Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический словарик ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Авторитет — общепризнанное влияние педагога, родителей, выражающееся в глубоком уважении и доверии детей к ним. Авторитет взрослых рождает в детях уверенность в их справедливости. Авторитет педагогов, родителей основан на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном и профессиональном опыте, на отношении к детям, сочетающем любовь и уважение с требовательностью к ним. Адаптация — способность человека активно взаимодействовать с социальной средой, используя ее потенциал для собственного развития. Важное место в работе с детьми занимает их адаптация к школе, новому для них детскому коллективу, различным видам деятельности. Наиболее успешно происходит процесс адаптации ребенка к школе, если он посещал образовательное учреждение такого вида как «Начальная школа — детский сад». Анализ — вид мышления, позволяющий более общую теорию или понятие разлагать на более частные, кроме того, это метод научного исследования. Анкетирование — способ социологического исследования путем опроса при помощи специальных тематических анкет. Воспитание — процесс целенаправленного систематического развития личности дошкольника. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи, дошкольных и внешкольных учреждений. Воспитывающая функция учебных занятий — формирование у детей на учебных занятиях нравственности, воли, чувств, эмоций, эстетических представлений о мире. Дидактические игры — обучающие игры, в которых учебный программный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой. Занятие в дошкольном образовательном учреждении — форма организации обучения детей в детском саду. Проводится в постоянно установленное время, обязательно для всех детей, обеспечивает последовательное и целенаправленное выполнение программы обучения детей дошкольного возраста. Ежедневно в каждой возрастной группе детского сада проводится 2 — 3 занятия продолжительностью от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Дисциплинированность — одно из важнейших качеств личности, проявляющееся в выполнении норм и правил поведения в семье, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра — основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Коллективная игра — игра группы детей, имеющая единые цели, для достижения которых члены данной группы организуют совместную деятельность и вступают в определенные отношения взаимной зависимости и взаимной ответственности при равенстве всех в правах и обязанностях. Коммуникативные умения — владение культурой межличностного общения. Конфликтная ситуация — ситуация в межличностном общении, характеризующаяся напряжением и чревата перерастанием в конфликт. Культурно-Гигиенические навыки — навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. Наблюдение — целенаправленное, планомерное (длительное или кратковременное) изучение, обследование предметов и явлений окружающей жизни. Метод — путь исследования или познания, способ. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методы воспитания — способы педагогического воздействия на детей, направленные на достижение задач воспитания. Методы обучения — формы теоретического и практического освоения программного материала. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка. Мораль — особая форма общественного сознания, включающая в себя требования, нормы и правила, регулирующие поведение человека в обществе. Навык — действие, которое автоматизируется в результате многократных повторений. Нравственное воспитание — развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. Образец — наглядное средство, которым пользуются для обучения изобразительной деятельности, конструированию, представляет собой выполненный педагогом рисунок, чертеж, сконструированную поделку с яркой привлекательной расцветкой без излишней детализации. Образовательная функция учебных занятий — овладение дошкольниками знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программах дошкольных учреждений. Образовательный государственный стандарт — обязательный уровень освоения программ, рекомендованных оргаг нами образования для дошкольных учреждений. Общечеловеческие ценности — явления общественной жизни и природы, имеющие непроходящее значение для человека и общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, любовь к самому себе и ближнему, Отечеству. Эти ценности сближают разные народы, различные религии, эпохи и нашли отражение в документах о правах человека. Обследование предметов — метод сенсорного воспитания. Специально организованное восприятие разнообразных свойств и качеств предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. Общение — процесс взаимодействия людей, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями посредством слов и других знаковых систем. Педагогическая технология — это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования применения методов и приемов, а также их оценка. Перевоспитание — корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, искоренение отрицательных свойств и привычек, приобретенных в результате негативного жизненного опыта. План работы — координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективного функционирования общеобразовательного учреждения в течение определенного времени (недели, месяца, года и более). Правила поведения — систематические требования, предъявляемые к поведению детей. Условно могут быть разбиты на группы: культурно-гигиеническик, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, к вещам личного и общественного пользования, правила поведения в общественных местах. Принципы воспитания — основополагающие или исходные теоретические положения, которыми руководствуются педагоги при организации воспитательного процесса. Принципы обучения — исходные положения, определяющие деятельность воспитателя и учебную деятельность людей. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения. Развивающая функция учебных занятий — активизация познавательной деятельности ребенка; овладение им логическими операциями, приемами, суждениями, умозаключениями; формирование интереса к учению и познанию мира, развитие способностей детей. Самовоспитание — совершенствование своих личных свойств и качеств в соответствии с поставленными задачами. Сенсорное воспитание — целенаправленное развитие ощущений и восприятий как предпосылка успешной познавательной, игровой и учебной деятельности. Содержание образования — система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических сил детей, подготавливает их к активному участию в деятельности. Социальная защита детей — это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Стиль — характерная для педагога система приемов и манера взаимодействия с воспитанниками. Структура — взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Творчество — это слово происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что еще не встречалось в индивидуальном и общественном опыте. Тестирование — процедура применения тестов на практике. Тест — стандартизированная психолого-педагогическая методика. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических жизненных ситуациях. Технология — наука о мастерстве, искусство практической деятельности. Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. Усвоение — овладение системой знаний, умениями, навыками и способами действий. Формирование личности — процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, принимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Цель — осознанное представление процесса и конечного результата определенной деятельности. Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в часто возникающих разнообразных-эмоциях и чувствах в процессе общения и деятельности. Эстетика быта — организованная по законам красоты и целесообразности окружающая обстановка; соответствующая эталонам одежда людей, их внешний вид, манера поведения. Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, объективно оценивать явления жизни, искусства.
|