Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Украинская физиологическая школа






В 1840 г. царским правительством была закрытая Венская медико-хирургична академия и организованно медицинский факультет Киевского университета (1841 г.). Первым заведующим кафедрой физиологии был избранный Э.Э. Мерам - ученик К. Бернара и Ф. Мажанди, научные исследования которого были посвященные физиологии развития зародыша и родовой деятельности.

После выхода Э.Э. Мирама в отставку (1862 г.) кафедру по совместительству занял ученик М.И. Пирогова и К. Людвига - О.П. Вальтер, заведующий кафедрой анатомии, который впервые открыло влияние симпатичной нервной системы на тонус кровеносных сосудов. На кафедре физиологии в те годы также проводились исследование влияния охлаждения и перегревание на разные системы организма (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, центральную нервную) и органы чувств. Большой интерес представляют данные о восстановлении функций при замерзании организма. Некоторые выводы из этих работ приобрели звучание в разработке метода гипотермии.

Значительный взнос в развитие кафедры внес избранный заведующим (1865 г.) профессор В.Б. Томса - ученик К. Людвига. При его активном участии кафедра разрастается в физиологический институт с двумя лабораториями - физиологической и медицинской химии.

Творческая обстановка на кафедре оказывала содействие выполнению исследований по физиологии пищеварения, жировой ткани, рубцов (рубцов), регуляции кровообращения в легких, иннервации кровеносных капилляров, влияния пилокарпина на сердце жабы, влияниям витяжиння нерва на его проводимость и возбуждаемость и многих других исследований. В 1881 г. В.Б. Томса выдает учебник из физиологии.

В 1884 г. заведующим кафедрой избирается выпускник физик-математического факультета Петербургского университета и Военно-медицинской академии С.И. Чирьев. Как ученик И.Г. Сеченова, С.И. Чирьев продолжил исследование электрических явлений в нервах и мышцах. Больших успехов С.И. Чирьев добился в исследовании микроскопического строения и функции центральной нервной системы и органов чувств, кровообращения (зависимость сердечного ритма от кровяного давления), написал учебник, который выдержал несколько изданий, " Физиология человека" (1887, 1888, 1889, 1891). Исследователь С.И. Чирьев, большое внимание уделял развитию Киевской школы физиологов. Его учениками были всемирно известные академик АН УССР А.В. Леонтович и профессор Ю.П. Лауденбах. Работая на кафедре, который возглавлял С.И. Чирьев, А.В. Леонтович выполнил исследование по электрокардиографии с применением струнного гальванометра, открыл тончайшие нервные окончания на телах и отростках нервных клеток (перицелюляри), выдвинул теорию возбуждения нейрона потенциалами действия перицелюляров.

С 1910 г. кафедру физиологии медицинского факультета Киевского университета возглавляет выпускник Петербургской Военно-медицинской академии В.Ю. Чаговец, воспитанник лабораторий И.Р. Тарханова, и И.П. Павлова. С его приходом кафедра стала одной из более всего много оборудованных в России (на приобретение оборудования было получено 20 тыс. золотых карбованцев). Исследовательская работа выполнялась за тремя научными направлениями: первый - исследование кровообращения (легочного), механизма диастолы сердца, влияния растительных препаратов на сердечную деятельность и т.д.; второй - электрофизиологическое исследование органов и систем, которые играли доминирующую роль в научной деятельности кафедры, третий - исследование пищеварительной функции желудка. В.Ю. Чаговец был свидетелем отпочкования от Киевского университета медицинского факультета и участником становления Киевского медицинского института (в апреле 1920 г. - Институт здравоохранения, в декабре 1920 г. - Киевская медицинская академия, в 1921 г. - Киевский медицинский институт Наркомздоровья УССР).

С осени 1935 г. заведующим кафедрой физиологии Киевского медицинского института, по приглашению В.Ю. Чаговца, избирается Д.С. Воронцов. Вместе с ним приезжает П.М. Серков, будущий академик АН УССР.

Года работы Д.С. Воронцова на кафедре были посвященные исследованию процессов, которые происходят в нервно-мышечных соединениях при проведении через них электрического тока. Особое внимание отводилось изучению пессимума Введенского. Не возражая важной роли парабиоза в возникновении пессимума, Д.С. Воронцов довел, что сам по себе пессимум не может вызвать расслабления мышцы, для этого необходимо активное торможение. С целью повышения уровня электрофизиологических исследований Д.С. Воронцов использовал катодный осциллограф с усилителем, который разрешал изучать потенциалы действия скелетной мышцы, нашел важное расхождение продолжительности тока действия мышцы при отводе потенциалов от области нервных окончаний и безнервных ее участков. Творческие успехи Д.С. Воронцова были высоко оцененные научной общественностью. В 1939 г. он был избран членом-корреспондентом АН УССР.

За время работы П.М. Серкова на кафедре физиологии Киевского мединститута с помощью разработанного им оригинального метода раздражения и оптической регистрации сокращения изолированного мышечного волокна, были полученные данные о механизмах формирования тонических и тетаничних сокращений мышечных волокон, удалось установить продолжительность фаз сокращения и расслабление. Обобщены данные о динамике развития усталости.

В 1941 г. кафедра эвакуировалась в Челябинск. На Урале кафедрой руководила ученица Д.С. Воронцова - С.И. Фудель-Осипова, научные интересы которой были связаны с исследованием особенностей питания раненых, следствиями травм периферических нервов.

Весной 1946 г. на заведование кафедрой избирается старейший ученик И.П. Павлова - профессор Г.В. Фольборт -будущий академик АН УССР. Основным научным направлением управляемой Г.В. Фольбортом кафедры стало изучение процессов усталости и восстановление в разных органах: скелетных мышцах, железах травной системы, сердце, главному мозгу. Полученные на кафедре данные разрешили даты физиологическое обоснование для разработки режимов, которые тренируют, в физиологии спорта и трудовой деятельности. Г.В. Фольборт создал школу физиологов. Много из его учеников возглавили кафедры и другие научные коллективы. Среди них академик АН УССР В.В. Фролькис, корреспондент АН УССР Э.К. Приходькова, профессора М.И. Путилин, А.Б. Фельдман, Я.П. Скляров, Г.Т. Чукмасова, М.Я. Горкин, О.М. Фуголь и много других.

После смерти Г.В. Фольборта заведующим кафедрой избирается М.И. Путилин (1960). Направление исследований на кафедре под его руководством - исследование процессов усталости и восстановление на основании температурных изменений. М.И. Путилин считал, что температурные колебания являются отображением трофических процессов в органах и тканях.

Исследование профессора кафедры В.В. Фролькиса были посвященные вопросам утомления и восстановление работы сердца, рефлекторной регуляция сердечно-сосудистой системы. Им установленные особенности адаптации рефлекторных реакций, значение процессов, которые происходят в рецепторах, афферентных нервах и нервных центрах, высказанное представление о гемодинамическом центре, как целостной структуре регуляции кровообращения.

 

Во время заведования кафедрой Д.Г. Наливайка (1982-1987 р.) - ученика М.И. Путилина, изучались вопрос физиологии пищеварения, в частности, особенности регуляции слюнных желез, поджелудочной железы, слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

С 1987 г. по действительное время кафедрой руководит ученик академика АН УССР В.В. Фролькиса - член-корреспондент АПН Украины, профессор В.Г. Шевчук, научные интересы которого связаны с клеточно- молекулярными механизмами регуляции деятельности сердца и сосудов; функцией и регуляцией деятельности гладко-мышечных клеток пищеварительной системы; поиском новых биологически активных веществ, которое протекторно влияют на функцию миокарда, тонус сосудов, работу гладких мышц.

Формирование научной школы " психофизиологические основы умственной деятельности человека" на кафедре физиологии человека и животных Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

Основу школы заложили исследование чл.-корр. АН УССР А.И. Емченка, которые касались изучения общих закономерностей психической деятельности мозга человека и животных и нашли свое отображение в его монографиях " Факторы пространства и времени в условно-рефлекторной деятельности животных" и " Физиология анализаторов и учение диалектического материализма в чувственном познании", и в первом украинском учебнике " Физиология человека и животных" для студентов биологических факультетов университетов и естественных факультетов педагогических институтов, который был написан в соавторстве с выдающимся электрофизиологом Д.С. Воронцовым.

Эстафету этих исследований подхватил проф. П.Д. Харченко, который вместе с проф. Г.М. Чайченком написали первый украинский учебник " Физиология высшей нервной деятельности". Не меньшее значение для формирования этого направления физиологических исследований имела и монография П.Д. Харченка " Запаздывающие условные рефлексы".

Окончательное формирование школы " Психофизиологические основы умственной деятельности" связано с научно-педагогической деятельностью чл.-корр. АПН Украины Г.М. Чайченка. Исследование проф. Г.М. Чайченка и его учеников (М.Ю. Макарчука, Х.Р. Албайне, Т.Э. Мищук, С.С. Костенко, Т.В. Куценко) и сотрудников (Л.Г. Томилиной, Ю.П. Горго, Н.Б. Филимоновой, В.О. Мотузного) разрешили сформулировать ряд фундаментальных положений относительно физиологических основ, которые определяют умственную трудоспособность человека. Особенно важным есть то, что на основе фундаментальных исследований были разработаны методические приемы оценки основных психофизиологических функций у обследуемых всех возрастных групп, которые разрешают не только оценивать умственную трудоспособность, а и дают возможность для прогноза ее развития и изменений при определенных условиях. Разработанные тестовые приемы нашли свое решение с помощью компьютерных программ и техники.

В рамках школы сформировалось два основных научных направления. Первый из них изучает связь основных свойств нервной системы и определенных психофизиологических характеристик с умственной трудоспособностью, и второй, который концентрирует свое внимание на изучении физиологических изменений в деятельности основных физиологических систем, которые сопровождают такую деятельность и определяет эффективные средства к повышению умственной трудоспособности и устранение следствий психического перенапряжения. На сегодня, после смерти в 1998 году Г.М. Чайченка, возглавляет работу научной школы его учений зав. кафедры физиологии человека и животных, доктор биологических наук М.Ю. Макарчук.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал