Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи обучения






Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

 

· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава Экология и Биосфера и человек. Так как эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы (в тему 1.5, 1.6). В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане. Добавлены лабораторные работы в тему 1.5 и 1.6, которые взяты их примерной программы

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.

Учебно- тематический план

Темы Кол-во часов
Введение  
Раздел 1.Уровни организации живой природы  
Молекулярный уровень  
Клеточный уровень  
Организменный уровень  
Популяционно- видовой уровень    
Экосистемный уровень    
Биосферный уровень    
Раздел 2 Эволюция органического мира.  
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле    
Раздел 4.Организм и среда  
Раздел 5. Биосфера и человек.  
Обобщение  
Итого  

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (37 ч)

ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (5 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (10 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

· Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

· Лабораторная работа № 2 Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (13ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

· Лабораторная работа № 3. Изучение изменчивости у растений и животных.

· Практическая работа №1 Решение задач по генетике

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрациягербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

· Лабораторная работа №4. Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (3 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрацияколлекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

 

Лабораторная работа № 5 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)

Практическая работа №2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

 

ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (3 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II.ЭВОЛЮЦИЯОРГАНИЧЕСКОГО МИРА(13 ч)

ТЕМА 2.7. Основы учения об эволюции (8ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволю­ции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

ТЕМА 2.8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая ис­тория развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрацияокаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

· Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13)

ТЕМА 3.1. Организм и среда (8)

Лабораторная работа .№6 Строение растений в связи с условиями жизни.

Практическая работа №3 Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе

Экскурсияв биогеоценоз. Экскурсия №1 Биоценоз леса (луга, парка)

 

 

ТЕМА 3.2. Биосфера и человек.(5)

Практическая работа №4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистем

 

 

Тематическое планирование по курсу «Введение в общую биологию» (9 класс)

№ уро ка Тема урока Кол-во ча-сов Лабораторные и практические работы (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема) Дата плани- руемая Дата факти- ческого прове- дения Оборудование Приме-чание Домаш- нее задание
  Введение.              
  Вводный инструктаж по ТБ Биология – наука о жизни.       03.09   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 1
  Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.         07.09       § 2 § 3, «Биология в школе» 4/2006 «Свойства жизни»
  Раздел 1. Уровни организации живой природы.                
  Глава 1. Молекулярный уровень.              
  Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Входной контроль.       10.09   Стенд «Уровни организации жизни»   Таблицы «Углеводы», «Липиды» § 1.1, 1.2, 1.3
  Состав и строение белков Функции белков.         14.09   Таблицы «Строение белков» § 1.4, 1.5
  Нуклеиновые кислоты         17.09   Таблицы «Нуклеиновые кислоты», модель ДНК   § 1.6
    АТФ и другие органические соединения клетки Биологические катализаторы.         21.09     Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»   § 1.7, 1.8
  Вирусы-неклеточные формы.         24.09   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», таблицы «Вирусы» § 1.9
  Глава 2. Клеточный уровень. 9+1            
  Основные положения клеточной теории Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.         28.09   Таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» § 2.1, 2.2 «Биология в школе» 3/2003 «Клетка – структур-ная органи-зация живого»
  Ядро клетки.         1.10   Таблицы «Строение животной клетки», «Строение расти-тельной клетки» § 2.3
  Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы         05.10   Таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» § 2.4, 2.5
  Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.     Инструктаж по ТБ. Л.р. № 1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.   08.10   Таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» § 2.5, 2.6
  Различия в строении клеток эукариот и прокариот     Инструктаж по ТБ. Л.р.№2Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.   12.10   Таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Прокариотические организмы» § 2.7 «Биология в школе» 4/2008 Сравнение клеток растений, животных и прокариот»
  Метаболизм Энергетический обмен в клетке.         15.10   Таблицы «Обмен веществ в организме» Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»   § 2.8-2.9
  Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.         19.10   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», таблицы «Строение растительной клетки», § 2.10 – 2.12
  Синтез белков в клетке       22.10   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 2.13
  Деление клетки. Митоз.         26.10   Таблица «Митоз» § 2.14
  Контрольная работа №1 по теме «Клеточный уровень»             Таблицы «Строение клетки», «Деление клетки», «Обмен веществ»  
  Глава 3.Организменный уровень   12+1            
  Бесполое размножение организмов       09.11   Таблицы с изображением способов бесполого и полового размножения § 3.1
  Половое размножение организмов Оплодотворение       12.11   Таблицы с изображением фаз мейоза   § 3.2 – 3.3
  Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.         16.11   Таблицы «Сходство зародышей позвоночных животных» § 3.4
  Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.       19.11   Портрет Г.Менделя, Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.5 «Биология в школе» 7/2006 «Изучение темы «Генетика»
  Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание         23.11   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.6
  Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков       26.11   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.7
  Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест.       30.11   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.8
  Взаимодействие генов       03.12   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.9
  Генетика пола. Сцепленное с полом наследование         7.12       Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.10 «Биология в школе» 2/2005 «Человек и его здоровье»
  Практическая работа №1 Решение задач по генетике       10.12      
  Закономерности изменчивости.     Инструктаж по ТБ. Л.р№ 3.Изучение изменчивости у растений и животных.   14.12   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 3.11 «Биология в школе» 8/2007 «Генетический модификационные продукты: за и против» § 3.12
  Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.           17.12   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», таблица «Центры происхождения культурных растений»   § 3.13 § 3.14
  Контрольная работа №2 по теме «Организменный уровень». Промежуточный контроль за 1-ое полугодие.       21.12      
  Глава 4. Популяционно-видовой уровень.              
  Критерии вида.     Инструктаж по ТБ. Л.р.№4 Изучение морфологического критерия вида.     24.12   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»     § 4.1
  Популяции.         28.12     § 4.2
  Биологическая классификация       18.01   Таблицы «Классификация растений», «Классификация животных»   § 4.3
  Глава 5. Экосистемный уровень.                
  Повторный инструктаж по ТБ. Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества.         21.01   Схема биогеоценоза Схемы, отражающие состав и структуру сообщества. § 5.1 § 5.2
  Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.     Инструктаж по ТБ. Л.р.№5 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)   25.01   Таблицы «Пирамида численности», «Пирамида биомассы» § 5.3 § 5.4
  Саморазвитие экосистемы   Инструктаж по ТБ. П.р.№2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)   28.01   Таблицы, демонстрирующие развитие и смену биогеоценоза § 5.5
  Глава 6. Биосферный уровень   2+1            
  Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов.       1.02   Таблица «Границы биосферы» § 6.1-6.2
  Круговорот веществ в биосфере.         04.02   «Круговорот углерода», «Круговорот азота», «Круговорот серы». Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»   § 6.3
  Контрольная работа №3 «Экосистемный и биосферный уровни организации живой природы»       08.02      
  Раздел 2. Эволюция органического мира.              
  Глава 7. Основы учения об эволюции.              
  Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.         11.02   Портреты Ч.Дарвина, Ж..Б.Ламарка, таблицы демонстрирующие многообразие органического мира § 7.1
  Изменчивость организмов       15.02   Портреты Ч.Дарвина, Ж..Б.Ламарка, таблицы демонстрирующие многообразие органического мира § 7.2
  Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.         18.02   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 7.3
  Борьба за существование и естественный отбор         22.02   Таблицы «Формы борьбы за существование» § 7.4
  Формы естественного отбора.         25.02   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 7.5
  Изолирующие механизмы. Видообразование       1.03   Таблица «Образование новых видов» § 7.6-§ 7.7
  Макроэволюция         04.03     § 7.8
  Основные закономерности эволюции       11.03   Схема соотношения путей эволюции § 7.9
  Глава 8. Возникновение и развитие жизни на земле.              
  Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.         15.03 18.03     § 8.1-8.2
  Основные этапы развития жизни на Земле. Современные гипотезы происхождения жизни       22.03   Стенд, отображающий основные этапы развития жизни § 8.3-8.4
  Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое, палеозое.       5.04   Стенд «История развития органического мира» § 8.5-8.6
  Развитие жизни в мезозое, кайнозое.       8.04     § 8.7-8.8
  Раздел 3 Основы экологии.              
  Глава 9. Организм и среда. 7+1            
  Экологические факторы. Условия среды.         12.04   Таблицы, изображающие среды жизни организмов § 9.1
  Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы.   Инструктаж по ТБ. Л.р.№6 Строение растений в связи с условиями жизни.     15.04   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 9.2
  Адаптация организмов к различным условиям существования.     Инструктаж по ТБ. П.р№3 Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе   19.04 22.04   Таблицы, изображающие разнообразные жизненные формы растений и животных § 9.3-§ 9.4
  Межвидовые отношения организмов.         26..04   Электронный учебник «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» § 9.5
  Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.       29.04   Таблицы, демонстрирующие популяционную структуру вида § 9.6
  Экскурсия №1 Биоценоз леса (луга, парка)       3.05      
  Итоговая аттестация по курсу «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»     К. р№4 6.05      
  Глава 10. Биосфера и человек.              
  Эволюция биосферы       10.05   Таблицы «Границы биосферы» § 10.1
  Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.         12.05   Стенд «Охрана природы», Красная книга, изображения, фотографии животных и растений, нуждающихся в охране § 10.2- § 10.3
  Экскурсия №2 Причины многообразия видов в природе       13.05      
  Последствия деятельности человека в экосистемах.   Инструктаж по ТБ. П.р.№4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах   16.05 17.05      
  Обобщение              
  Обобщение       20.05      
  Подведение итогов       24.05      
  Заключительный урок по курсу «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»       25.05      

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал