Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности партийной системы в Беларуси






Появление полит партий в РБ было обусловлено: 1) Многоукладностью экономики, 2) Демократизацией сфер жизни 3) Реформированием полит системы и изменением мировоззренческих позиций различных слоёв населения.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Процесс формирования многопартийности затянулся. Многие партии (до 40 шт) сошли с политической арены, прекратили свою деятельность, а некоторый партии объединились между собой. Это связано с тем, что избиратели/население с недоверием относились к новым политическим партиям, поскольку они практически все заявляли себя как оппозиционные.

В настоящий момент в РБ зарегистрировано 15 политических партий – 7 поддерживающих президента (Аграрная партия, КПБ, либерально-демократическая партия и др.) и 8 оппозиционных (БНФ, Белорусская социал-демократическая громада, объединенная гражданская партия и др.).

В настоящее время в РБ представлено три спектра политических партий:

1) крестьянский фронт;

2) консервативный фронт (объединённая гражданская партия (защищает основные европейские либеральные ценности), центристские партии (белорусская социал-демократическая громада, либерально-демократическая партия), партия справедливый мир);

3) левый спектр политических партий (республиканская партия труда и справедливости, аграрная партия, КПБ).

Основные положения закона о политических партиях:

- разрешено создание союзов политических партий, созданных на основе учредительного договора

- не могут действовать партии иностранных государств

- запрещается деятельность партий, которые ставят целью насильственного изменения существующего строя, которые проповедую пропаганду войны, национальную и социальную рознь

- для создания партии в РБ необходимо не менее 1000 человек

- партии создаются не по производственному принципу, а только по территориальному

- членами партии не могут быть судьи, прокурорские работники, сотрудники МВД, КГБ военнослужащие, президент РБ.

- в названии партий не допускается использование «Беларусь», «национальный», «народный» и т.д.

- политические партии не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением распространения и продажи агитационных материалов о себе.

- приостановление деятельности партии на период выборов не допускается

25 Понятие и функции выборов в политической системе

 

В современной политических системах выборы стали неотъемлимым атрибутом общественно-политической жизни. Что связано с политической модернизацией, в ходе которой господствующей формой легитимности становится рационально-легальная с её опорой на свободное волеизъявление. Выборы всегда связаны с голосованием, но голосование не всегда является выборами. Голосование – это один из элементов процедуры выборов. Выборы – период. Проводятся при избрании высших и иных гос. должностей. Существуют различные виды выборов. Они м.б. очередными (по истечении уст законом срока), досрочными (объективные, о сложении полномочий), дополнит. (появление вакантных мест на ту или иную должность), повторными (пред счит. несостоявшими), выборы в порядке ротации (одновременно не избир. весь парламент, а избир. по частям). Выборы несут на себе отпечаток разл форм полит систем и гос ус-ва, присущих тому или иному гос-ву. В каждой отд взятой стране они имеют свои специф ос-ти.

Основные функции выборов:

- агрегация и представление разл. интересов населения

- формирование общей полит воли

- легитимизация и стабилизация полит системы

- коммуникация между институтами власти и гражданами

- контроля над конфликтами

- функция полит социализации

- контроля за институтами власти

- генерирование обновления через конкуренцию.

Но следует иметь в виду, что выборы м б как средством выражения полит воли граждан, так и инструмент полит манипулирования.

Избирательное право, как таковое, принято делить на объективное и субъективное. Под объективным изб. правом понимают совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания. Под суб. изб. правом понимают конституционное право граждан избирать и быть избранным. В свою очередь суб. изб. право делится на:

Активное избирательное право – право избирать

Пассивное избирательное право – право быть избранным

Общий ход выборов принято называть электоральным процессом (от лат. Электор – избиратель).

Источниками объективного изб-го права явл. Конституция. Избирательный кодекс и постановления избирательных комиссий.

Кроме того чтобы выборы были признаны демократическими, они д. соответствовать определенному набору правил:

1 Они д.б. всеобщими (акт- с 18 лет, пас – 18-35)

2 Прямое голосование – избиратель голосует За или Против

3 Принцип «тайности» - исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей

4 Принцип свободы (добровольности)

5 Открытость и гласность в деятельности избирательной комиссии

6 Принцип равенства – каждый избиратель обладает равным количеством голосов

 

Кроме общих принципов сущ-т еще и принципы, относящиеся к избирательному законодательству, которые регулируют сам процесс участия в избирательной кампании. Законы страны д. обеспечивать:

1 Свободу выборов

2 Наличие альтернативности

3 Состязательность (конкурентоспособность) выборов

4 Равенство возможностей кандидатов и партий

5 Периодичность и регулярность

В совр. изб. праве прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права разных социальных групп. в истории избирательного права существовало большое колисчество разнообразных цензов, т.е. ограничений на участие в выборах. Например, имущественных, образовательных, сословных, гендорных (муж. и жен).

В настоящее время сохраняются возрастные, социальные, технические цензоры.

 

 

26 Избирательная система: понятие и основные типы.

 

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, на основе которых определяются результаты голосования.

В наше время наиболее распространены 3 избирательные системы:

1) мажоритарная, 2) пропорциональная, 3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

При мажоритарной системе (от фр. majorite –большинство) принимаются в расчет только голоса, отданные за кандидата, получившего большинство голосов. Победитель получает все. Эта система действует в Великобритании, США, Франции, Японии и у нас, в Беларуси. Это принцип одномандатных округов. Существует 3 вида мажоритарной системы:

а) система абсолютного большинства;

б) система относительного большинства;

в) система квалифицированного большинства.

При системе абсолютного большинства победитель должен собрать более половины голосов (50+1) в данном избирательном округе. Поскольку так много голосов получить очень сложно, голосование по этой системе обычно проходит в 2 тура. Во 2-й тур допускаются кандидаты, набравшие в 1-м туре больше всего голосов. Во втором туре победителем считается тот, кто просто собрал большинство голосов.

При системе относительного большинства победителем считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников по одиночке. При этом он может собрать меньше половины всех голосов. Здесь всегда есть результат. При полном равенстве голосов вопрос решается жребием.

При системе квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее 50 % - чаще всего 2/3 или 3/4,

Мажоритарная система имеет и недостатки, и достоинства. Недостатки её в том, что не обеспечивается принцип всеобщего избирательного права, так как не учитываются голоса за остальных кандидатов; мелкие партии не получают представительства; в политике депутатов могут брать верх интересы своего округа над общенациональными интересами; избранный по этой системе глава государства может не представлять интересы большинства избирателей; избирательные округа могут быть так созданы, что количество голосов может не соответствовать полученным местам в парламенте.

К достоинствам мажоритарной системы относится то, что мощная поддержка депутата в своем округе делает его более влиятельным и независимым в парламенте, а также то, что в парламенте создается устойчивый расклад сил, что позволяет создать стабильное правительство.

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, отданных за каждую из них. Существуют 2 вида этой системы:

а) пропорциональная система на общегосударственном уровне. При ней округа не выделяются и граждане голосуют за политические партии в масштабе всей страны. На основании полученных результатов распределяются места в парламенте;

б) вариант многомандатных округов. Тут места распределяются в зависимости от влияния различных партий в масштабах округа.

При пропорциональной системе кандидаты выдвигаются только политическими партиями (каждая составляет свой список), а избиратель голосует за список той или иной партии или блока.

В некоторых странах сильные партии добились законодательных гарантий от проникновения в парламент небольших партий. К ним относится «процентный барьер». Если партия не набирает установленный законом минимум голосов, то она не допускается к участию в распределении мест. Чаще всего это 5% (Россия, Германия), в Швеции это 4%, в Израиле 1%. Партии, преодолевшие барьер, делят и оставшийся процент. Обычно от этого правила освобождаются партии нац. меньшинств (в странах Вост. Европы).

После голосования начинается распределение мандатов на основе избирательной квоты – количества голосов, необходимых для избрания одного депутата.. каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько вписывается в квоту в зависимости от полученных голосов.

К достоинствам пропорциональной системы относятся: более полное представительство в парламенте полит. партий и возможность принятия решений, в большей степени отвечающих интересам различных групп населения. А к недостаткам – ослаблении связей между избирателями и парламентариями, т.к. люди голосовали не за конкретных людей, а за партии; зависимость депутатов от партийных структур; представительство в парламенте политических сил, не имеющих серьезной поддержки по всей стране, что ведет к созданию неустойчивых коалиционных правительств.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система существует в двух вариантах:

а) избиратель получает 2 бюллетеня; одним голосует за кандидата по своему округу, а вторым – за партию (в масштабах всей страны). Так происходит в России;

б) в ряде стран голосование за партийные списки считается действительным только тогда, когда хотя бы один кандидат данной партии победил на прямых выборах в избирательном округе. Такая система существует в Германии.

Безусловно, избирательные системы влияют на поведение политических партий в период избирательной кампании. Действенность той или иной избирательной системы обусловлена соотношением политических сил в стране и зависит от исторических традиций и реалий сегодняшнего дня.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал