Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лаконичность — один из определяющих признаков эстрадного но­мера.






Как будто не общий свет зажигается на сцене, и вы можете рассмотреть массу деталей, а — узконаправленный луч, который суживает мир до подробного разглядывания лишь одной части боль­шого целого. «Общим для всех родов и жанров эстрады свойством является лаконизм, — отмечает С. Клитин. — Это понятие распро­страняется буквально на все стороны эстрадного искусства»8.

Термин «лаконизм» является обобщающим, он объединяет боль­шинство составляющих его признаков эстрадного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятельность, законченность.

В музыке — в сонатной форме — существуют главная и по­бочная темы. В литературе — основная и побочная сюжетные линии. В драматическом спектакле грамотный режиссер выде­ляет главное и ставит на свое место второстепенное.

В эстрадном номере такое невозможно, он лаконичен по сво­ей природе. И если это условие соблюдается, то тогда в нем воз­никает и второй, и третий план, и появляется потрясающей силы эмоциональный образ.

Поэтому, думается, правильнее было бы называть эстраду искусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее определяет как формальные, так и содержательные признаки. Эта лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе выразительных средств. Наверное, поэтому эстрадные артисты так любят деталь.

Тот же А. Райкин не надевал на себя натуральный грязный костюм опустившегося человека, не делал соответствующий пол­ный грим. Он только сдвигал пиджак чуть-чуть за плечи, каким-то немыслимым образом слегка натягивал шляпу на лоб, немно­го смещал свой концертный галстук в сторону — и все! Три ла­коничных детали — и вы видели перед собой зарвавшегося люмпена! Конечно, при этом присутствовало потрясающей силы внутренне перевоплощение.

Осознанная лаконичность в отборе выразительных средств, специ­альное сужение темы, концентрация внимания публики на детали — определяющие принципы режиссуры эстрадного номера.

Лаконичность проявляется даже в таком формальном при­знаке, как количество артистов, принимающих участие в номе­ре. Обращаясь снова к положениям о конкурсах артистов эстра­ды, можно обратить внимание на такое условие: в номере не дол­жно участвовать более 4-х исполнителей.

Однако бывают зрелища, формально обладающие признака­ми эстрадного номера, но в которых занято гораздо больше че­тырех исполнителей. Эстрада ли это? Да, безусловно. Но это уже не эстрадный номер в строгом понимании, а аттракцион, интер­медия, дивертисмент; это — уже концертный номер.

У эстрады, действительно, очень много граней, форм, разно­видностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких правил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления.

 

 

Видеоматериал к теме:

1. М. Марсо «Юность. Зрелость. Старость»

2. А. Райкин «В греческом зале»

3. Д. Шостакович «Барышня и хулиган»

4. А. Редель и М. Хрусталев «Акробатический вальс»

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Понятие «номер» и его происхождение.

2. Одно из главных составляющих художественной структуры эстрадного номера.

3. Место и значение драматургии в эстрадном номере.

4. Основные принципы постановки номера.

5. Организация художественной структуры эстрадного номера.

6. Различие природы импровизации в театре и на эстраде.

7. Важный признак художественной структуры эстрадного номера и особенность ее организации.

8. Различие между филармоническими и эстрадными жанрами. Приведите примеры.

9. Основные проблемы методологии создания эстрадного номера.

 

 

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М., 1968.

2. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987.

3. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.

4. Шароев И. Многоликая эстрада. М., 1995.

5. Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады. Сб. статей. Л., 1987.

 

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика. // Русская советская эстрада. 1917-1929. М., 1976.

2. Бернес М. Главное - неповторимость // Мастера эстрады советуют. М., 1967.

3. Богданов И. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб., 2003.

4. Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады // Сост. А.Бейлин. Л., 1971.

5. Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал