Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Детский оздоровительно-образовательный лагерь – Педагогическое пространство организации досуга школьников






2.1 Детский оздоровительно-образовательный лагерь: понятие, структура, функции

Детский лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 17 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04. № 170 ФЗ.

Отдых детей и их оздоровление - это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований".

Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений - это " организация отдыха детей и их оздоровление - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления" [///].

Перед началом аналитического исследования детского лагеря, как досуговой формы социально-культурной деятельности, необходимо обратиться к истории появления и развития лагерей.

В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста.

Функции: -социальная - это накопление опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе;

-коммуникативная - умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, доброжелательная настройка коллектива;

-развивающая - образовательная - воспитательная - это развитие познавательной активности детей, их эрудиции и сообразительности;

-досуговая - это воспитание культуры свободного времени.

Грамотное сочетание и выполнение всех целей работы детского лагеря, дает возможность для его организованного функционирования.

Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского лагеря необходимо понять, что представляют собой типы детских лагерей.

В настоящее время существует множество классификаций детских лагерей:

По времени деятельности:

-круглогодичные - работают в течение всего года;

-сезонные - работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (горнолыжные базы) и весенних каникул;

-лагерь выходного дня.

По месту проведения:

-стационарные - расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах;

-палаточные - могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток;

-выездные - лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены - одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах.

По типу размещения: круглосуточные, дневные, с размещением в семье местных жителей.

По содержанию программы пребывания: спортивные; языковые (лингвистические);

-для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические);

-для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа. В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа. [10]

За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Основное направление деятельности - спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты - Лидерский лагерь, Коммунарский и т.д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь организуется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т.д. Часто реализуется за счёт того, что родители " в складчину" осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Тематический (профильный) лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Профильный или тематический лагерь - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся. [11, c.37]

Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Необходимо обратить внимание, насколько разнообразен вид деятельности лагерей, в зависимости от интересов и целей, преследуемых организаторами детского отдыха.

Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретных условиях (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

-социально-педагогическая защита детей;

-предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

-формирование и развитие личностных качеств детей;

-увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

-адаптация или реадаптация детей в обществе;

-компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

-дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами. [15]

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.

Основные виды услуг, предоставляемых детям в учреждениях отдыха и оздоровления:

-услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей;

-медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

-педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

-психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания;

-правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов;

-услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

-услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

-информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении.

Под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми, проводимая, например, как смена юных техников, туристов-спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, актива детских и молодёжных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п. Смена проводится в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием учеников и воспитанников.

Комплектуется смена профильного лагеря в первую очередь из победителей и призёров предметных муниципальных, региональных и зональных олимпиад, смотров, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, активистов детских и молодёжных объединений, а также ребят, достигших наивысших результатов в образовательной и творческой деятельности в рамках системы общего, начального профессионального и дополнительного образования детей.

В смены профильного лагеря, лагеря труда и отдыха принимаются подростки до 17 лет включительно, если это предусмотрено программой содержания деятельности смены лагеря.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с учениками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания.

Под сменой лагеря труда и отдыха (трудовое объединение школьников - ТОШ) понимается форма практического приобретения детьми и подростками трудовых навыков, привлечение их к общественно полезной деятельности. Вырабатываются навыки здорового образа жизни во время каникул (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время существует достаточно много типов детских лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг.

Программа оздоровительного лагеря

Название лагеря: Детский оздоровительно – образовательный лагерь «Дружба»

Количество детей на смене: 150 детей (2 смена)

Срок реализации программы: программа реализовывалась в летний период со 2 июля – по 23 июля (смена 21 день)

Цель программы:

1.Создать благоприятные условия для всестороннего развития школьников;

2.Воспитать в детях чувство патриотизма;

3.Приобщить подрастающему поколению духовные, культурные ценности;

4.Формировать в ребенке самостоятельность и ответственность за свою деятельность;

5.Привить любовь к фольклору - устному народному творчеству;

6.Ознакомить детей с обычаями и традициями разных народов.

Решение поставленных задач позволяет реализовать цель данной программы - организация летнего отдыха детей, обучающихся в Дульдургинском районе

Таблица 1. План работы в ДООЛ «Дружба»

Основные направления деятельности Формы мероприятия Результаты
Работа с педагогичес- ким коллективом, с обслуживающим персоналом. Беседа (знакомство с программой лагерной смены). Ознакомление сотруд- ников лагеря с обязан- ностями внутреннего распорядка.
Формирование отрядов; знакомство детей с лагерем; планирование предстоящей деятельности «Операция Уют», вечер «Огонек - знакомств» Общее представление о лагерной смене. Выбор ролей и видов деятельности
Патриотический блок: «Смотр песни и строя», игра «Зарница», ГТО, беседы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», конкурс песен военных лет. Знание и уважение к гражданской символике, знание песен военных лет.
Спортивный блок: Спортивные игры: «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол», «Пионер - бол», «Легкая атлетика», «Плавание», «Веселые старты», походы. Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, выявление спортивных лидеров, накопление методического опыта форм конкурсов и состязаний.
Творческо познавательный блок: Торжественное открытие смены, развле- кательная программа «Что? Где? Когда?», День Миньона, День Нечисти, День Нептуна, День наоборот, День Нации, Битва хоров, Х – Фактор, Минута славы, День Влюбленных, Загс, Мисс и мистер Лагеря. Приобретение знаний об организаторской, досу- гово – познавательной деятельности, выявление лидеров, раскрытие детского потенциала, массовое участие детей в вечерних мероприятиях.
Итоговый период: Общий костер, «Прощальный Огонек» кружков, Закрытие смены Подведение итогов работы служб самоуправления, временных творческих
       

Таким образом, оздоровительный лагерь должен обеспечить формирование чувства коллективизма, а также гарантировать на время отдыха социальную защиту ребенка. Лагерь должен стать «Домом» для детей, хоть и на короткое время.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал