Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях






Социальный педагог, работая в летнем оздоровительном лагере, опирается на принципы педагогики – исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода. Социальный педагог, находясь среди детей в летнем лагере, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря, окружения детей, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Ведь знания связанные с практикой, внедренной в жизнь, вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность. Таким образом, у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявить уровни воспитанности детей, зону ближайшего развития. Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам, педагогам необходимо объяснять их в упорядоченной и систематичной системе. Заранее составлять план работы, программы проведения мероприятий и выполнять их в определенной последовательности. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления детей и подростков. Поэтому материал, полученный от социального педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, дети потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог детского летнего оздоровительного лагеря учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Он выявляет детей одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех детей происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных детей имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация оного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания. Социальный педагог летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. При этом он не теряет из виду детей на различных возрастных этапах и в разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в своей деятельности и психологические особенности каждого возраста. Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию детей основывается на знаниях возрастных особенностей каждого возраста у детей. Социальному педагогу очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. Но даже эту в верную позицию можно дополнить: с другой стороны, педагог должен научить ребенка удивляться окружающему миру, себе и другим людям. В этом – широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря – это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития. [4]

Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем оздоровительном лагере. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. [9] Чтобы справиться с массой поставленных задач, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Прибыв в лагерь, первым делом необходимо выяснить места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Можно взять с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятия кружков, медпункт и т. д. К тому же это отличный способ и вам познакомиться с детьми, и им начать узнавать друг друга. Знакомство будет главной целью в первый вечер. Если в отряде есть воспитанники из одного детского дома или интерната, знакомиться предстоит с уже сложившимся коллективом. Чтобы завоевать симпатию детей, можно рассказать им о себе. Надо постараться разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда социальный педагог познакомиться с детьми, можно вместе подумать о плане занятий – и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравиться дело придуманное ими самими.

Очень важно как можно быстрее запомнить их имена. Любить детей мало – надо им нравиться. Здесь надо соблюдать правило «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. справедливо заметил А.С. Макаренко: дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою любовь к ним, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других [////].

Не заводите любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, педагогу нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т. е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе всю летнюю смену. Дело это усложняется тем, что времени, которое есть, например, в школе, у социального педагога в лагере нет. Поэтому он должен освоить приемы экспресс диагностики, т. е. для педагога годятся только те методы и методики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. Однако быстрота не должна сказываться на качестве, просто он должен четко определить, что действительно нужно знать ему о своих воспитанниках и какими уже известными и разработанными приемами сбора и фиксации этой информации лично удобнее воспользоваться.

Разумеется, основным диагностическим методом в практике социального педагога должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением и временными психическими состояниями детей в процессе их естественной жизни в лагере. Как писал Юзефавичус Т.А: он многое увидит и поймет в процессе непосредственного общения и совместной деятельности с детьми, в которых они раскрываются, естественно проявляя себя.

Еще одно из важнейших слагаемых успеха в работе социального педагога – это планирование. Создание плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы педагога с детьми. План работы социального педагога – это программа деятельности педагога по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагога. Кроме того, при составлении плана необходимо руководствоваться определенными правилами:

План должен быть конкретным (определение точных дат, времени, места и конкретных форм отрядных дел и исполнителей), реальным (учет особенностей природного и социального окружения и внутренних условий лагеря), педагогически целесообразным и сочетать различные формы организации деятельности детей, отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.

План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

При планировании важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию, что предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к воспитанникам со стороны всего состава воспитателей лагеря. Воспитанники должны быть включены в процесс разработки плана их жизнедеятельности. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия, учета эффективности воспитательной работы в целом.

Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. Работа социального педагога в лагере отличается от работы его коллег в школах и в детских дошкольных учреждениях тем, что она временная и должна быть реализована в весьма короткие сроки. По этой причине содержание основных направлений деятельности необходимо планировать, учитывая данные условия.

Содержание деятельности смены лагеря определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, так как решает вопросы социально-психологической реабилитации детей в период каникул. В период летней оздоровительной компании необходимо также формирование комплекса условий (нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильных оздоровительных лагерей, детских трудовых бригад), направленное на повышение качества педагогического процесса в целом.

Какая бы ни была направленность смены лагеря необходимо везде заботиться о здоровье детей. Детский оздоровительный лагерь в первую очередь нацелен на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей к работе могут привлекаться педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья).

Таким образом социальный педагог планирует свою деятельность в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Поэтому направления его деятельности должны соответствовать каждой из задач.

Однако важно понимать, что социальный педагог, работая в лагере, выполнят широкий спектр должностных обязанностей:

осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников;

изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни;

изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности;

осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

ведет в установленном порядке документацию, осуществляет контроль за воспитанниками;

заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника летнего оздоровительного лагеря;

участвует в организации дополнительных услуг;

обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала;

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад).

Кроме всего перечисленного социальный педагог выполняет узкий специфический круг обязанностей в зависимости от профильности лагеря: работа с детьми-инвалидами, с сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми «группы риска», с трудными детьми или детьми с девиантным поведением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью деятельности детского оздоровительного лагеря, является предоставление обучающимся права выбора вида деятельности (культурно‐ досуговая, исследовательско‐ познавательная, спортивно‐ оздоровительная, игровая, и др.); целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно - ориентированных формах воспитания, находят выражение в специфике содержания формируемого социального опыта подростков.

Жизнь детского оздоровительного лагеря содержит реальные социально‐ педагогические предпосылки формирования социального опыта подростков, так как предметно‐ практическая деятельность в избранном виде деятельности имеет социально ориентированную направленность, позволяя сочетать личный и социальный интерес.

Исходя из следующего, можно сделать вывод: чем разнообразнее спектр услуг дополнительного образования, тем ярче и активнее протекает процесс социализации детей и подростков.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы

Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере Воспитательная работа в школе. – 2011. – №2. – С.67‐ 71.

2. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание. Теория и практика школьных систем. –

М.: Педагогическое общество России, 2012. – 256 с.

3. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков:

моногр. – Челябинск: ЧГАКИ, 2013. – 336 с.

4. С. В. Сальцева. Активизация социального воспитания школьников: учеб.пособие /– Оренбург: Изд‐ во Принт‐ Сервис, 2012. – 110 с.

5. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков:

идеи и концепции // Народное образование. – 2013. – №3. – С.33‐ 41.

6. Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методич. пособие

/ С. А. Шмаков; МО РФ; Департамент по молодежн. политике. –

Липецк: Инфол, 2012. – 83 с.

7. Газета «Знамя», №27 от 29.06.2012

8. 2007 -2015 Электронная библиотека диссертаций dslib.net

9. Журнал «человек и образование» №1 (22) 2010 Е. П. Шигаева Педагогическое исследование оздоровительного лагеря.

10. bibliotekar.ru - 423/35.htm Становление Советского здравоохранения

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Артек

12. Мухина В. С. Возрастная психология М. 1999 - 77с


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал