Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррупция не угрожает политической, экономической и общественной системам, а является их составной частью.






Переходное состояние российского общества и государства, продолжающееся в течение более длительного периода, чем это первоначально представлялось отечественным реформаторам, способствует обострению многочисленных проблем не только на государственном, но и на глобальном уровне. Не редко они пересекаются и переплетаются в связи с такими объективными факторами, как массовая информатизация и коммуникация, индустриализация, культура, а также субъективными, в которых удивительно сочетаются и противостоят человеческие достоинства и пороки. К последним мы относим коррупцию.

В русском языке термином «коррупция» обозначается «продажность», «лихоимство», «поборы». Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Такое широкое толкование коррупции означает объединение под одним названием очень разных по своим криминологическим характеристикам явлений: и хищений, и должностных преступлений, и подкупа – продажности.

Анализируя современные представления о коррупции, можно привести следующие определения: коррупция – понятие, скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как сложное социальное явление, не имеющее единственного общепринятого определения. Наиболее простым и естественным определением коррупции, по-видимому, следует считать использование должностными лицами служебного положения в корыстных целях в политике, экономике и общественной жизни.

Разложение бюрократической структуры государства, девальвация нравственных ценностей, социальная несправедливость – все эти негативные социальные явления стали проявляться ещё в нашей стране в середине 80-х г. прошлого века. Для сегодняшней России материальные, политические и морально-нравственные издержки резко возросли, что приводит к укоренению двойных стандартов; всеобщим критерием в обществе становятся деньги; значимость человека определяется размером его личного благосостояния независимо от способов его приобретения; происходит девальвация и слом моральных регуляторов поведения людей.

Значительное число представителей криминалитета либо непосредственно входят во властные структуры всех уровней, либо имеют возможность лоббировать принятие тех или иных властных решений, формируются коррупционные связи, в преступную деятельность включается всё большая часть населения. По оценкам МВД России, практически ни один сектор экономики не защищен от воздействия организованной преступности, контролируемой почти 50% частных фирм, 33% государственных предприятий и от 50 до 85% банков.

Сегодняшнее сращивание преступных элементов с должностными лицами поражает все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере, ослабляя роли государства, подрывая экономическую и политическую стабильности социума.

Коррупция не угрожает политической, экономической и общественной системам, а является их составной частью.

В этом смысле коррупция стала системным фактором развития страны, безусловно, ведущего к формированию и углублению российского кризиса. Сама проблема становится не столько правовой, сколько социальной, системной, поскольку возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих саморегулирование общества.

Экономические, социальные, политические последствия коррупции хорошо известны и не нуждаются в комментариях. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что «ликвидировать» коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, – невозможно. Речь должна идти лишь о значительном ограничении масштабов явления, введении его в «цивилизованные рамки», защите массы населения от тотальных поборов на всех уровнях – от рядового работника жилищной конторы и милиционера до представителей высших эшелонов власти.

Коррупция существует во всех современных государствах. Другой вопрос – масштабы коррупции. По данным международной организации Transparency International, последние годы Россия прочно входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира.

Видимо, вопрос выживания России сегодня прост. Борьба с коррупционной организованной преступностью в Российской Федерации состоит не в том, чтобы искоренить её, а в том, чтобы добиться минимально возможного ее уровня при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности. При этом антикоррупционная политика, включая уголовную, должна учитывать множество причин и условий, способствующих коррупционным деяниям, быть направленной на блокирование факторов, способствующих коррупционному поведению, и сдерживать коррупционные проявления на ранних стадиях развития. И здесь возрастающую роль должно играть гражданское общество, в частности его общественные институты.

Исследование явления коррупции в системе государственной службы РФ не должно ограничиваться только изучением ее социально-политологических и экономических аспектов. Сложность проблемы коррупции вызывает объективную необходимость обращения к правовой и деликтологической характеристике коррупции в системе государственной службы. Уголовный кодекс России, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержат самостоятельного состава соответственно преступления и административного правонарушения в виде коррупции. Поэтому коррупцию следует рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками. Коррупционное поведение может фиксироваться при нарушении административного, финансового, гражданского, трудового, экологического законодательства и др.

3.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал