Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кривая опыта или модель-матрица Бостонской консультативной группы.
Кривая опыта (стратегия Р. Паттерсона) —графическое изображение кривой, отражающей ситуацию когда при каждом удвоении объема производства затраты на единицу продукции снижаются на 20%. Кривая опыта породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Одна из них модель-матрица Бостонской консультативной группы. Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия: · темп роста отраслевого рынка; · относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента. Например: если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0, 5 (10/20). Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (рис 6.3.):
Рис. 6.3. Кривая опыта или модель-матрица Бостонской консультативной групп. В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: o выход на рынок (товар - " проблема" – развивающиеся отрасли). Проблемы надо решать. o рост (товар - " звезда" – быстроразвивающиеся отрасли). Звезды надо сохранять, оберегать. o зрелость (товар - " дойная корова" – зрелые отрасли). Дойные коровы зарабатывают доходы и делятся ими с руководством. o спад (товар - " собака" - стагнирующие отрасли). От собак нужно избавляться, если, в них нет необходимости. В основе матрицы БКГ лежат два предположения: 1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны. 2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании. Контрольные вопросы и задания по теме: 1. Подготовьте выступления на следующие темы: · «Нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других». (Монтень); · «Скупой платит дважды»; · «Никогда не получит гармоничного применения основное противоречие человеческой жизни – противоречие между беспредельностью стремлений нашего духа и ограниченностью наших сил и нашего личного существования». (М.И Туган-Барановский) 2. Охарактеризуйте слабости (несостоятельность) рынка: причины и формы их проявления. 3. В какой форме в России и мире борются с загрязнением окружающей среды? 4. На какую деятельность предприятий распространяются корректирующие налоги и субсидии? 5. В чем проявляется критерий эффективности Парето? 6. В чем состоят проблемы фиаско российского рынка? 7. В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?
|