Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лаконичность — один из определяющих признаков эстрадного номера.
Как будто не общий свет зажигается на сцене, и вы можете рассмотреть массу деталей, а — узконаправленный луч, который суживает мир до подробного разглядывания лишь одной части большого целого. «Общим для всех родов и жанров эстрады свойством является лаконизм, — отмечает С. Клитин. — Это понятие распространяется буквально на все стороны эстрадного искусства»8. Термин «лаконизм» является обобщающим, он объединяет большинство составляющих его признаков эстрадного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятельность, законченность. В музыке — в сонатной форме — существуют главная и побочная темы. В литературе — основная и побочная сюжетные линии. В драматическом спектакле грамотный режиссер выделяет главное и ставит на свое место второстепенное. В эстрадном номере такое невозможно, он лаконичен по своей природе. И если это условие соблюдается, то тогда в нем возникает и второй, и третий план, и появляется потрясающей силы эмоциональный образ. Поэтому, думается, правильнее было бы называть эстраду искусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее определяет как формальные, так и содержательные признаки. Эта лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе выразительных средств. Наверное, поэтому эстрадные артисты так любят деталь. Тот же А. Райкин не надевал на себя натуральный грязный костюм опустившегося человека, не делал соответствующий полный грим. Он только сдвигал пиджак чуть-чуть за плечи, каким-то немыслимым образом слегка натягивал шляпу на лоб, немного смещал свой концертный галстук в сторону — и все! Три лаконичных детали — и вы видели перед собой зарвавшегося люмпена! Конечно, при этом присутствовало потрясающей силы внутренне перевоплощение. Осознанная лаконичность в отборе выразительных средств, специальное сужение темы, концентрация внимания публики на детали — определяющие принципы режиссуры эстрадного номера. Лаконичность проявляется даже в таком формальном признаке, как количество артистов, принимающих участие в номере. Обращаясь снова к положениям о конкурсах артистов эстрады, можно обратить внимание на такое условие: в номере не должно участвовать более 4-х исполнителей. Однако бывают зрелища, формально обладающие признаками эстрадного номера, но в которых занято гораздо больше четырех исполнителей. Эстрада ли это? Да, безусловно. Но это уже не эстрадный номер в строгом понимании, а аттракцион, интермедия, дивертисмент; это — уже концертный номер. У эстрады, действительно, очень много граней, форм, разновидностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких правил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления.
Видеоматериал к теме: 1. М. Марсо «Юность. Зрелость. Старость» 2. А. Райкин «В греческом зале» 3. Д. Шостакович «Барышня и хулиган» 4. А. Редель и М. Хрусталев «Акробатический вальс»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Понятие «номер» и его происхождение. 2. Одно из главных составляющих художественной структуры эстрадного номера. 3. Место и значение драматургии в эстрадном номере. 4. Основные принципы постановки номера. 5. Организация художественной структуры эстрадного номера. 6. Различие природы импровизации в театре и на эстраде. 7. Важный признак художественной структуры эстрадного номера и особенность ее организации. 8. Различие между филармоническими и эстрадными жанрами. Приведите примеры. 9. Основные проблемы методологии создания эстрадного номера.
СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М., 1968. 2. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. 3. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986. 4. Шароев И. Многоликая эстрада. М., 1995. 5. Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады. Сб. статей. Л., 1987.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика. // Русская советская эстрада. 1917-1929. М., 1976. 2. Бернес М. Главное - неповторимость // Мастера эстрады советуют. М., 1967. 3. Богданов И. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб., 2003. 4. Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады // Сост. А.Бейлин. Л., 1971. 5. Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974.
|