Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юкагиры






Народы уральской языковой семьи

Юкагиры

 

Самоназвание – одул, вадул («могучий», «сильный»). Устаревшее русское название – омоки. Численность 1112 человек. Живут в Якутии (Нижнеколымский и Верхнеколымский районы), а также в Магаданской области (Среднеканский район). Говорят на юкагирском языке.

Долгое время юкагирский язык в связи с его изолированным положением среди языков северо-восточной Азии относили к группе юкагиро-чуванских языков палеоазиатской лингвистической семьи. Однако в последнее время, основываясь на многих грамматических и лексических элементах в юкагирском языке, есть основания видеть генетическую принадлежность его к уральской языковой семье и, далее, к алтайской языковой семье. Юкагирский и уральский языки сегодня рассматривают как две равноправные ветви существовавшего в глубокой древности единого праязыка. Это древнее языковое родство находилось в пределах (восточно-) ностратической общности. На основании данных физической антропологии также было прослежено генетическое расовое единство уралоязычных популяций с юкагирами.

Первые сведения о юкагирском языке носили случайный и фрагментарный характер. Начальная обработка и публикация собранного за двести лет лингвистического материала относится ко второй половине XIX в. и принадлежит академику А. Шифнеру. Подлинным исследователем юкагирского языка в конце XIX в. был В.И. Иохельсон, который опубликовал краткий очерк грамматики колымского диалекта, тексты и краткий словарь. После революции 1917 г. стал исследоваться тундренный диалект юкагирского языка. Письменность на юкагирском языке была разработана в 1970-е гг. Г.Н. Куриловым на основе русского и якутского алфавитов. В настоящее время на юкагирском языке говорит около 250 чел. В древности у юкагиров было развито пиктографическое письмо.

Юкагиры являются древнейшим населением Восточной Сибири. Вопрос об их происхождении пока остается открытым. Юкагиров связывают с рядом археологических культур Восточной Сибири эпохи позднего неолита и ранней бронзы: Ымыяхтахской культурой (II тыс. до н.э.) на территории Якутии, Усть-Бельской культурой (конец II- нач. I тыс. до н.э.) на Чукотке, а также с поздненеолитическими культурами территорий от Таймыра до Анадыря и Прибайкалья.

Существовавшая в прошлом обширная древнеюкагирская этнолингвистическая общность распалась на ряд отдельных общностей, принявших впоследствии участие в формировании северных якутов, эвенков, западных чукчей и некоторых групп нганасан. К моменту прихода русских (середина XVII в.) юкагиры делились на несколько племен общей численностью около 5-9 тыс. человек. К концу XVII в. численность юкагиров заметно сократилась из-за постоянных столкновений с соседними племенами и с русскими, а также из-за эпидемии оспы в 1669 и в 1690 гг. В дальнейшем наблюдался спад численности юкагиров. В 1926-1927 гг. их насчитывалось около 400 человек. Численный прирост юкагиров был впервые отмечен только в 1970 г. – 618 человек.

В настоящее время юкагиры делятся на тундровых и таежных. Основным традиционным занятием юкагиров была полукочевая и кочевая охота на дикого оленя, лося и горного барана. На оленя охотились при помощи лука и стрел, ставили на оленьих тропах самострелы, настораживали петли, использовали оленя-манщика, кололи оленей на речных переправах. Весной на оленей охотились загоном. Поколка оленей на переправах и загонная охота проводились коллективно. В конце XVIII в. стали использовать огнестрельное оружие (кремневые ружья). На лосей охотились в феврале-марте, когда не было сильных морозов и стоял еще наст.

Значительную роль в хозяйстве юкагиров играла охота на пушного зверя: соболя, белого и голубого песца. К середине XIX в. роль ее возрастает. На песца ставили различные ловушки, ранней осенью травили собаками, настигали на нартах и убивали с помощью палицы. Охота на лисиц была аналогична охоте на песца. Охотились также на горностая и белку, которых убивали с помощью стрел с тупым наконечником. Широко использовали различные типы ловушек. Каждый юкагир ежегодно мог выставлять до 500 ловушек.

Большое значение у юкагиров имела охота на птиц. Тундровые юкагиры во время линьки птиц добывали гусей и уток. Охота на них носила коллективный характер: одна группа людей растягивала на озере сети, другая – загоняла в них лишенных возможности летать птиц. На куропаток охотились с помощью петель, во время охоты на морских птиц применяли метательные дротики и специальное метательное оружие – болас, состоящее из ремней с камнями на концах. Практиковался сбор птичьих яиц.

Наряду с охотой значительную роль в жизни юкагиров играло рыболовство. Основным объектом промысла были нельма, муксун, омуль. Рыбу ловили сетями, запорами, ловушками. Старинным орудием лова являлась уда с костяным крючком, употреблявшаяся во время весеннего лова на полыньях. При массовом ходе рыбы юкагиры добывали ее на мелководье при помощи багров и крючьев. Применялся подледный лов рыбы.

Оленеводство было слаборазвито. Оленей держали только хозяйства в Индигирско-Колымском междуречье. Стада были малочисленны – от 10 до 20 оленей в хозяйстве. Оленя использовали как в упряжке, так и для верховой езды. Разводили также ездовых и охотничьих собак. Ездовых собак в каждом хозяйстве насчитывалось в среднем 6-7, поэтому их, как и оленей, юкагирам не хватало для перекочевок. Во время перекочевки приходилось объединяться несколькими хозяйствами.

Традиционными средствами передвижения юкагирам служили собачьи и оленьи нарты. По снегу передвигались на лыжах подбитых камусом. Старинным средством передвижения по реке был плот в форме треугольника, вершина которого образовывала нос. На плоту во время переезда размещалась семья юкагира и домашний скарб. Мужчина плыл впереди на легкой лодке. Промысловой лодкой у юкагиров была долбленка из ствола тополя. Существовали и заимствованные у русских дощатые лодки. Также от русских были заимствованы карбасы - большие грузовые дощатые лодки. При подъеме вверх по реке лодки тянули на лямках, используя собак.

Поселения юкагиров носили постоянный и временный, сезонный характер. У них было зафиксировано пять типов жилищ: чум, голомо, балаган, юрта, сруб.

Юкагирский чум (одун-нимэ) представляет собой коническую постройку тунгусского типа с остовом из 3-4 жердей, скрепленных обручами из тальника. В качестве покрытия служат оленьи шкуры - зимой, кора лиственницы – летом. В нем обычно жили с весны до осени. В качестве летнего жилища чум сохраняется до настоящего времени. Зимним жилищем было голомо (кандэлэ нимэ) – пирамидальной формы. В качестве зимнего подземного жилища реконструируется чандал, каркасная постройка в основе из 4-6 наклонных столбов, соединенных в вершинах рамой. Стены и крыша жилища были из бревен, верх покрывался дерном. Этот тип жилища близок голомо-балагану якутов.

Зимним жилищем юкагиров также являлся балаган (янах-нимэ). Бревенчатая крыша утеплялась настилом из слоя коры и земли. Отапливался балаган камельком якутского типа, находившимся слева от входа. Вдоль стен располагались нары. В окна вставляли куски льда.

Юкагирская юрта представляет собой переносное цилиндро-коническое жилище. По своим конструктивным особенностям она близка эвенкийской юрте или эвенскому жилищу чорома-дю – каркасной постройке цилиндро-конической формы, крытой оленьими шкурами или берестой.

Оседлые юкагиры жили в срубах (зимой и летом) с плоскими или коническими крышами. Большинство современных юкагиров живет в срубных домах. Для хранения зимних запасов и одежды юкагиры строили бревенчатые амбарчики на одном или двух высоких столбах.

Традиционная одежда юкагиров близка эвенкийской и эвенкской. Основной одеждой служил распашной халат длиной до колен, летом – из ровдуги, зимой – из оленьих шкур. Снизу пришивали хвосты из тюленьих шкур. Под кафтан надевали нагрудник и короткие штаны, летом - из кожи, зимой - из меха. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, по покрою близкая чукотской камлейке и кухлянке. Обувь шилась из ровдуги, заячьего меха и оленьих камусов. Женская одежда была легче мужской, шилась из меха молодых оленей или самок. В XIX в. среди юкагиров распространилась покупная матерчатая одежда: мужские рубахи, женские платья, платки. Были распространены железные, медные и серебряные украшения.

Основной пищей служило мясо животных и рыба. Мясо употребляли в вареном, вяленом, сыром и мороженом виде. При заготовках мяса впрок его сушат, коптят и растирают в порошок. Рыбу хранят также в виде юколы. Истолченную в порошок юколу в прошлом смешивали с кровью оленя и варили. Из рыбьих потрохов вытапливали жир, потроха жарили, из икры пекли лепешки. С рыбой употребляли ягоду. В пищу также употребляли дикий лук, корни сараны, орехи, ягоды и, что являлось редкостью для сибирских народов, – грибы.

Основной единицей юкагирского общества было стойбище или поселение, состоящее из нескольких, главным образом родственных семей. Юкагирские роды были разными по численности и характеру. В пределах стойбища сохранялись черты первобытно-общинных отноше-ний, проявлявшихся в коллективных охотах и в распределении добычи. Род владел охотничьими и кочевыми угодьями. Возглавлялся род старейшинами.

Особенностью семейно-брачных отношений таежных юкагиров являлся матрилокальный брак - муж после свадьбы переселялся в дом жены. У тундровых юкагиров брак был вирилокальный, когда жена поселялась в семье мужа. Существовала добрачная половая свобода. Семьи юкагиров были большие, патриархальные. Практиковался обычай левирата – обязанность мужчины жениться на вдове своего старшего брата.

К традиционным культам и верованиям юкагиров относились культы духов-хозяев, культ солнца, промысловых животных. Из культа животных распространенным был культ лося. Шаманство существовало в форме родового шаманизма. Костюм, бубен и другие атрибуты юкагирского шамана были тунгусского типа Умершие шаманы могли стать объектами культа. Тело шамана расчленялось, а его части хранились в качестве реликвий, им приносили жертвы.

Большую роль играли обычаи, связанные с огнем. Огонь запрещалось передавать посторонним, проходить между очагом и главой семьи, ругаться на огонь и др. Распространены небольшие сказки о животных, среди главных героев которых выступают ворон и заяц. Заяц в сказках наделен небывалым умом и хитростью. Он убивает враждебного юкагирам «Древнего старика».

Основные праздники юкагиров связаны с культом промысловых животных, с военными походами, со свадьбами. С момента распространения среди юкагиров христианства (сер. XVII в.), в традиционные культы и обряды стали проникать элементы православия.

Современные юкагиры практикуют пушной промысел, занимаются оленеводством и рыболовством. Некоторые группы юкагиров разводят лошадей, выращивают огородные культуры. В юкагирских поселках воссоздаются родовые общины.

 

Ханты

Самоназвание - ханти (xă nti), хандэ, кантэк, кă ntэy jay (jay – «народ»). Общее название хантов – o š tjaken происходит от русского слова остяки. Так официально именовали хантов в России до 1930-х гг. Впервые этот термин был применен в русских документах с 1499 г. Начиная с XVII в., термин остяки применялся к различным народам Западной Сибири: кроме самих хантов остяками именовали кетов (енисейские остяки) и селькупов (остяко-самоеды, нарымские, тымские и др. остяки). Этноним остяк в русский язык попал из тюркских языков, где служил для обозначения сибирского языческого населения: например, киргизское iš tä k – «башкир», казахское iš tä k – «башкир»; «сибирский татарин», сибирско-татарское iš tä k – племенное объединение, барабинское iš tä k – «хант». Численность хантов 22.283 человек. Основная масса хантыйского населения проживает в Тюменской области, и лишь небольшая часть

этого народа (952 человека) расселена на севере Томской области - в Александровском и Каргасокском районах. Говорят на хантыйском языке. Число говорящих 14 тыс. человек.

Научное изучение хантыйского языка началось во второй половине XIX в. и связано оно было с именами таких ученых, как М.А. Кастрен, А. Регули, И. Папаи, А. Алквист, К. Карьялайнен и др. Письменность на хантыйском языке была создана в 1930-е гг. на базе латинского алфавита, в 1937 г. он был заменен русским. В качестве основного письменного языка первоначально был взят казымский диалект. В 1950 гг. была создана письменность еще на трех диалектах: ваховском, сургутском и шурышкарском. В настоящее время хантыйская письменность развивается на пяти диалектах: казымском, ваховском, сургутском, средне-обском и шурышкарском.

Современные исследователи выделяют три основных этнолингвистических группы хантов: северную, южную и восточную. Хантыйские поселения и угодья исконно располагались по бассейнам рек Оби и Иртыша с их многочисленными притоками. Широкое географическое расселение, многообразные контакты обусловили определенные различия внутри хантыйского этноса. Основным занятием хантов Тюменской области является оленеводство, именно оно определяет облик их жизни, тогда как ханты Томской области - рыболовы и охотники. Тем не менее, значительный общекультурный пласт объединяет все группы в единый народ - хантэ (кантах-ях), принадлежащий к обско-угорской ветви угро-самодийской этноязыковой общности.

Формирование хантыйского этноса относится ко времени существования Усть-Полуйской и Нижнеобской культур (сер. I тыс. н.э.). Этническая идентификация носителей археологических культур Западной Сибири в этот период затруднена. Последние исследования говорят о том, что во 2-й пол. I тыс. н.э. складывались основные группы хантов: северная - на основе Оронтурской культуры, южная – на основе Потчевашской культуры и восточная – на основе Оронтурской и Кулайской культур.

Расселение хантов в древности было очень широким. Они населяли территорию от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая рр. Северную Сосьву и Ляпин, а также часть р. Пелыма и р. Конды на западе. В динамике расселения хантов на протяжении XVII-XVIII вв. было заметно движение населения на восток, сокращение ареалов на юге и на западе. Ареал расселения хантов сокращался и на севере, на левобережье Нижней Оби, где ханты были ассимилированы манси. Самые северные группы хантов проникли в нижнеобскую тундру, где вступили в контакт с ненцами. Все другие группы хантов сохранили древний охотничье-рыболовческий уклад. Христианизация хантов в XVIII в. не имела сколько-нибудь ощутимого влияния на традиционную культуру народа.

У хантов не было собственной государственности. До вхождения Сибири в состав России среди хантов начались процессы социальной дифференциации. Выделялась родоплеменная знать, развивалось рабство, происходили межплеменные столкновения. С присоединением Сибири к России эти процессы прекратились. С XVII в. среди хантов наблюдался рост численности населения. К концу XX в. по сравнению с началом XVII в. число северных групп хантов увеличилось в 3 раза, восточных – почти в 3 раза. Однако число южных хантов за этот период уменьшилось в 2 раза.

В 1930 г. был создан Остяко-Вогульский национальный округ, переименованный в 1940 г. в Ханты-Мансийский национальный (теперь – автономный) округ.

Основной тип хозяйства хантов – сочетание речного рыболовства и охоты с оленеводством или скотоводством. В зависимости от местных условий на первый план выступало либо рыболовство, либо охота или оленеводство. Например, у хантов, обитавших на притоках Оби (Казым, Сосва, Вах, Юган, Аган) основным занятием было рыболовство, а жители верховьев рек занимались обычно охотой. Северные ханты занимались в основном оленеводством.

Речное рыболовство хантов носило круглогодичный характер. Ханты с низовьев рек из своих селений выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Перед началом ледостава они с семьями возвращались на свое зимнее местожительство, где продолжали заниматься зимней рыбалкой на мелких речках и озерах. Запасы добытой рыбы далеко превосходили личные потребности, поэтому часть добычи ханты продавали.

При добыче рыбы использовали различные приемы и методы рыбной ловли. По мелким протокам, в верховьях рек ханты ставили плетеные ловушки, заграждения из кольев, сети. Из сетевых снастей были распространены различные мешкообразные сети – колыдан в виде трала или драги, сырп в виде бредня и сежа. В старину сети плели из крапивы, позднее – из конопляных веревок. Кроме сетей применялись удочки с костяными или железными крючками и острога. Нередко рыбу, главным образом щуку, добывали при помощи лука.

Охотничий промысел состоял из охоты на мясного и пушного зверя. Основную роль играл пушной промысел, который имел товарное значение. На первом месте стояла добыча белки и соболя. В некоторых районах добывали бобра. Охота носила сезонный характер. Начиналась она с конца сентября, когда выпадал первый снег, и продолжалась до половины декабря – первый сезон. Второй сезон начинался с середины января и длился до середины апреля. Со вскрытием рек ханты перебирались на места рыбного промысла.

В прошлом при охоте на крупного мясного зверя (оленя, лося, медведя) ханты употребляли копья. Среди орудий и оружия охоты у хантов бытовал самострел и лук. Использовали разнообразные стрелы, предназначенные для каждого отдельного вида животного. Ружья появились у хантов только в XVIII в.

Соболя промышляли при помощи ловушек, сетями-обметами, капканами, стреляли из ружей. На охоте на белку использовали собак для выслеживания и травли зверька. Белок добывали также, как и другие народы Сибири, плашками, черканами, стрелами с утолщенным тупым деревянным наконечником.

В августе-сентябре начиналась охота на лосей. Их добывали методом гона, когда охотник в течение нескольких дней преследовал зверя, пока не приближался на расстояние выстрела, ставили на лосиных тропах самострелы, устраивали на ежегодных путях миграции зверей загородки из жердей и ямы. Изредка промышляли медведя. Добывали его коллективно, в берлоге, в старину – копьями и пальмó й – большим ножом с деревянной длиной рукояткой, потом ружьями. Иногда использовали медвежьи ловушки. Добыча медведя сопровождалась «медвежьим праздником».

Объектами охотничьего промысла также служила боровая и водоплавающая дичь. Боровую птицу добывали ловушками, преимущественно осенью Добытую птицу заготавливали впрок.

На водоплавающую птицу охотились весной, во время перелета, и летом, во время линьки. Птицу ловили на озерах сетями, иногда использовали в качестве ловушек волосяные петли, нередко били птицу из ружья.

Проблема происхождения оленеводства у хантов является сложной. Опираясь на исследования А. Алквиста, проведенные им в XIX в. среди хантов, долгое время считалось, что оленеводство было заимствовано хантами у ненцев. В пользу этого мнения служили несколько терминов в языке северных хантов, обнаруженных А. Алквистом, которые были заимствованы у ненцев и сходство оленьей упряжи и нарт у обских угров и ненцев. Однако исследования, проведенные в 1960-1980 гг. Н.В. Лукиной показали, что оленеводство хантов является их древним исконным занятием. Истоки многих приемов содержания оленей, оленеводческого инвентаря, нарт и упряжи базировались на местной охотничьей культуре, древнем собаководстве и коневодстве хантов. Предки хантов, таким образом, с давних пор принимали участие в формировании западно-сибирской оленеводческой культуры.

В лесной зоне малооленные хозяйства хантов использовали оленей только как транспорт, забой оленей на мясо производился редко. Напротив, в лесотундре и тундре олень служил основным средством пропитания, а добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Ханты-оленеводы вели меновую торговлю со своими таежными соплеменниками, обменивая продукцию оленеводства на продукты охоты и рыбной ловли.

Животноводство у хантов было развито слабо. Держали лошадей, овец, домашнюю птицу. Незначительным было количество коров. Лошадьми пользовались только зимой, а летом отпускали их на вольный выпас. Земледелие существовало только у иртышских хантов. Из зерновых культур сеяли ячмень. Поля обрабатывали мотыгами, колосья срывали, вместо молотьбы – обжигали. Под влиянием русских некоторые группы хантов стали выращивать картофель и овощи. Большое значение имело для хантов собирательство.

Традиционными средствами передвижения у хантов являлись лыжи (камусные и голицы), оленьи и собачьи нарты. В настоящее время в некоторых районах стал возрождаться собачий транспорт. Летом для передвижения по воде пользовались осиновыми лодками-долбленками (хоп, рыт), дощатыми лодками-неводниками, большими лодками с каютами, крытыми берестой. До сер. XVIII в. существовали берестяные лодки. В настоящее время распространены моторные лодки, снегоходы, мотонарты.

Большинство хантов вело полуоседлый образ жизни. Хантыйские поселки делились на зимние, весенние, летние и осенние. Долговременные зимние селения состояли из пяти-десяти и более домов, сезонные – из трех-пяти домов. Как правило, селения располагались на некотором расстоянии друг от друга. Общее название хантыйского селения – пугол-корт.

Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях с капитальными постройками. Традиционные зимние дома хантов (мыг хот) строились в виде каркасно-столбовых землянок и полуземлянок с входом через крышу. Основой служил каркас из 4-6-8-12 наклонных столбов. На каркас накладывали жерди, плахи, доски, солому, дерн, сверху засыпали землей. Дверь делали из досок. Пол был земляной. Отапливалось жилище чувалом – очагом открытого типа. Спали на земляных нарах высотой 0, 5 м, огороженных досками и застеленных берестой, оленьими шкурами. Среди каркасно-столбовых подземных, полуподземных и наземных жилищ выделяются два основных типа – пирамидальные и усеченно-пирамидальные. У хантов Средней Оби и Васюгана были отмечены другие типы каркасных землянок, без опорных столбов, глубиной 1, 5 м. Отапливалось жилище чувалом, стоящим справа от входа, в углу.

В XVIII- начале XIX вв. ханты стали строить в качестве зимних жилищ срубные полуземлянки и наземные срубы. Вход в полуземлянку был с западной стороны, небольшое окошко - с востока. Очаг-костер располагался в центре, у стены – печь. Наземные срубы строились в 6-10 бревен (до двух метров высотой). Пол был земляной. Крыша (двускатная, уплощенная) покрывалась берестой и землей. Жилище отапливалось центральным очагом-кострищем, чувалом или железной печкой. Такой же конструкции были и охотничьи избушки.

У хантов бытовали разнообразные сезонные жилища – каркасные, из жердей, крытые корой деревьев или берестой. Каркас состоял из двух-четырех и более вертикальных жердей, соединенных перекладинами. Форма таких жилищ была коническая (чум), двускатная, односкатная (хот-пелек), полусферическая и в форме рассеченного цилиндра, прямоугольная. Для приготовления пищи летом ханты разводили костер вне дома. Спали на циновках, шкурах, ветвях.

Временные жилища-укрытия устраивались из жердей и бересты, имели форму получума или заслона-шалаша. Шалаш имел прямоугольную форму. В нем помещалась вся семья. В центре шалаша находился очаг. Около шалаша постоянно поддерживался огонь – костер, на котором варили пищу, вываривали рыбий жир. Зимой охотники жили в избушках, шалашах, навесах или в снежных ямах, крытых плахами, еловыми ветками или берестяными полотнищами. В стороне от зимних и летних жилищ на деревянном помосте строили печи для выпечки хлеба. Печи ставили из глины, наподобие русской печи без трубы. Над печью устраивали навес. На промыслах ханты жили в больших лодках с каютами, крытыми берестой.

В качестве хозяйственных сооружений у хантов бытовали свайные дощатые и бревенчатые срубные амбары с двускатными или плоскими крышами, навесы-помосты, загоны для скота.

Оленеводы жили в чумах, заимствованных у ненцев. Зимой чумы покрывались оленьими шкурами, летом – берестой. Сейчас чум покрывается брезентом. Чум широко использовали на сезонных поселениях и рыбной ловле.

В настоящее время часть промыслового населения живет в традиционных селениях как постоянного, так и сезонного типа.

У северных хантов-оленеводов традиционной мужской верхней одеждой служила заимствованная у ненцев глухая малица с капюшоном. Верхнюю одежду других групп хантов составляла шуба из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок. Летней мужской одеждой северных оленеводов служили старые малицы или суконные гуси – род верхней одежды с капюшоном. У других групп хантов летней одеждой был короткий халат из грубого сукна. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Зимняя обувь шилась на манер ненецкой из камусов с меховым чулком. Обувь привязывалась под малицей к поясу. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи, украшенную орнаментом.

Традиционная женская зимняя одежда у северных хантов – оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. Женские шубы других групп хантов шились из заячьих и беличьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха. Сверху их покрывали сукном. Покрой был распашной. Зимняя женская обувь была ненецкого типа. Летней женской одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный орнаментом. Женские пояса были уже мужских, но с богатой орнаментацией.

Все группы хантов носили рубахи, сшитые из крапивного или льняного холста. Они были длиной до колен, с отложным воротником. Рубахи подпоясывали. Позднее рубахи стали шить из привозной ткани. Часто встречались рубахи русского покроя. С прекращением производства крапивного холста ханты стали шить платья, кофты и юбки, как и местные русские крестьяне. Головных уборов кроме шапки-капора не было ни у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Женщины носили большие головные платки. В прошлом у южных хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера. Женщины любили украшать себя и свою одежду различными украшениями из бисера, меди, серебра. Было известно ткацкое искусство.

Основной традиционной пищей хантов были мясо и рыба. Домашнего оленя забивали только зажиточные оленеводы. Главную роль в питании играли лось и дикий олень. Из остатка крови замешивали лепешки. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы ели сырыми. Все остальные части туши варили. При большой добыче диких оленей мясо заготавливали впрок: вялили на солнце и ветру, коптили. Зимой ели мороженое мясо и сало. Лакомством считалось копченое оленье сало.

Рыбу ели сырой, вареной и вяленой. Из внутренностей вытапливали в больших котлах рыбий жир, который имел разнообразное применение. Зимой рыбу ели мороженой. Мелкую рыбу и рыбьи головы сушили и потом толкли в муку, из которой варили болтушку. Рыбьи кости также сушили, толкли и употребляли в пищу и на корм собакам. Из рыбьих пузырей делали клей. В пищу употребляли мясо птиц в вареном, копченом или вяленом виде, яйца птиц. В большом количестве употребляли в пищу ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху) и дикорастущие съедобные растения. Весной собирали и пили березовый сок. В XVII в. ханты стали выменивать у русских печеный хлеб, использовать привозную муку. Из муки делали болтушку, пекли на золе и камнях пресные лепешки. Соли раньше не употребляли.

Посуда собственного изготовления – ложки, чашки, ковши, блюда – делалась из дерева и бересты. Широко бытовала и покупная глиняная и фаянсовая посуда, а также ножи и ложки. Пищу варили в покупных медных или железных котлах, чаще в чугунных.

Несмотря на православное вероисповедание хантов, у них существовали тотемистические представления. Предками родов и фратрий считались животные и птицы, реже растения и насекомые. Животное-тотем нельзя было убивать. Если его убивали, то с соблюдением различных церемоний. Тотемами были белая зайчиха у фратрии «пор», медведь у фратрии «мось». По некоторым мифам, медведь считался сыном верховного бога Торума – бога Верхнего Мира. Каждый род почитал своих родовых тотемов. Зооморфные изображения тотемов хранились в определенных местах, где периодически им приносили жертвы.

Особо характерным для тотемистических представлений хантов служит «медвежий праздник». Медведь, по преданию хантов, является предком-родственником. Первоначально «медвежий праздник» проводился только членами одной фратрии, но со временем он стал общенародным. Он представляет собой ряд обрядовых действий, совершавшихся после убийства медведя. Этот праздник продолжается в течение нескольких дней и является главным религиозным праздником народа. С «медвежьим праздником» связан богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, народный театр. Сохраняются еще обряды, связанные с промысловой деятельностью.

Особенностью хантыйского шаманства является контроль общества над шаманом. Хантыйский шаман не имел никаких привилегий, не являлся носителем идеологии общества. Он сам занимался охотой, рыбной ловлей, обеспечивал себя всем необходимым для жизни. Он практически ничем не отличался от других членов общества, не имел специальных одеяний, кроме шапок-колпаков или платков. После камлания шаман получал небольшой подарок в виде кисета, рубахи, трубки. Основной обязанностью шамана было лечение. Шаманство у хантов сохраняло значительные черты семейного шаманства.

У хантов широко бытовали представления о духах-помощниках, духах-покровителях отдельных мест, а также воды, леса и др.

Своих умерших ханты хоронили в земле на кладбищах. У могилы оставляли предметы покойного в сломанном виде. Из культовых сооружений характерны культовые амбары с хранящимися в них изображениями духов-покровителей, навесы в лесу или около дома для хранения медвежьих черепов и культовых предметов, намогильные сооружения в виде домиков, амбаров. На священных местах в жертву приносили оленя, лоскутки белой ткани и др. Из почитаемых мифологических персонажей особым почетом пользовались Торум (главное божество), его жена Калташ, их сын Мир сусне хум, дух Нижнего Мира Кульотыр и др. В настоящее время традиционные ритуалы отправляют в основном лица старшего возраста. Прочнее всего сохранились обряды погребального комплекса.

К жанрам хантыйского фольклора относятся эпические героические сказания, былины, сказки, исторические предания, загадки, бытовые рассказы.

Современная культура обских угров (хантов и манси), сохраняет в своей основе типично таежный облик, и является культурой оседлых охотников-рыболовов. Заметную роль играет в жизни хантов оленеводство.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал