Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истоки и сущность утопического коммунизма во французском Просвещении
Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Г.Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье. Габриэль Мабли (1709 – 1785 гг.) философ, историк, писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции. Габриэль Мабли: – подвергал суровой критике философию Просвещения в целом. Называл свое время «веком болтовни и парадоксов»; – отвергал и материализм, и деизм; – считал, что атеисты, материалисты, деисты схематично подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, не уделяют внимания морали; – главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; – был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, оказывают страсти, любовь к себе, тяга к удовольствиям; – считал, что сама природа человека заставляет его жить в обществе; – был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы; – идеалом общества видел первобытно-общинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей; – считал, что его идеалы неосуществимы на практике. Частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости. Если народ и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма. Франсуа Бабеф (псевдоним – Гракх Бабеф) (1760 – 1797 гг.) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Франсуа Бабеф: – отвергал все философские теории, которые, не имели целью принесение народу счастья; – подвергал жесткой критике существующее общество и государство; – главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных; – считал лучшим и практически осуществимым общество, где: а) нет классового деления и частной собственности; б) вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; в) существует полное экономическое и политическое равенство и совместный труд; – был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. В XIX и ХХ вв. учение Франсуа Бабефа о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании получило название бабувизма и нашло много сторонников. Клод Сен-Симон (1760 – 1825 гг.) продолжил традицию утопического социализма во Франции, а именно: – выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; – видел в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества экономику (экономический детерминизм); – выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим; – целью философии видел создание лучшего, разумного общества; – лучшее общество то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; – в качестве лучшего Сен-Симон видел «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу. Критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут способности человека, так называемая «иерархия способностей». Будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану, чтобы избежать перепроизводства или дефицита; – руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса», то есть буржуазия, но не в качестве собственников, а в качестве управляющих. Также Сен-Симон считал, что: – пролетариат и буржуазия сольются в один индустриальный класс; – оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества; – считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем – общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное; – выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат». Франсуа Фурье (1772 – 1837 гг.) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Основные положения философии Ф.Фурье: – буржуазная мораль лжива; – атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее; – человек, история, общество развиваются по законам природы; – буржуазное общество имеет три основных вида противоречий: 1) между личными интересами буржуазии и общественными интересами рабочего класса; 2) социально-экономические; 3) моральные (буржуазный брак и т.д.); – идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу
|