Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушенийСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Понятие педагогической диагностики 2. Методы диагностической деятельности 1. Термин «диагностика»- это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности обучающегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области: 1) результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); 2) результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; 3) результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специальном, коррекционно-развивающем обучении и воспитании, кроме того им бывает необходима и лечебно-оздоровительная помощь. Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие этого или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для направления ребенка в соответствующие учреждения и последующие коррекционные работы. Структура имеющего у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда, отоларинголога, окулиста, педиатра и др. Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывает ПМПК. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование. Содержанием медицинского обследования является: - осмотр ребенка; - сбор и анализ анамнестических сведений; - офтальмогическое, отоларенгическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследование ребенка. Особое внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития. Данные врача при необходимости дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и др.) Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела. Уточняется состояние сенсорного развития: слуха, зрения. Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи, судорожные симптомы (тик, тремор и т.д.)). В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка, начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры, готовность к школьному обучению. Особое внимание обращается на способность ребенка к обучению. Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает: - глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, - всесторонний качественный учет результатов учебной деятельности, - реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания возможно понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении. Изучение детей является важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционно-развивающего образования. Переход от дошкольного детства к школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно; при нормальном развитии эта перестройка переживается относительно легко. Дети же группы риска и школьной дезадаптации уже на 1ом этапе школьной жизни испытывают следующие трудности: 1 – неспособность освоиться с новой ролью ученика с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению. 2 – «интеллектуальная пассивность» («не привыкли и не умеют думать» Л.С. Славина). 3 – трудности в усвоении учебного материала, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности. 4 – пониженная работоспособность, повышенная утомляемость. Изучение трудностей, с которыми встречаются дети на начальном этапе обучения, позволяют выявить совокупность предпосылок адаптационных нарушений у поступающих в школу детей, которую можно рассматривать как программу изучения. Предметом первостепенного внимания учителей должен быть: - характер отношений, складывающийся у ребенка на основе учебной деятельности; - его отношение к школе, к учению; - отношения с товарищами по классу, с родителями, учителями; - отношение к себе, как к ученику; - направленность личности в целом. Не надо оставлять без внимания и круг внешкольных интересов каждого ребенка, его увлечения. Чрезвычайно важным объектом изучения является сама учебная деятельность школьников: её характер, особенности и результаты. Поступая в школу, дети группы риска не имеют достаточного уровня зрелости необходимых для учения предпосылок, у них не сформирована учебная мотивация, недоразвита познавательная деятельность, ограничен словарный запас, узок кругозор. Эффективная организация начального изучения детей осуществляется в два этапа: 1) этап фронтального диагностирования школьно-значимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу, 2) этап – более глубокое и разностороннее изучение детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.
|