Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование идеологии декабристов
Первые русские революционеры-декабристы были борцами против крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступили 14 декабря 1825 года в Петербурге, столице Российской Империи, на самой главной площади - Сенатской площади. По месяцу восстания они и называются декабристами. В чем истоки декабризма? В исторической литературе довольно полно раскрыт вопрос о причинах декабристского движения. Главными причинами были социально-экономические противоречия, вызванные развитием капитализма в недрах феодальных отношений. Россия развивалась в русле общеевропейского экономического и социального процесса. Сами декабристы воспринимали, прежде всего, внешние проявления противоречий, а именно: непомерное угнетение крестьян, вызванное крепостным правом, отсутствие свободы личности, бедственное положение всех слоев народа. «Рабство крестьян, - отмечал в своих показаниях П.И. Пестель, - всегда сильно на меня действовало». Несправедливое, жестокое обращение помещиков с крестьянами называли причиной развития свободомыслия и другие декабристы. Критика крепостного права вела свое начало от А.Н. Радищева, с взглядами которого были знакомы многие просвещенные люди начала XIX века. Резко бичевали крепостничество также А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, А.С. Грибоедов и другие. О знакомстве будущих декабристов с произведениями этих авторов и об использовании их в целях пропаганды освободительных идей свидетельствуют их мемуары и показания во время следствия. Многих современников и последующие поколения поражало обстоятельство: сами декабристы лично не страдали от крепостного права, а, наоборот, за немногим исключением, были богаты, знатны, могли жить в роскоши как раз за счет эксплуатации крестьян, и, тем не менее, шли на эшафот во имя изменения существенного строя. Что же двигало этими людьми? Ответ может быть только один: любовь к Родине, к своему народу. Декабрист П.Н. Свистунов писал в 70-е годы XIX в.: «Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышляющие переворот в России, подвергались неминуемой потере всех имуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к Отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью». Особую роль в развитии патриотизма будущих декабристов сыграла Отечественная война 1812 года, в которой участвовало большинство из них. Офицерами сражались под Бородино 65 будущих декабристов. Семеро из них (П.И. Пестель, М.С. Лунин, В.Ф. Раевский, М.Ф. Митьков, А.Ф. Бригген, А.А. Кавелин, П.Н. Семенов) получили после сражения золотые шпаги с надписью «За храбрость». А И.С. Палово-Швейковский в войнах с Наполеоном был награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». «Мы были детьми 1812 года, - писал через много лет М.И. Муравьев-Апостол. - Жертвовать всем, даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм». Во время Отечественной войны будущие декабристы увидели народ в благородном деле освобождения Родины и всей Европы от ига Наполеона, но после войны царизм опять загонял освободителей в ярмо рабства и деспотизма. В годы войны армия почувствовала себя не пассивным орудием верховного командующего, а силой, действующей на широкой арене крупных событий; походная жизнь разбила строй парадной муштры; поневоле сближала офицеров с солдатами в боевом товариществе, а долгое пребывание войск за границей расширило их кругозор: знакомило с культурой, иным складом понятий и отношений. Недовольство муштрой, когда войска вернулись на Родину, усилилось в воинских частях. «Заново приучить полки к порядку» было трудно. Между тем опыт войны показал офицерам бесполезность, прямой вред господствующей плац-парадной фронтомании и жесткой палочной дисциплины для воспитания войск и их боевой подготовки. Упразднение военных поселений стало одним из непременных требований. Будущие декабристы воспитывались в обстановке надежд («дней Александровых прекрасное начало!..»), а пришли к активной общественной жизни в ситуации всеобщего отчуждения от власти. Молодое поколение 30-летних образованных офицеров, победителей Наполеона вплотную подошло к осознанию собственных представлений о путях развития России и облике власти. Радикализм избираемых им средств обострялся тем, что они не были политически востребованы. Первым симптомом расхождения императора с армией можно считать выступление солдат Семеновского полка в 1820 г. Важно подчеркнуть, что это был 1вардейский, элитный полк, любимый императором, - тем эмоциональнее была его реакция, а расхождение императора и «декабристского офицерства» стало необратимым. С трудом удалось двинуть к семеновским казармам егерей и конную гвардию. Движение не разрослось, характера восстания не приняло, однако даром опыт не прошел. Семеновцев разбросали по разным воинским частям, где они сыграли свою роль в росте протестующих настроений в армии и в подготовке отдельных ее частей к активному выступлению, особенно к южной армии. Политика Александра I в отношении крестьянского вопроса была таковой: он не отвергал в принципе решение этого вопроса радикально, но решительно отвергал всякий почин. Так, на записку «О крестьянском состоянии», составленную в 1819 году Н.И. Тургеневым, император отозвался, что «выберет, что найдет лучшим из поданных ему записок и что-нибудь сделает, когда найдет нужным». Далее, он отрицательно отнесся к предложению «учредить общество для содействия освобождению крестьян», к которому примкнули такие представители, как граф М.С. Воронцов, князь А.С. Меньшиков, граф Потоцкий, князь Вяземский и братья Тургеневы. Сторонникам реформы, хотя бы самой умеренной, пришлось лишний раз убедиться, что никакой реформы не будет. Вместо прогрессивной реформы - усиление полицейского сыска и надзора, крепостного гнета; в военных частях - фронтомания, произвол; в государственном хозяйстве - слабые попытки наладить устойчивость денежного обращения, усиление обложения налогами, затраты больших народных средств на содержание громадного правительственного аппарата. В связи с восстанием в Семеновском полку, Александр I был сосредоточен только на защите монархической власти. Основные идеи декабристов складывались в первую очередь как следствие оценки внутреннего положения в России. Но нельзя отрицать и внешнее влияние на формирование идеологии и программ декабристов. Декабристская идеология формировалась не в стороне от общего направления передовой европейской философской мысли. Большинство будущих декабристов читали в подлинниках работы Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и других передовых мыслителей. В показаниях декабристов, в их записках отмечалось, что они жадно и глубоко знакомились с теми работами, в которых хотели найти ответы на волновавшие их вопросы об отмене крепостного права, о содержании конституций, о государственном устройстве передовых стран. На допросе М.П. Бестужев-Рюмин сказал: «Первые либеральные мысли почерпнул в трагедиях Вольтера». Большое влияние на декабристов оказала отмена феодальных отношений во многих странах Европы в начале XIX века Отмена феодального угнетения проводилась под весьма притягательными лозунгами свободы и равенства, хотя на самом деле речь шла лишь о замене ее буржуазной эксплуатацией. Кодекс Наполеона, провозгласивший равенство всех граждан перед законом, охрану буржуазной собственности, был введен в 1804 году во Франции, затем в Италии, Нидерландах, Бельгии, в отдельных немецких княжествах, в ряде швейцарских кантонов и в герцогстве Варшавском. Вслед за Францией последовали революции в Испании, Неаполе, Португалии, Швеции, Норвегии, Пьемонте, Греции. В показаниях И.Д. Якушкина, В.И. Штейнгеля, П И. Пестеля признавалось влияние на них «благородного примера» революций в других странах. Во всех общественных движениях первой четверти XIX века характерно стремление к политической свободе и национальной независимости. Буржуазная революция в Испании (январь — март 1820 года), июльская - в Неаполе, пьемонтская вспышка в марте 1821 года - были сочувственно встречены во всех странах, в том числе и в передовых кругах русского общества. Еще сильнее был общественный отклик на греческое восстание (1821-1827 гг.). Русское правительство не поддерживало греков в их стремлении обрести независимость, т.к. знало, что это восстание вызовет революционное движение в других странах. Политика Александра I в Польше вызывала осуждение. Организация вновь приобретенных земель бывшего Варшавского герцогства в особое конституционное королевство под властью русского императора, представлялась его личным делом, не со- I пасованным с интересами империи, а проект соединения с польским королевством всех литовских, белорусских и украинских земель в границах Речи Посполитой до разделов вызывал еще боте резкое осуждение. В России и в европейских странах были недовольны политикой Александра I, который возглавлял священный союз, т.к. он вмешивался в европейские дела, и задачей его была самостоятельная политика в Европе. Среди предпосылок декабризма в исторической литературе редко называют масонское движение, хотя многие декабристы были масонами долгие годы. При Александре I наступил «золотой век» масонских лож. Масонами были С.Г. Волконский, П.И. Пестель, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и другие. Что же привлекло в масонстве, и что потом оттолкнуло от него будущих декабристов? Влекли лозунги «братства, любви и равенства», а также призывы к нравственному совершенствованию, к распространению образования, знаний. Однако близкое знакомство с масонскими идеями у многих вызывало разочарование и отход от масонства. Будущих декабристов раздражала нелепость обрядов и сложность ритуалов, явное пустословие на собраниях. Коренные причины разрыва их с масонами лежали глубже, в области убеждений и отношения к окружающей действительности. Масоны категорически отрицали революционную борьбу с самодержавием. Масоны стремились к власти, но цепи их были эгоистическими. Декабристы же были за уничтожение рабства и крепостничества. В полном противоречии с взглядами декабристов было отрицание масонами всего национального. Под фразеологией - любовь ко всему человечеству, объединение всего человечества в одно «семейство братьев» - они отрицали отечество. Декабристы же были подлинными и горячими патриотами, ибо нельзя любить всё человечество, не любя, прежде всего, своего народа, своей Родины. Недаром «Союз Спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». В 20-е годы масонские ложи продолжали тайно функционировать, но декабристы уже не имели к ним никакого отношения. Создавая тайные общества, будущие декабристы воспользовались организационным опытом масонов, ввели строгую конспирацию, централизацию, дисциплину, проверочный срок для вновь вступающих, в течение которого им не сообщали «полную тайну». Соблюдение строгой конспирации долго не позволяло полиции обнаружить Южное и Северное общества, хотя она и создала в армии целую сеть секретных агентов. Декабристы оформились в обстановке реализации прав, дарованных Манифестом «О вольности дворянства» 1762 года и закрепленных «Жалованной грамотой дворянству» 1785 года и победоносного утверждения России в ранге великой европейской державы. Это было время мечтаний нравственной направленности и убеждения в том, что «история прошлого есть поучение будущему» (как формулировал Герцен). Для конца XVIII - начала XIX века был характерен подъем историко-патриотического сознания, интереса к прошлому своего отечества. Это нашло отражение в организации системы воспитания отечественной историей, которая была направлена на формирование представлений о чести, личном достоинстве, манерах поведения, понятий о долге благородного россиянина, представлений о российском патриотизме. Инициаторы движения не искали поддержки вне военной сферы. По всему складу своих воззрений и настроений, по своему классовому составу они искали путь к «благоденствию» через «спасение» страны от деспотизма и от «революционной анархии» путем государственного переворота - захвата власти военными, рассчитывая притом на возможное соглашении с теми или иными представителями старой правительственной власти, которые пойдут под давлением обстоятельств на серьезные уступки и примут к выполнению основные требования восставших.
|