Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИНФОРМАЦИЯ о законодательном опыте противодействия коррупции в государствах – участниках Содружества Независимых Государств ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Коррупция девальвирует демократические ценности, препятствует стабильному развитию общества, эффективному управлению и экономическому росту стран, подрывает их безопасность. Широкая интеграция государств – участников СНГ в мировую экономику, в том числе в международные кредитно-финансовые институты, наряду с позитивными политическими и социально-экономическими процессами, повлекла за собой объединение ранее разрозненных коррупционных структур, создание новых коррупционных схем и, как следствие, рост общественной опасности коррупции. Коррупционные проявления в государствах – участниках СНГ стали проблемой, без решения которой невозможно стабильное и устойчивое государственное и региональное развитие. В условиях объективно расширяющихся международных связей проблема коррупции в полной мере не разрешима в отдельно взятой стране без обеспечения эффективного сотрудничества государств в сфере противодействия коррупции. Ее преодоление относится к сфере взаимной ответственности государств и требует адекватных, скоординированных, комплексных мер противодействия на национальном и межгосударственном уровнях. Противодействие коррупции должно проводиться всесторонне, с постоянным пересмотром способов и форм борьбы с этим явлением для своевременного выявления и отказа от неэффективных мер и замены их более действенными. Одним из ведущих направлений противодействия коррупции является тесное международное сотрудничество, неотъемлемой составляющей которого были и остаются выработка и использование в законодательстве и юридической практике государств общих международно-правовых стандартов. Правовому обеспечению противодействия коррупции в СНГ уделяется повышенное внимание. 3 апреля 1999 года принят модельный закон «О борьбе с коррупцией», 15 ноября 2003 года – модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Антикоррупционную направленность имеет целый ряд других модельных законодательных актов. Ноября 2008 года в соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 годы, утвержденной Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года, принят модельный закон «О противодействии коррупции» в новой редакции. При подготовке данного модельного закона учитывались сложность и комплексность коррупции как антиобщественного явления, его универсальность, негативный характер воздействия транснациональных разновидностей коррупционной деятельности на эффективность международного политического, экономического и культурного взаимодействия. В модельном законе сформулированы цели и задачи, основные принципы противодействия коррупции и полномочия органов государственной власти в этой сфере, меры по предупреждению коррупции, которые включают в себя антикоррупционные стандарты для различных сегментов управления и экономики, механизмы прозрачности функционирования публичных и частных институтов, требования к этическим кодексам и правилам, нормы об ответственности за коррупционные правонарушения и меры по минимизации их последствий. Данный модельный закон направлен на совершенствование антикоррупционного национального законодательства с учетом принятия и ратификации многими государствами – участниками СНГ Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 года), Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 года) и других международных договоров в этой сфере. Принятые в последние годы декларации и конвенции, направлены на противодействие коррупции как мировому явлению. При этом необходимо учитывать то, что правовое обеспечение противодействия коррупции не должно сводиться к установлению ответственности за подкуп должностных лиц, оно должно включать также меры по борьбе с сопутствующими подкупу явлениями: организованной преступностью, теневой экономикой, легализацией доходов, полученных преступным путем, бюрократизацией общества и государства, кризисными ситуациями в экономике и политике. В этой связи необходимо подчеркнуть и оценить вклад Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в создание правовых стандартов противодействия коррупции, актуальность и своевременность принятия Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельного закона «О противодействии коррупции», концептуальные положения которого составляют основу проекта Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии коррупции, проходящего в настоящее время процедуру согласования. Парламентам государств – участников СНГ необходимо постоянно совершенствовать антикоррупционное законодательство, активно используя понятийный аппарат и нормы модельного закона «О противодействии коррупции».
|