Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые концепции финансового менеджмента






Финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Начало этому процессу было положено Г.Марковицем, который заложил основы теории портфеля. В его работах изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложен соответствующий научный инструментарий.

Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях, посвященных ценообразованию на рынке ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности, разработке новых финансовых инструментов. В 1960-е годы усилиями таких экономистов, как У. Шарн, Дж. Линтер и Дж.Моссин, была разработана модель оценки доходности финансовых активов, увязывающая систематический риск и доходность портфеля.

Наибольшую известность получила теория арбитражного ценообразования, разработанная С. Россом. В основу этой модели положено утверждение о том, что фактическая доходность акции складывается из двух частей: моральной доходности и рисковой доходности. Последняя оценивается многими экономическими факторами: рыночной ситуацией в стране, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динамикой процентных ставок.

До настоящего времени в стадии становления находятся теория ценообразования опционов и теория преференций состояний в условиях неопределенности.

Во второй половине 1950-х годов проводились интенсивные исследования по теории структуры капитала и цены источников финансирования. Основной вклад в данную область сделали Ф. Модильяни и М. Миллер.

Из всех упомянутых инноваций два направления - теория портфеля и теория структуры капитала - представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами компаний, т.к. позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы.

Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина финансовый менеджмент как наука, посвященная методология и технике управления финансами компании.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1. Концепция денежного потока.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью.

4. Концепция цены капитала.

5. Концепция эффективности рынка капитала.

6. Концепция асимметричности информации

7. Концепция агентских отношений.

8. Концепции альтернативных затрат.

 

Концепция денежного потока предполагает:

Ø идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

Ø оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

Ø выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

Ø оценку риска, связанного с данным потоком, и способы его учета.

 

Концепция временной ценности денежных ресурсов:

Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: инфляцией, риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы, оборачиваемостью.

 

Концепция компромисса между риском и доходностью:

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

 

Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

Ø рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

Ø информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

Ø отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

Ø сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

Ø все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

Ø сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1. Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.

2. Уровень дохода на инвестируемый капитал - это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: слабой, умеренной, сильной.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т.е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал