Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект, предмет и функции социологии, ее структура и методы.
Термин социология состоит из двух слов: латинского soci(etas) — общество и греческого logos – наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в таком значении в 1838 году ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Основные задачи: Функции социологии: 1. Познавательная функции - изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Позволяет ответить на вопрос «Каково общество, в котором мы живем» 2. Концептуально-описательная функция, предоставляющаяисследователю и изучающему социологию определенную систему понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?» 3. Оценочная функция, т.е. осуществление оценки того или иного общества, существующие в нем организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и цепям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет, благотворно ли оно для жизни людей?» 4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос: «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?» 5. Мировоззренчески-идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?» 6. Прогностическая функция, т.е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?» 7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив варианты тех или иных изменений в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?» 8. Образовательная (обучающая) функ ция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки.
|