлагаемых заданий.
Задание 112
Задание 130 Задание 131 Задание 132 Задание 133 Задание 134 Задание 135
Задание 123 Задание 124 Задание 125 Задание 126 Задание 127 Задание 128 Задание 129 БЛОК «ПРЕДМЕТНАЯ ФИГУРА» Задания этого блока можно вводить после того, как дети, быстро схватывающие новый материал и хорошо его усваивающие, выполнят задания блока «Геометрические фигуры». Прежде чем дети приступят к выполнению заданий, т.е. копированию предлагаемых рисунков, познакомьте их со следующими правилами. 1. Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит. 2. Определить (сосчитать) количество этих элементов. 3. Решить, с чего (с какого элемента) лучше начать. Задание 140. «Тележка»
Задание 137 Задание 138 Задание 139 Задание 144. «Гриб»
Задание 145. «Огурец»
Задание 146. «Окно»
Задание 147. «Неваляшка»
Задание 148. «Узор»
Задание 141. «Часы-ходики» Задание 142. «Зонтик» Задание 143. «Цыпленок»
Задание 153. «Кошечка» Задание 154. «Бабочка» Задание 155. «Катушки» Задание 156. «Паровоз»
Задание 150. «Цветок» Задание 151. «Девочка-куколка»
Задание 152. «Лес»
Задание 160. «Кот» Задание 161. «Избушка» Задание 162. «Карандаш»
Задание 157. «Самосвал» Задание 158. «Ракета» Задание 159. «Пароход»
Задание 166. «Озорник» Задание 167. «Пеликан» Задание 168. «Муравей»
Задание 163. «Гусеница» Задание 164. «Девочка» Задание 165. «Лошадь» Задание 171. «Инопланетянин, робот»
Задание 172. «Овечка» Задание 169. «Заботливый скворец» Задание 170. «Буратино» БЛОК «УГАДАЙКА» Задания этого блока кроме конкретной цели — подготовки руки ребенка к письму — направлены на решение одной из важнейших задач дошкольного обучения — развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать. Взрослый рисует в тетради ребенка геометрическую фигуру, часть какого-то задуманного им предмета и т.д. и предлагает подумать и решить, что это может быть, нарисовать или назвать возможный предмет (вещь, животное, явление природы и т.п.). Помощь взрослого не исключается: ведь от ребенка требуются не только определенные графические навыки, но и знание того, из каких форм состоят знакомые ему предметы.
Задание 174 Задание 173. «Штангист»
Задание 182 Задание 183 Задание 184 Задание 185 Задание 186 Задание 187
Задание 176 Задание 177 Задание 178 Задание 179 Задание 180 Задание 181
Задание 194 Задание 195 Задание 196 Задание 197 Задание 198 Задание 199
Задание 188 Задание 189 Задание 190 Задание 191 Задание 192 Задание 193 БЛОК «СОПРОВОЖДЕНИЕ» Задания этого блока направлены на закрепление и совершенствование умений, в той или иной степени формируемых при выполнении заданий всех блоков предлагаемого нами пособия, т.е. умений слушать инструкцию (словесную) взрослого и выполнять задание в соответствии с ней. Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, взрослый должен хорошо знать основные правила «диктовки». 1. Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз). 2. Не называть количество элементов можно в одном-един-ственном случае: если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево. 3. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество. Перед выполнением предлагаемых в этом блоке графических диктантов поработайте с детьми над упражнениями так называемой «мозговой гимнастики», предложенной в пособии Н. П. Локаловой «90 уроков психологического развития младших дошкольников». 1. Активизация руки. Это упражнение улучшает зрительно-моторную координацию. Вытянутую вверх правую руку прижать к уху, другой рукой обхватить локоть поднятой. Медленно выдохнуть воздух через сжатые губы и одновременно с силой толкать кисть правой руки левой рукой вперед, назад, к себе, от себя. 2. «Шапка» для размышлений. Это упражнение активизирует внимание, улучшает ясность восприятия. Надеть «шапку», Задание 200 Задание 201 Задание 202 Задание 203
Диктант 4 Диктант 5 Диктант 6 Диктант 7 Диктант 8 Диктант 9 т. е. очень осторожно загнуть уши от верхней точки до мочки (3 раза). Первые 12 графических диктантов даются с опорой на словесное и зрительное восприятие, а последующие — с опорой только на зрительный образец. Перед выполнением заданий вспомните с детьми основные графические навыки, усвоенные ими на предыдущих занятиях, а также понятия «лево» и «право». Первый диктант проводится с участием детей. Например, взрослый напоминает: линия не должна прерываться. Спрашивает: «С чего мы начинаем? (Ответы детей. С определения точки начала узора.) Если я скажу: провести две клеточки вверх, что вы сделаете? (Ответы детей.) А если две клеточки вправо? (Ответы детей.)» И т.д. Во всех диктантах узор должен быть повторен 3—4 раза. При оценке работ детей отмечайте прежде всего их достоинства, не исправляйте неточности, а лишь указывайте на них.
|