Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста






Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

• знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

• умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

• владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

• владение стилем профессиональной речи;

• умение определять цель и понимать ситуацию общения;

• умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

• навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

• умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

• высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; знание этикета и четкость выполнения его правил.

3. Диалогическая речь – это форма (тип) речи, состоящая из обмена репликами-высказываниями между несколькими участниками разговора (беседы, дискуссии, спора и т. п.). Основной образующей единицей диалога является вопросно-ответное единство, которое представляет собой сочетание вопроса (стимулирующей реплики) и ответа (реакции на нее). Главное отличие диалогической речи от монологической – ее реактивность. Для диалога обязательно наличие двух сторон – говорящего и слушающего, причем последний играет не менее активную роль в общении. «диалог, в котором " следствием реакции на сказанное" должны стать новые научные идеи, начинается по существу тогда, когда ученый слушает сообщение своего коллеги»

Диалогический текст состоит из диалогических единств, представляющих собой относительно автономные пары реплик, внутри которых наблюдается особенно тесная смысловая и синтаксическая связь. Специфической чертой диалогической речи является ее эллиптичность, причем она характерна для всех языковых уровней. Другая специфическая особенность диалогической речи – относительная свернутость синтаксических средств, для нее характерны простые по структуре предложения, состоящие из небольшого количества слов, – обычно это короткие простые фразы, которые не перегружают кратковременную память, позволяют собеседнику сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.

Диалогическая речь, как уже было отмечено выше, обращена к собеседнику. Обращенность научного диалога является оборотной стороной ответности, когда реплика является не только ответной реакцией, но предлагает адресату определенную информацию для осмысления и требует ответа. Именно ответность/обращенность является средством включения его в единый механизм диалогического взаимодействия. Связность в диалоге образуется путем объединения различных тематических блоков в одно смысловое целое, когда одна и та же информация включается в разные смысловые ряды, что способствует выявлению новых свойств и отношений, благодаря чему диалог стимулирует творческую мысль.

Диалогической речи присущи опора на ситуацию, неподготовленность речевого акта, она может поддерживаться компрессированными репликами, эллипсисами, словами типа да, нет, междометиями, а также неязыковыми средствами.

Не менее важным свойством диалога является соположение взаимоисключающих высказываний, связь между которыми не обоснована и не мотивирована, поскольку представляет собой реплики разных лиц - в монологе же связь между взаимоисключающими суждениями должна получить соответствующее лексико-синтаксическое оформление.

Для научной сферы общения наиболее актуальны диалог-беседа и диалог-спор. К числу лексико-синтаксических особенностей диалога-беседы обычно относят следующие факторы:

– широкое использование простых односоставных предложений с преобладанием повествовательных и вопросительных над побудительными и восклицательными;

– преимущественное использование собственно-вопросительных, а также возможно-вопросительных, реже – удостоверительно-вопросительных предложений (наряду с ними встречаются альтернативные вопросительные предложения);

– среди сложных предложений относительно часто используются сложноподчиненные и особенно изъяснительные предложения модального типа;

– частое использование неполных предложений, эллипсисов (да, нет);

– присутствие отдельных высказываний, в структурном и смысловом отношении близких к монологу.

В диалоге-беседе ведущими единицами обучения являются реплики-стимулы (инициативные реплики) и реплики-реакции (реактивные реплики).

Инициативные реплики представляют собой: запрос информации, запрос мнения, побуждение к коммуникации и т. п.

Реактивные, или ответные реплики это: сообщение информации в ответ на запрос, сообщение мнения в ответ на запрос, переспрос, инициативное дополнение информации, инициативное выражение собственного мнения и др. Особенно важными для беседы являются инициативные реплики, выражающие запрос информации, дополнение информации или выражение собственного мнения.

Основная литература с указанием страниц ОЛ: 1[90-138];

Дополнительная литература с указанием страниц

ДЛ: 1 [6-16, 200-212, 213-230, 240-247]; 3 [184-284, 139-155, 165-147]; 10 [95-245, 350-397]; 12 [98-105, 119-133, 176-182, 206-242]

 

Контрольные вопросы:

1. Почему в последнее время особое внимание уделяется коммуникативному аспекту культуры речи?

1. Какова роль коммуникативного аспекта в определении «культура речи»?

2. Каково отражение коммуникативного аспекта в лексикографических источниках?

3. Назовите уровни коммуникативного круга.

4. Какими коммуникативными компетенциями должен обладать специалист для успеха в профессиональной деятельности?

5. Составьте коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.

6. Какие принципы являются важнейшими организационными принципами речевой коммуникации?

7. В каких постулатах сформулирован принцип кооперации?

8. Каковы отличия устной диалогической речи от устной монологической?

9. Каковы лингвистические особенности диалога?

10. Из чего состоит диалогический текст и каковы его специфические черты?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал