Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое история? Предмет исторической науки






В современном мире специалисты насчитывают более 2, 5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.

Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?

Термин, давший название истории как одной из наук, изучающей чело­веческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значе­ний. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как сино­ним слова " рассказ" или " происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).

Термин " история" используется также для названия одной из гумани­тарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука, ис­следующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тен­денций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изу­чить и понять его в движении, открыть законы этого движения.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памя­ти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в до н.э. Труд Геродота " История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: " Здесь Геро­дот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забве­ние временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". " Historia est magistra vitae" (" История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исто­рических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непрехо­дящим человеческим ценностям.

Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивили­зованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.

Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие по­литические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скеп­тического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать спра­ведливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это " политика, опрокинутая в прошлое".

Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математиче­скую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонар­до да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утвержде­ние: между методами истории и естественными науками нет ничего обще­го. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то ис­торики пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в пси­хику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.

И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.

Как специалисты изучают историю

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.

Роль теории в познании прошлого

Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды совре­менных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом опреде­ляют концепцию историка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал