Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривая опыта или модель-матрица Бостонской консультативной группы.






Кривая опыта (стратегия Р. Паттерсона) —графическое изображение кривой, отражающей ситуацию когда при каждом удвоении объема производства затраты на единицу продукции снижаются на 20%.

Кривая опыта породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Одна из них модель-матрица Бостонской консультативной группы.

Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия:

· темп роста отраслевого рынка;

· относительная доля рынка.

Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие.

Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента. Например: если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0, 5 (10/20). Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (рис 6.3.):

Рис. 6.3. Кривая опыта или модель-матрица Бостонской консультативной групп.

В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии:

o выход на рынок (товар - " проблема" – развивающиеся отрасли). Проблемы надо решать.

o рост (товар - " звезда" – быстроразвивающиеся отрасли). Звезды надо сохранять, оберегать.

o зрелость (товар - " дойная корова" – зрелые отрасли). Дойные коровы зарабатывают доходы и делятся ими с руководством.

o спад (товар - " собака" - стагнирующие отрасли). От собак нужно избавляться, если, в них нет необходимости.

В основе матрицы БКГ лежат два предположения:

1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.

2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1. Подготовьте выступления на следующие темы:

· «Нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других». (Монтень);

· «Скупой платит дважды»;

· «Никогда не получит гармоничного применения основное противоречие человеческой жизни – противоречие между беспредельностью стремлений нашего духа и ограниченностью наших сил и нашего личного существования». (М.И Туган-Барановский)

2. Охарактеризуйте слабости (несостоятельность) рынка: причины и формы их проявления.

3. В какой форме в России и мире борются с загрязнением окружающей среды?

4. На какую деятельность предприятий распространяются корректирующие налоги и субсидии?

5. В чем проявляется критерий эффективности Парето?

6. В чем состоят проблемы фиаско российского рынка?

7. В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал